Пока российские патриоты устанавливают памятники Сталину, пока на всех телеэкранах страны артисты пляшут на фоне портретов «отца народов» в окружении изображений Берии, Маленкова и иже с ними, петербургские власти фактически уничтожают культурное и архитектурное наследие сталинского периода.
В очередной раз на торги выставлено центральное здание Государственного оптического института (ГОИ) имени Вавилова, объект регионального культурного наследия. Торги назначены на сегодня, 31 января. За три миллиарда рублей любой желающий может приобрести здание площадью в 47,6 тысячи квадратных метров и участок земли вокруг площадью более двух гектаров в одном из самых дорогих районов Петербурга — на Васильевском острове, между Кадетской и Биржевой линиями. Градозащитники бьют тревогу: у потенциального покупателя фактически развязаны руки — охраняется только центральное здание, все остальные постройки можно снести, уничтожив общий ансамбль.
Купол, колонны и звездочки в ряд…
В глухом полумраке мерцают редкие блики на колоннах из натурального мрамора, затемненная лестница, наверху которой видны тяжелые бархатные знамена с орденами и позолотой, тишина, шорохи шагов и редкие, похожие на тени, силуэты людей. Если оказаться в парадном вестибюле главного здания ГОИ неожиданно для его немногочисленных обитателей, может показаться, что попали на съемки исторического фильма или на театральную сцену.
«Да, у нас здесь много фильмов снималось! — сообщает случайно встреченная на лестнице женщина в рабочем халате, сказавшая, что она тут просто «на хозяйстве». — И фильмы снимают, и экскурсии водят, а вся наука уже не здесь, тут почти никого не осталось. А мы сейчас просто ждем нового хозяина».
Появится ли у исторического здания ГОИ новый хозяин — большой вопрос. Предыдущая попытка его продать закончилась ничем, хотя стартовая цена тогда и сейчас — более чем привлекательная — 3 008 187 020 рублей. Это без учета земли и хозяйственных построек — почти 60 тысяч рублей за квадратный метр при средней цене по Петербургу почти в 100 тысяч рублей.
И в первый раз, и сейчас продать здание пытается компания «РТ-Капитал», которая отвечает за непрофильные активы «Ростеха», в состав которого ГОИ вошел еще в начале 2000-х. Но — то ли сказывается общий спад аппетита на сверхдорогую и затратную недвижимость, то ли будущие хозяева не хотят связываться с бременем в виде охранного статуса (куда проще иметь дело с намывными территориями здесь же на Васильевском острове), только перспективы у одного из самых интересных зданий своего времени — получить наконец хозяина — совсем туманные.

Центральное здание Государственного оптического института (ГОИ) имени Вавилова. Фото: Наталья Шкуренок / «Новая газета»
Оптический институт основан в 1918 году, с 1932-го до 1945 года научным руководителем института был Сергей Вавилов, в 1951 году ГОИ было присвоено его имя. После распада СССР и в результате приватизации (при участии зарубежных партнеров) институт разделили на несколько организаций, с 2008 года он стал частью «Ростеха», а в 2012-м из-за огромных долгов всех сотрудников перевели в штат акционерного общества и выселили с Васильевского острова.
Автор проекта нового здания ГОИ — Сергей Евдокимов, архитектор, не учившийся в Академии художеств, а получивший образование в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ). Но Евдокимов работал у знаменитого Ноя Троцкого, считал себя его учеником и был продолжателем идей ленинградского неоклассицизма.
Здание получилось роскошным, напоминающим Павловский дворец, в палладианском стиле, с совершенно замечательной отделкой.
По мнению Александра Кречмера, историка архитектуры, и само здание ГОИ, и интерьеры — часть традиции эпохи ленинградского неоклассицизма, развитие идей Ноя Троцкого. Недаром актовый зал в ГОИ в стиле анатомического театра так похож на актовый зал в Доме Советов на Московском проспекте в Петербурге (архитектор Ной Троцкий).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Я очень не люблю выражение «сталинский ампир», оно не подходит именно к ленинградскому неоклассицизму, — считает Александр Кречмер. — Здесь нет тотального прославления советского строя, зато у каждой ротонды — своя роспись. Советской символики нет совсем. Если не знать, то можно подумать, что это отреставрированный Карл Росси, а роспись первого яруса напоминает кисть Михаила Скотти. Для росписи второго этажа использовали рисунок со знаменитого сервиза Екатерины II «Арабески». По уровню архитектуры и отделки это, конечно, памятник не регионального, а федерального значения».
Какой такой сталинский ампир?
Проблемы с сохранением архитектуры периода ленинградского неоклассицизма существуют в Петербурге не первый год. Несколько лет градозащитники и обычные петербуржцы пытаются спасти здание Всесоюзного института бумажной промышленности на площади Мужества, здание Медсанчасти завода Калинина (он работал всю блокаду, люди не отходили от станков даже во время обстрелов, а медсанчасть построили после войны как память о погибших и выживших). На месте здания бывшего Научно-исследовательского центра ракетных войск и артиллерии (НИЦ РВиА) на Хрустальной улице планируют построить современный бизнес-центр.

Зал в центральном здании Государственного оптического института (ГОИ) имени Вавилова. Фото: Наталья Шкуренок / «Новая газета»
«Вдруг эти объекты стали не нужны городу, — говорит Александр Кречмер. — Хотя это был выдающийся период, тем более что 2025 год — очень важен для Петербурга-Ленинграда как год 65 лет открытия первой линии метрополитена. И ГОИ, и Медсанчасть, и другие памятники этого периода — предмет гордости архитектурного образа Ленинграда-Петербурга, его особый стиль».
Еще несколько лет назад сотрудники ГОИ, опасаясь за судьбу своего главного здания, заказали Комитету по охране памятников (КГИОП) провести экспертизу. Экспертизу, по поручению КГИОП, делал Борис Матвеев (он уже не является штатным сотрудником комитета, а выполняет работы по подряду, таких экспертов градозащитники называют «пенсионеры КГИОП»). Из всего комплекса зданий Матвеев вычленил только центральную часть, посчитав ее важной.
По результатам этой экспертизы статус памятника регионального значения получила только эта, центральная, часть, все остальное «специалисты» сочли не важным.
«Как можно расчленять ансамбль? — возмущается Александр Кречмер. — Павловский дворец, например, тоже строили разные архитекторы в разное время, но это единое здание, единый ансамбль. И представьте: если кто-то скажет, что ценна только центральная часть, а крылья — не важны, значит, их можно снести?!»
В последний день января станет известно, найдет ли здание ГОИ своего нового хозяина. Градозащитники надеются, что этого не случится. И тогда можно будет требовать проведения повторной экспертизы, добиваясь повышения охранного статуса до уровня памятника федерального значения для центральной части комплекса и охраны регионального значения для всего ансамбля.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68