СюжетыОбщество

Молотки

Как меняются карьеры судей после жестоких приговоров

Молотки

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Когда прошлой осенью судью Василеостровского райсуда Петербурга Оксану Демяшеву, вынесшую приговор художнице Скочиленко, повысили до зампредседателя Калининского суда Петербурга, многие восприняли это как оплеуху.

Действительно, случай был уж больно красноречивый: Демяшева приговорила Александру к реальному сроку за замену в магазине ценников на пацифистские записки, которые видел фактически один человек, к сроку чудовищному: тяжело больной Скочиленко она назначила 7 лет зоны за 5 ценников — больше чем по году за каждый. Но это не главное. Показателен был ход процесса: подсудимой запрещали выходить в уборную, принимать пищу и даже менять батарейки на кардиомониторе.

Судья Оксана Демяшева. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Судья Оксана Демяшева. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Разумеется, мы не можем говорить, что повышение Демяшевой произошло именно вследствие этого. Лишь впоследствии. Рекомендация квалификационной коллегии о повышении была дана на следующий день после вынесения приговора.

И это далеко не единственное совпадение — мы взглянули на биографии «политических» судей.

Судья Азамат Бикчурин. Сейчас — председатель Уфимского районного суда. На эту должность он был назначен 31 марта 2023 года, но не оставил текущих дел и довел-таки до приговора в Кировском суде, где работал прежде, процесс Лилии Чанышевой, которую судили за сотрудничество со структурами Навального.

Судья Азамат Бикчурин. Фото: соцсети

Судья Азамат Бикчурин. Фото: соцсети

Казалось бы, мог отказаться: процесс только начался. Но Бикчурин не вышел из дела. И 14 июня, через два с лишним месяца после повышения, отправил Чанышеву в колонию по делу о создании экстремистского сообщества.

К слову, именно Бикчурин в 2021 году впервые вынес постановление об аресте Чанышевой. Вообще у него репутация некровожадного, даже мягкосердечного судьи. Вот и Лилия в последнем слове сказала, что Бикчурин во время процесса показал себя «человеком со своей позицией», и попросила проявить человечность:

«Если вы посадите меня на 12 лет, то я уже не успею родить ребенка. Дайте мне шанс стать мамой». В известной степени проявил: дал 7 лет и 6 месяцев.

Аналогично не вышла из процесса и Ольга Федина. Указ о ее назначении в Мосгорсуд был подписан 30 сентября, но еще месяц с небольшим она продолжала приходить в Тушинский райсуд, где довела до приговора дело педиатра Надежды Буяновой, обвиняемой в распространении военных «фейков». Прокуратура запрашивала для нее шесть лет колонии, Федина назначила пять с половиной.

Рисунок Екатерины Галактионовой с приговора Надежде Буяновой. В мантии судьи — Ольга Федина

Рисунок Екатерины Галактионовой с приговора Надежде Буяновой. В мантии судьи — Ольга Федина

Повышение накануне ответственного приговора в марте 2023 года получила судья Лефортовского суда Маргарита Котова. Она приговорила Навального к 9 годам колонии по делу о мошенничестве и неуважении к суду. За четыре дня до приговора был подписан указ о ее назначении в Мосгорсуд.

Судья Маргарита Котова. Фото: ФСИН

Судья Маргарита Котова. Фото: ФСИН

Котова в Лефортовском суде ранее регулярно получала дела подследственности ФСБ. Это процессы о шпионаже — аресты ученых Губанова и Голубкина, журналиста Ивана Сафронова, а также дела «крымских террористов». Именно Котова продлевала арест режиссеру Олегу Сенцову, антифашисту Александру Кольченко и другим обвиненным в терроризме украинцам.

Судья Виталий Белицкий также был повышен перед громкими приговорами. В январе 2023-го из Коптевского суда пошел на повышение в Мосгорсуд. И почти сразу получил для рассмотрения важнейшее дело. Уже 17 апреля в составе коллегии судей Белицкий приговорил Владимира Кара-Мурзу* к 25 годам строгого режима за распространение «фейков» о российской армии, участие в деятельности нежелательной организации и государственную измену. Чуть позже Белицкий вынес приговор по чуть менее громкому, но также резонансному политическому делу. Он посадил на 6 лет Виталия Кольцова — человека, которого обвиняли в покушении на жизнь 12 омоновцев, из-за бутылки с бензином, брошенной в пустой автозак.

Присяжные отказались признавать Кольцова виновным. И Белицкий дал ему 6 лет лишь за порчу имущества и применение насилия в отношении представителя власти.

Коллега Белицкого по приговору Кара-Мурзе — судья Подопригоров. Он председательствовал на процессе и дважды отказался себя отводить.

Судья Сергей Подопригоров. Фото: кадр из видео

Судья Сергей Подопригоров. Фото: кадр из видео

Отвода требовала защита, усомнившись в беспристрастности Подопригорова, ведь тот с подачи своего подсудимого — Владимира Кара-Мурзы — был ранее включен в санкционный «список Магнитского» (будучи судьей Тверского райсуда, санкционировал арест и задержание Магнитского, затем продлил содержание под стражей).

При таких обстоятельствах судьи могут взять самоотвод, чтобы исключить конфликт интересов и не компрометировать будущий приговор. Но Подопригоров этого сделать не смог или не захотел. О его манере ведения процесса рассказывал Кара-Мурза после выхода на свободу:

судья не приобщил к делу ни одного документа, заявленного защитой, обрывал свидетелей и экспертов…

Когда приговор явно пишется не в суде, о судьях составляешь мнение по тому, как они себя ведут в процессе: по-человечески или не очень. Позиция Подопригорова позволяла думать о том, что само право засадить обидчика на четверть века было ему в какой-то степени наградой. Ну или как минимум не претило.

Бывает и так, что речь не о повышениях и бонусах, а о каком-то слабом месте. Когда читаешь решения судьи, у которого есть такое больное место, трудно не задуматься о его мотивации.

Одна из судей по делу Беркович и Петрийчук — Диана Мищенко. В сентябре она в Хамовническом суде в очередной раз продлила подсудимым меру пресечения. Это было как раз то заседание, на котором защита сообщила, что у одной из дочерей Беркович диагностирована астма, девочка задыхается, то самое, в котором за театральных деятелей поручились Олег Меньшиков, Константин Райкин и еще целый список театральных звезд, и то, где Евгения говорила, что от решения судьи зависит жизнь ее старенькой бабушки, и просила предотвратить ее смерть. Мищенко продлила арест. Бабушка режиссера, Нина Катерли, действительно умерла через два месяца.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

А что же судья Мищенко? Это ведь не первый для нее громкий арест. Судья она с 2010 года. Брала под стражу корреспондента РБК Александра Соколова по делу инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть», штрафовала обозревателя «Коммерсанта» Марианну Беленькую* за пикет в защиту Ивана Сафронова. Именно Диана Мищенко в апреле 2022 года на 15 суток арестовала Владимира Кара-Мурзу за «изменение траектории движения» при виде полицейских. Этот арест был важнейшим этапом дела против оппозиционера. За две недели, пока он был под стражей, следствие как раз подготовило полноценное уголовное дело, и на свободу политик уже не вышел, пока в 2024 году не произошел обмен заключенными между РФ и странами Европы.

Прошлой осенью Мищенко приговорила к двум годам колонии поэта Вячеслава Малахова по делу о «дискредитации армии» — за два телеграм-поста. Получилось по году за каждый. Малахов признал вину, дело рассматривали в особом порядке, но срок все равно оказался реальным.

Рисунок Екатерины Галактионовой с суда над Вячеславом Малаховым. Судья — Диана Мищенко

Рисунок Екатерины Галактионовой с суда над Вячеславом Малаховым. Судья — Диана Мищенко

Кто же такая судья Диана Игоревна Мищенко? В распоряжении «Новой» и в одном вовсе не секретном уголовном деле имеется полицейский рапорт, в котором оперативник сообщает начальству: судья Хамовнического суда Диана Мищенко — дочь участника Таганской ОПГ. Игорь Мищенко был задержан по подозрению в убийстве собственного адвоката, чья работа по одному гражданскому делу его не удовлетворила. И в СИЗО скончался, не дожив до приговора. Поэтому формально у судьи Мищенко осужденных по уголовке родственников нет. Но обстоятельство, не очень приятное для судьи, закреплено в процессуальных документах. Подобные вещи легко сделать инструментом давления или иной манипуляции.

Именно поэтому от судей требуют идеальной биографии, хотя формально судимость родственников и уж тем более попытка привлечения их к уголовной ответственности и не является препятствием для получения статуса.

А вот еще одна судья по делу Петрийчук и Беркович — Наталья Чепрасова. Эта судья Замоскворецкого суда Москвы санкционирована первый арест драматурга и режиссера в мае 2023-го — отправила их в СИЗО на основании лженаучной «деструктологической» экспертизы.

В октябре она же назначила три года колонии французу Лорану Винатье*, которого осудила по статье о недонесении на себя самого как на «иноагента». Через месяц Чепрасову назначили судьей уже в Мосгорсуд.

И еще один судья по «второму театральному делу», Юрий Рахматов. Тоже не обижен карьерой. В Замоскворецком суде он продлевал аресты Беркович и Петрийчук, а также заочно арестовал журналистку Фариду Курбангалееву* по статье об оправдании терроризма. Назначен в Мосгорсуд тем же указом, что и Чепрасова, в ноябре 2024-го.

В этом указе есть и Наталья Войцехович. Она перешла в Мосгорсуд из Лефортовского суда, где рассматривала арестные материалы по делам о госизмене и шпионаже (например, продлевала арест Эвану Гершковичу).

Карьерный рост идет у судей по политическим делам и на «новых территориях». Например, председателем Луганского гарнизонного военного суда в августе 2023 года стал Роман Плиско. Прежде — судья Южного окружного военного суда. В июне 2023-го он приговорил к 15 годам заключения художника-акциониста Богдана Зизу, облившего городскую администрацию Евпатории синей и желтой краской. Еще Зиза бросил в здание коктейль Молотова, но ничего не загорелось. Тем не менее Плиско признал акциониста виновным в оправдании терроризма, подготовке к совершению теракта и вандализме по мотивам политической вражды.

Мы вовсе не утверждаем, будто назначения на новые должности — следствие нужных приговоров. И разумеется, все упомянутые судьи ведут не только политические дела, но и сотни уголовных.

Но решения, совпадающие с людоедским трендом, — признак лояльности, надежности, системности. Это маркер «свой — чужой». Для людей, прошедших такую проверку, повышение закономерно. Хотя оно может произойти и не сразу, в свой черед.

Так своим чередом идет карьера Алеси Ореховой, с прошлого ноября — судьи Мосгорсуда. До того в Тверском суде она рассмотрела немало административных дел о «дискредитации армии»: штрафовала Бориса Гребенщикова*, Дмитрия Назарова, Илью Варламова*, Noize MC*. По этой же статье оштрафовала на 45 тысяч рублей незрячую активистку Оксану Осадчую.

…Суд, который прежде был все же относительно состязательным, превращается в инструмент легализации насилия. В важный элемент системы репрессий. В инстанцию, откуда, если дело уж туда зашло, обратного пути не будет. Недаром председатель Красноярского краевого суда Николай Фуга в недавнем интервью бесхитростно сообщил, что «судебная система России не предполагает оправдательных приговоров». По закону и по Конституции — совсем не так, но Фуга — практик.

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Есть исключения, но система их быстро, механически исправляет — как было с делом Олега Орлова*, которого приговорили к штрафу, но молниеносно исправили ошибки следствия — и посадили. Глаза у Фемиды давно уже не прикрыты никакой тряпицей — не зря у соответствующей скульптуры на здании Верховного суда они открыты.

Бумажная волокита, часы ожидания в судейских коридорах, абсурд и подчас безграмотность документов обвинения, обыденность происходящего отупляют зрителя и рутинизируют насилие.

По-хорошему, все перечисленное должно иметь правовые последствия: отмена «скопипасченных» решений, реакция квалифколлегии на поведение судей или их пристрастность (обвинительный уклон процесса — это как раз ее признак), частные определения в адрес следственных органов, без всякого уважения притащивших в суд безграмотно сляпанный протокол или криво сшитое дело… А еще — отказы в необоснованных арестах, потому что закон считает заключение под стражу крайней мерой и требует строго доказывать, что иных мер недостаточно. Это все не пустые мечтания, это все пока еще есть в российских законах. Но на это избирательно близорукая Фемида даже не косится. Дефект зрения стал критерием годности.

Судьи имеют все полномочия разорвать цепочку беззаконных псевдопроцессуальных действий. Ответить на неуважение к суду тех, кто фальсифицирует дела и несет в процесс липовые бумажки. Несколько лет назад челябинский судья Антон Долгов рассказал «Новой», как отказался проглотить фальсификацию. Увидел в деле подлог. Как (сам бывший следователь) начал пачками возвращать в органы дознания и следствия материалы с ошибками. Долгов просто поступал по закону. По букве. Он подвергся травле, а через два года был вынужден сложить полномочия.

Его история началась с дела против, как он убежден, невиновного. Тяжкие обвинения, с которыми трудно выжить на зоне. Сам прокурор говорил об отсутствии доказательств, но обвинение поддержал. Это дело, возвращенное Долговым из-за доказанного экспертами подлога, чуть позже рассмотрел другой судья. Дал 15 лет.

Очередная копипаста с документов следствия может стоить кому-то жизни. Но ничего не изменит в стабильном карьерном росте того, кто это решение подпишет. 

Как не изменила жизнь судьи Ростовского облсуда Сергея Быченко смерть посаженного им человека после пыток. В 2023 году, за полгода до повышения, будучи судьей Ленинского районного суда Ростова-на-Дону, Быченко отправил на 10 суток в спецприемник антивоенного активиста Анатолия Березикова. Мелкое хулиганство, дело на пять минут, в такие даже не вчитываются — экономят время.

Читайте также

«Нигде этого нет, у нас это есть»

«Нигде этого нет, у нас это есть»

О честности председателя Красноярского краевого суда Николая Фуги, который рассказал, почему не бывает оправдательных приговоров

Это был второй подряд арест Березикова: по версии полиции, едва выйдя из спецприемника, тот принялся материться и приставать к прохожим. После этого ареста был и третий (под похожим предлогом). Адвокату Березиков говорил, что в спецприемнике его пытают и угрожают возбудить дело о госизмене. Так действительно бывает: карусель арестов по нелепым поводам, когда человеку просто не дают выйти на свободу, часто заканчивается уголовным делом — на его формирование спецслужбам как раз и нужно время. А коли нужно, судьи без малейшего сомнения назначают аресты по ходатайству полиции.

Из-под третьего ареста Березиков не вышел — умер. Полицейские назвали его смерть самоубийством, защитники считают, что не выдержал пыток. Дело против него возбудить так и не успели.

*Минюст РФ считает «иноагентом».

Этот материал входит в подписку

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow