СюжетыОбщество

Могло ли что-то спасти Лос-Анджелес

Этот пожар по-прежнему в центре внимания. Что происходило, рассказывают эксперт-пожарный и климатолог

Член Калифорнийского корпуса охраны природы работает на месте пожара в районе Пасифик-Палисейдс в Лос-Анджелесе, 27 января 2025 года. Фото: Jae C. Hong / Associated Press / East News

Член Калифорнийского корпуса охраны природы работает на месте пожара в районе Пасифик-Палисейдс в Лос-Анджелесе, 27 января 2025 года. Фото: Jae C. Hong / Associated Press / East News

7 января 2025 года в 12.03 на сайте пожарного департамента Лос-Анджелеса появилось первое упоминание пожара Pacific Palisades, и первые указания по эвакуации населения, хотя пожар был еще не так уж велик — 200 акров, то есть 81 гектар. 18 января этот пожар все еще действовал, его площадь выросла до 23 713 акров (коло 9600 гектаров), он локализован на 43%.

Причины пожара пока что достоверно неизвестны — ведется обычное в таких случаях расследование, последствия и ущерб еще оцениваются. Известно о 10 погибших, 4 раненых; разрушено огнем 3846 зданий, 624 повреждены. На тушении пожара работали почти пять с половиной тысяч человек, большое количество техники, подробнее можно узнать на сайте пожарной службы Калифорнии — CalFire, которая и осуществляет руководство тушением.

Важно понимать, что с самого начала пожара и до нынешнего момента велась огромная и очень сложная работа по эвакуации и временному размещению, обеспечению всем необходимым жителей пострадавших районов. Пресса пишет о «десятках тысяч эвакуированных».

Параллельно со ставшим «звездой новостей» пожаром Pacific Palisades продолжает действовать пожар Eaton, который меньше по размеру, но убил 17, ранил семь человек, уничтожил почти 10 000 домов, повредил чуть менее тысячи.

Газеты и телевидение говорят о рекордных пожарах, о невиданной катастрофе. Что с точки зрения имущественных потерь — суровая правда жизни. С точки зрения количества жертв эти пожары среди наиболее смертоносных, но далеки от печального рекорда пожаров на Гавайях в 2023 году и пожара Camp Fire, произошедшего в Калифорнии в 2018 году. Сравнимые по смертоносности пожары происходили в США не раз, и не только в Калифорнии, хотя этот штат горит сравнительно сильнее других, -если говорить о жертвах и разрушениях, но не о площадях. Пожары, сравнимые по площадям, были и в Техасе, и на северо-западе США — в Айдахо и Монтане. Но именно пожары января 2025 года вызвали не просто активное обсуждение в прессе и интернете, но и породили непропорциональное количество слухов, домыслов, конспирологических теорий.

Читайте также

Это — идеальный шторм, созданный человеческой глупостью

Это — идеальный шторм, созданный человеческой глупостью

О пожарах в Лос-Анджелесе

Появились авторы, которые связывали разрушительность нынешних калифорнийских пожаров с политической принадлежностью руководства штата и Лос-Анджелеса, с половой принадлежностью и сексуальной ориентацией руководства пожарного департамента LA, были и совсем экзотические версии про поджигающих калифорнийские леса сторонников свободной Палестины и агентах сионизма.

Конспирология это, несомненно, очень увлекательно, но имеет мало отношения к делу. Если же очистить историю от домыслов, слухов и откровенных политических спекуляций, то выйдет сухая и скучная проза. Далее будет скучно, так что те, у кого земля плоская, а в пожарах виноваты чьи-то политические и сексуальные предпочтения, могут дальше не читать. Им будет огорчительно.

Как и почему горит природа? В естественных условиях без заботливого вмешательства человека каждая экосистема имеет свой пожарный режим — то есть определенную периодичность, интенсивность, географическое распределение пожаров, происходящих по естественным причинам (чаще всего от молний, значительно реже — от извержений вулканов и падения метеоритов).

Пожарный режим складывается под влиянием композиции видов в конкретной экосистеме и климатических условий, одновременно и видовой состав реагирует на пожарный режим. Типичные для Калифорнии заросли чапараля (густого кустарника) в естественных условиях горят примерно раз в 30 лет с высокой интенсивностью, еловой тайге севера России свойственны крайне редкие пожары — раз в несколько сотен лет, тропическим дождевым лесам пожары вообще не свойственны.

Разрушения, оставленные пожаром в районе Пасифик-Палисейдс в Лос-Анджелесе, 27 января 2025 года. Фото: Jae C. Hong / Associated Press / East News

Разрушения, оставленные пожаром в районе Пасифик-Палисейдс в Лос-Анджелесе, 27 января 2025 года. Фото: Jae C. Hong / Associated Press / East News

Что натворил человек? Как только человек научился добывать огонь, он начал жечь все вокруг: для охоты, для расчистки земли, чтобы поубивать соседей или просто потому, что так предки делали. Несколько позже человек научился не только бегать от огня, но и тушить его (с этим человечество до сих пор справляется куда хуже, чем с задачей что-то сжечь). Так вот, любое вмешательство — и поджог, и тушение — влияет на экосистему, а она реагирует сменой видового состава.

Многие равнины и даже пустыни получились от постоянных выжиганий. И самое главное, там, где жгут, формируются экосистемы, зависимые от пожаров, то есть склонные гореть (по любой причине) гораздо чаще, чем предыдущая система с менее активным пожарным режимом.

Что случилось, собственно, в Калифорнии? До прихода европейцев Калифорнию населяли коренные народы, чье хозяйство не подразумевало активного отвоевывания у лесов территорий. Местные использовали огонь, но масштаб их воздействия на леса Калифорнии был относительно мал, в силу еще и малочисленности коренного населения.

С приходом европейцев население Калифорнии начало стремительно расти, пришли совершенно иные методы земле- и лесопользования, площади лесов Калифорнии стали сокращаться, огонь стал применяться все чаще, изменился породный состав лесов, снижалась его устойчивость к пожарам. С начала ХХ века к этому добавилось активное тушение лесных пожаров, что также стало приводить к системным изменениям.

Не менее драматическому воздействию подверглись и чапаральники — если раньше они горели от сухих гроз в относительно влажный сезон, что снижало распространение пожаров, то с приходом человека чапаральники стали гореть чаще и сильнее, потому что куда пришел человек, туда пришел пожар.

Ну и изменение климата, куда без него. Как лесной пожарный я знаю, причем на личном опыте, что климат меняется. Повсеместно становится жарче, суше, удлиняется пожарный сезон (период в году, когда природные пожары возможны), пожары становятся интенсивнее, случаются чаще. Когда тушишь природные пожары, не можешь себе позволить не замечать изменение климата, оно напрямую влияет на нашу работу, повышает нагрузку и риски. Понятно, что люди, уверенные, что изменения климата нет, а Земля — плоская, могут себе позволить верить или не верить во что угодно, А тем, кто работает на природных пожарах, такая роскошь, как отрицание фактов, недоступна.

При чем тут Калифорния? А при том, что в Калифорнии и так Средиземноморский тип климата — довольно жаркий и сухой в целом, а с изменением климата он становится жарче и суше.

Читайте также

«На краю пропасти»

«На краю пропасти»

В чем причина пожаров в Лос-Анджелесе и можно ли их предотвратить?

Треугольник поведения лесного пожара. Ну а теперь маленький кусочек пожарного знания: «Треугольник». Поведение пожара, то есть его интенсивность, скорость и направление развития, напрямую зависит от трех важных факторов: рельефа (горный рельеф создает больше угроз и способствует повышению интенсивности), тип и распределение топлива (сухой горючий чапараль, растущий плотной массой, — это не топливо, это форменное убийство) и погода (чем жарче, суше и чем сильнее ветер, тем сильнее горит и быстрее распространяется пожар).

То есть что мы имеем в случае последних Калифорнийских пожаров? Рекордный по силе устойчивый ветер Санта-Ана, в определенный момент имевший скорость 20 м/с, а в порывах до 36 м/с; холмистый рельеф, создавший благоприятные условия пожару и дополнительные риски пожарным; и длительная предшествующая пожару засуха, которая повысила относительную горючесть чапараля, и сам по себе чапараль — плотной, не сильно фрагментированной массой.

И, наконец, WUI — Wildland/Urban Interface территория, где городская застройка смыкается с природной средой и пожар действует одновременно как природный и как городской, создавая комбинированные риски и сложности в тушении. Если при этом городская застройка — это домики из горючих материалов, с не почищенной прилегающей территорией, то в сочетании с экстремальными погодными условиями — это лютый ад. В прямом и переносном смысле.

Подводя итог под нудной частью, Pacific Palisades был обречен сгореть в таких условиях, и закономерно сгорел. И, чтобы сразу затронуть тему «сухих гидрантов», —

даже обилие воды в сухом уже несколько лет резервуаре Santa Ynez город не спасло бы: пожар действовал одновременно в слишком большом количестве зданий, перебрасывался на новые дома быстрее, чем прибывшие пожарные расчеты успевали их тушить, а людей в тот момент в городе было 1400.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Пожарные тем не менее несколько часов продолжали тушить, пока не израсходовали имеющиеся пожарные емкости, которые не успевали пополняться при тех объеме и скорости потребления воды, которые были у пожарных расчетов.

Могло ли что-то спасти город? А это почти невозможно сказать. Профилактические выжигания, которые были направлены на снижение количества топлива и тем самым должны были снижать риски, почти невозможно эффективно проводить в чапаральниках — опасно, трудно контролировать, легко упустить выжигание и превратить его в пожар (такие эпизоды случались). Кроме того, регулярно выжигаемый чапаральник сменяется травянистой растительностью, которая при имевшихся погодных условиях может создавать серьезную угрозу — можно вспомнить «огненную пасху» в Хакасии в 2015 году, там пожары, убившие 34 человек и уничтожившие 1400 домов, пришли как раз с травы.

Фото: Mario Tama / Getty AFP / East News

Фото: Mario Tama / Getty AFP / East News

В условиях Калифорнии, как показал опыт последних пожаров, действует принцип «дом поросенка должен быть крепостью», дома надо строить из соответствующих материалов, а придомовую территорию чистить. А в целом нужно сильно пересмотреть подход к градостроительству, потому что плотная застройка из горючих домиков, встроенная в горючую природную среду, сгорит. Обязательно.

Можно, конечно, всплеснуть руками и спросить: «А чем занимались власти, чем занимались пожарные, почему они всё проспали!?» И еще можно высказать всякие версии, почему это произошло, если совсем нет принципов и совести, можно на обсуждении этого попытаться продвигать свои политические взгляды. Много говорилось, что руководство пожарных служб увольняло профессиональных пожарных, набирало по квотам представителей меньшинств вместо профессионалов, срезало бюджет пожарной службы. Но факты — вещь упрямая.

За последние примерно четыре года финансирование пожарной службы в Калифорнии выросло с 2,5 до 4,2 миллиарда долларов, численность — с примерно 7,2 до 12,5 сотрудника, данные, которые собрали The Legislative Analyst's Office (LAO), упоминаемое в интернетах «урезание бюджета» имело место быть, но не повлияло на стабильную динамику роста пожарного бюджета. Он растет из года в год. И срезание в размере 144 миллионов идет из единовременного пакета в 2,4 миллиарда долларов, выделенных на меры по повышению защищенности калифорнийских лесов, а не из бюджета пожарных формирований.

Никуда не делись стандарты пожарной подготовки (и физической, и профессиональной); если вам приспичит стать калифорнийским пожарным, вам придется пройти довольно серьезные тесты, принадлежность к меньшинствам не поможет. Пожарный департамент Лос-Анджелеса возглавляет Кристин М. Кроули — пожарная, прошедшая за 22 года службы все ступени карьерной лестницы от простого пожарного до руководителя департамента. Предполагаю, что среди ее интернет-критиков мало найдется людей со сравнимым жизненным и профессиональным опытом.

При всех обвинениях в адрес пожарных Калифорнии никто не задумывается, как же в условиях экстремального по силе и характеру пожара, сочетавшему пожар на сложном топливе и рельефе и в плотной застройке, калифорнийским «тушилам» удалось организовать и провести сложнейшую операцию по эвакуации населения, с небольшими для данных условий потерями. Это возможно, только если действует отлично подготовленная служба с очень эффективным руководством.

Люди, далекие от пожарной работы, не понимают еще и того, что спасение людей на пожаре — непререкаемый приоритет пожарных. Тушение вторично.

Следовательно, если спасение людей и тушение конкурируют за ресурсы, то больше ресурсов уйдет на спасение. Масштаб разрушений? Рекордный? Да. Но разрушения случаются там, где есть что разрушать. Огромные по площади сибирские лесные пожары, происходящие из года в год, имеют куда меньше шансов уничтожить 10 000 домов, чем пожар в тысячи раз меньший по площади в Калифорнии. Что сибирские, что канадские пожары по масштабам намного больше калифорнийских, но о них пишут меньше, потому что горит в основном лес; писать начинают, когда случается трагедия, как в форте МакМюррей, или горящее лето-2010 в европейской части России.

Фото: AA / ABACA / Abaca / East News

Фото: AA / ABACA / Abaca / East News

Итог. Он же — выводы. Разрушительность пожаров в Калифорнии — следствие сочетания крайне благоприятных для развития пожаров долгосрочных природных условий и погоды конкретно в момент пожара с крайне неудачным видом городской застройки и наличием на пути пожара достаточного количества заселенных районов. О возможных недоработках в подготовке к пожару и причинах пожара скажет расследование, которое, согласно процедуре, ведется. Но учитывая все известные обстоятельства и наблюдая за тем, как работали и чего достигли калифорнийские пожарные, можно уверенно сказать: пожарюги от рядового до РТП работают на высоком профессиональном уровне.

А что до мнения обывателей, будь они даже уважаемыми и читаемыми, так к обывательскому мнению, что пожарные «вечно пьяные, поздно и без воды», мы привыкшие. Обывателю вольно верить во что угодно, даже в заведомую неправду. Конечно, пытаться спекулировать на трагедии, распространять недостоверную информацию, подменять анализ политической конъюнктурой — это недостойно, но, как сказала одна моя хорошая знакомая журналистка, — это свобода слова.

Антон Бенеславский — сооснователь и эксперт Pyrocene Alliance (НКО)

Диана Бернштейн. Фото: соцсети

Диана Бернштейн. Фото: соцсети

Комментарий

Диана Бернштейн, климатолог, профессор Университета Южного Миссисипи

— Как климатолог, я не могу не отметить, что недавние разрушительные пожары в Лос-Анджелесе являются ярким примером того, как глобальное изменение климата усугубляет экстремальные погодные явления. Исследования показывают, что климатические изменения формируют идеальную среду для возникновения и распространения пожаров, даже в регионах, исторически подверженных возгораниям.

Повышение средних температур создает более сухие и жаркие условия, в которых растительность становится исключительно легковоспламеняющейся. Согласно данным, глобальное потепление напрямую влияет на примерно 25% сухости растительности, что провоцирует быстрое распространение огня.

Изменение климата не просто увеличивает риск возникновения пожаров; оно трансформирует саму природу пожароопасных сезонов. Экстремальная погодная изменчивость — чередование интенсивных дождей и сильных засух — создает идеальный сценарий для катастрофических пожаров. Периоды выпадания обильных осадков провоцируют рост растительности, которая впоследствии высыхает и становится идеальным горючим материалом. Хотя человеческие факторы — городское планирование, практика пожаротушения — также играют значительную роль, изменение климата действует как «мультипликатор угроз», существенно усиливая разрушительный потенциал.

Ученые уже доказали, что изменение климата привело к увеличению продолжительности пожароопасного сезона и увеличению площади пожаров. Крайне важно понимать, что без резкого повышения температур, вызванного глобальным потеплением, масштаб и интенсивность пожаров в Лос-Анджелесе были бы намного меньше.

Требуется не обвинение в адрес «зеленых радикалов» или администрации штата, а лучшее понимание факторов, вызывающих лесные пожары, прежде всего — изменение климата, и острая необходимость решения этой проблемы.

…Кроме того, климатические изменения не только усугубляют пожары, но и делают многие районы Лос-Анджелеса непригодными для жизни из-за высоких страховых взносов. Климатические катастрофы, такие как лесные пожары, засухи, наводнения и тропические циклоны, которые раньше происходили не так уж часто, теперь случаются гораздо чаще. Это приводит к тому, что страховые компании либо значительно повышают стоимость страховки, либо вовсе отказываются страховать имущество в зонах повышенного риска…

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow