КомментарийКультура

Человечество для всех

Берлинский кинофестиваль стал политической трибуной для тех, кто понимает, что прежний порядок рушится

Человечество для всех

Кадр из фильма «Удерживая Лиат»

Самый политический из ведущих мировых киносмотров продолжается. И политика, сегодня столь нагло и жестко вторгающаяся в жизнь каждого, в этом году красноречиво запечатлена не только на экране Берлинале, но и громкими заявлениями. К примеру, богиня кино Тильда Суинтон, получившая почетного «Золотого медведя», на пресс-конференции выразила восхищение деятельностью компании BDS (Бойкот/Отчуждение/Санкции), призывающей к полной изоляции Израиля.

После громких прошлогодних пропалестинских заявлений на церемонии Закрытия новый директор фестиваля Триша Таттл предложила вернуть фестивалю интонацию диалога: «Чем более радикальными становятся дебаты, тем острее нам нужна площадка для дифференцированных дискуссий».

Среди фильмов о Холокосте — док «Шоа» Ланцмана» Гийома Рибо — история о том, как великий режиссер Клод Ланцман создавал свой легендарный девятичасовой эпос «Шоа». Есть совсем свежая картина «Удерживая Лиат» Брэндона Крамера. О семье одной из заложниц ХАМАС — учительницы Лиат Бейнин Ацили и ее мужа Авива, которые были похищены из процветающего кибуца Нир Оз. Мы все время рядом с родителями, сестрой, сыном, племянником. Рядом с их горем и беспомощностью. Мы в обгоревшем доме в кибуце. Спустя время рассматриваем пятна крови на стене забора, эту кровь криминалисты идентифицировали как кровь их Лиат. Родители находят здесь полароидные снимки, на которых отпечатки прежнего счастья. Отца и брата уговаривают поехать с миссией по штатам США. Чтобы политикам заручиться политической поддержкой администрации Байдена. Они идут к сенату по асфальту, испещренному антиизраильскими надписями. Сенаторы слушают их равнодушно и кивают. Пиарщики требуют от них «больше чувств и эмоций». Наконец, все заканчивается: счастливо и разрушительно. Лиат вернется, но ее муж — уже нет.

В документальном наблюдении Bedrock Кинги Михальской встречаемся с людьми, живущими в районах лагерей смерти Аушвиц-Биркенау в Польше. Следы насилия причудливо вплетены в ткань повседневной жизни плюс красивые пейзажи.

Автор рисует психологический портрет Польши, исследуя тени прошлого, о которых пытается забыть «настоящее». Главным событием в год юбилея Победы в деревне Биркенау становится победа местной футбольной команды.

Много картин о современных военных конфликтах и их жертвах, прежде всего фильмы об Украине. Например, почти трехчасовая траурная картина Виталия Манского* «Подлетное время». Если коротко, это нескончаемые похороны во Львове молодых военных под музыку военного оркестра.

Кадр из фильма «Подлетное время»

Кадр из фильма «Подлетное время»

Но и во вполне мирных картинах о наших современниках и предшественниках политика живет с ними рядом бок о бок. Никогда не знаешь: приласкает или больно укусит. Как в китайском эпике «Жить на земле» Мэна Хо — наблюдении за трудным выживанием одной фермерской семьи в одной деревне. Когда у молодой мамы рождается третий ребенок, приходит партийный чиновник и строго напоминает о законе «одна семья — один ребенок», предполагающем принудительную стерилизацию. Но так как капитализм вместе с плохоньким трактором, заменившим ручной труд, пробивается на территорию общины, возникает возможность с партией — «договориться».

На нынешнем смотре дыхание политики чувствуется особенно остро. Сразу после Закрытия фестиваля в Германии состоятся досрочные парламентские выборы. Их ждут с тревогой и немцы, но особенно — эмигранты. Уже вполне очевиден союз ведущих партий с ультраправой «Альтернативой для Германии» (АдГ), митинги против которой собирают сотни тысяч человек. В планах председателей этой партии Алисы Вайдел и Тино Хрупаллы — «ремиграция» — то есть депортация — просителей убежища, иностранцев с видом на жительство и «неассимилированных граждан Германии». Отчасти теме «реимиграции» в Мексику посвящен фильм Мишеля Франко «Мечты», о котором мы уже рассказывали. Между прочим, среди продюсеров этой конкурсной картины — Александр Роднянский*.

Читайте также

Диктатура любви и сумерек

Диктатура любви и сумерек

Самые ожидаемые премьеры Берлинале-2025 «Микки 17» и «Мечты»

Документальный марафон-свидетельство «Мои нежелательные друзья. Часть I» (324 минуты) о российских оппозиционных медиа двадцатых годов сняла американская постановщица советского происхождения Джулия Локтев — это многочасовое наблюдение за жизнью журналистов, которых превращают в «иноагентов», а президент в ежегодном обращении говорит о том, как у нас защищают журналистов, потому что работа у них — опасная.

Kontinental 25 снял главный провокатор в европейском кино, автор скандального сатирического триптиха «Неудачный трах, или Безумное порно» Раду Жуде (фильм получил «Золотого медведя», а в России был запрещен). То был безумный портрет учительницы истории, пытающейся избежать сексуального скандала из-за видео с ней, загруженного на порносайт.

А на самом деле — портрет общества, которое захлебывается в неразрешимых противоречиях.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Из фильма в фильм Жуде воюет и с укорененным в социуме лицемерием, и с латентным нацизмом и антисемитизмом.

Кадр из фильма «Kontinental 25»

Кадр из фильма «Kontinental 25»

В его новой картине милая женщина средних лет Орсоли (Эстер Томпа), венгерский судебный пристав, живущая в Румынии, оказывается в сетях неразрешимого морального кризиса. Ей пришлось выселять из бойлерной местного бомжа, побирающегося по кафе, собирающего бутылки и тихо пьющего наедине с самим собою. Так вот, Орсоли — всего лишь пристав, выполняла волю закона. Даже дала бомжу 20 минут на сборы, хотя жандармы в масках, ее сопровождавшие (там их тоже зовут ниндзя), спешили. И вот беда: несчастный привязал себя проволокой к батарее и повесился. И теперь Орсоли чувствует себя без вины виноватой. Она пытается найти поддержку извне: у мамы, у подруги, у дурацкого студента, сыплющего цитатами и анекдотами. Она задолбала всех своим рассказом о самоубийстве по ее вине. Но легче не становится.

В итоге она ссорится с мамой — любительницей Орбана и Путина, молится дуэтом со священником, занимается сексом буквально на улице со студентом, напивается до рвоты. В еще большем падении — пытается обрести почву под ногами. Но вдруг кажется, что само это падение благонравной служительницы закона и есть пробуждение подлинной, не зарегламентированной, словно застывшей жизни.

Очередная парабола Жуде — повод для размышлений. Мне картина по посылу напомнила нетленный «Остановился поезд» Абдрашитова. Там тоже в катастрофе вроде бы никто не был виноват, а вина давила грузом на всех… кроме системы, ее прародительницы. Но если у Абдрашитова все тщательно выверено, прописано, у Жуде стихия современной румынской жизни бьет током из каждого кадра. Эта жизнь — беспримесный непредсказуемый абсурд — то кипит, то замирает в статичных кадрах на экране, то смешит, то пугает.

Непостижимым образом режиссеру удается в своих вроде бы частных историях

вкапываться довольно серьезно в проблемы процветающего ныне морального релятивизма, хронических травм постколониальной и постсоциалистической политики и экономики, вновь проснувшегося национализма и даже острого конфликта между Румынией и Венгрией вокруг Трансильвании.

И все эти геополитические темы связываются жгутом в сердце одной травмированной своей необъяснимой виной женщины.

Читайте также

Поговори с лампой

Поговори с лампой

Кинофестиваль в Берлине открылся драмой «Свет». Лариса Малюкова — о фильме, зависшем между драмой и развлечением

В преддверии федеральных выборов актеры Берлинале пытаются как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, выступая против правого экстремизма. Актриса Хайке Макатч («Обитель зла», «Реальная любовь») заявила: «Можно только надеяться, что люди проснутся, что они не проголосуют за правых, действительно внимательно присмотрятся к предвыборным программам». А на открытии Берлинале актрисы Мерет Беккер и Анна Тальбах держали в руках шарфы с надписью «Человечество для всех».

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow