КомментарийКультура

Лом кино

Центральный дом кинематографистов собираются сносить

Фото: Александр Казаков / ТАСС

Фото: Александр Казаков / ТАСС

В позднесоветские годы московский Дом кино был культовым, одним из самых модных мест в городе, но и по сей день остается для причастных к киноиндустрии родной обителью. Но стоять ему осталось недолго — в феврале его начнут сносить. Корреспондент «Новой газеты» посетил несколько последних мероприятий в легендарном здании и поговорил с теми, кто помнит, как здесь показывали запрещенное кино и озвучивали неслыханные по меркам СССР политические дерзости.

Реконструкторы и реноваторы

Расклад вокруг реконструкции Дома кино наблюдался последние полтора десятка лет такой: Никита Михалков — за перестройку, а его оппоненты — за то, чтобы оставить все как есть. Информационные волны, связанные с необходимостью строительства VIP-гламура вместо аскетичного здания ДК, поднимались и в 2012-м, и в 2019-м. Но тогда аргументы Михалкова о том, что «в старом доме все уже не соответствует нормам, нас закроет МЧС», не прокатывали.

«Пока были живы мастера — Эдьдар Рязанов, Николай Досталь, Вадим Абдрашитов (из этой плеяды еще жив Александр Наумович Митта), они все были против этой идеи, — объясняет кинокритик Леонид Павлючик. — Митта — архитектор по первому образованию. Он говорил, что Дом кино и Кремлевский дворец проектировал один и тот же архитектор, проекты даже чем-то похожи. Но Кремлевский дворец же никто не сносит! Эти здания строились на века, никакой надобности сносить Дом кино нет».

Дело сдвинулось в 2022-м, когда протестовать и вообще как-то возражать навязываемым сверху трендам в России перестали. «Оппозиция в Союзе кинематографистов тоже вымылась, — говорит давний оппонент Михалкова кинокритик Виктор Матизен. — Сегодня это абсолютно рабская, подчиненная организация».

Мастера умерли или отошли от дел в силу возраста, и проект строительства на месте ДК элитного ЖК вперемежку с гламурными офисами вышел на финишную прямую.

Никита Михалков. Сергей Савостьянов / ТАСС

Никита Михалков. Сергей Савостьянов / ТАСС

Для нового Дома кино помещения здесь тоже найдутся. Необходимость соседства с богатыми жильцами, желающими обустроиться рядом с кинобогемой, объясняется так же, как и вся московская «реновация»: нужно, чтобы инвестор покрыл расходы на свои работы, но на самом-то деле все это для блага кинематографистов. При этом если раньше инвестор собирался строить апартаменты (в которых нельзя прописаться), то в 2023 году мэрия согласовала более выгодный для застройщика проект с квартирами, выручка от которых, по данным экспертов, может достигнуть 15 млрд рублей. Если апартаментов планировалось построить 10 760 м2, то полноценного жилья теперь будет возведено 14 530 м2. Москомархитектура внесла изменения в правила землепользования и застройки участка по адресу Васильевская улица, вл. 13, стр. 1, где стоит Дом кино.

Проект общественно значимый, но инвестор до сих пор не называется. Насколько этот инвестор связан с финансовыми структурами Михалкова, соответственно, тоже неясно.

Ахеджакова, Сталин и Z-деятели

Справедливости ради надо сказать, что Дом кино не все готовы считать архитектурным шедевром. Здание возводили в 1960-х, в эпоху хрущевок, показательной сдержанности и борьбы с «архитектурными излишествами», когда даже некоторые расписные дворцы на ВДНХ превращали в бетонные боксы. Внутри — старый паркет, любимое многими мозаичное панно Фернана Леже, «олдскульный» гардероб, в подвале — аскетичный и холодный туалет. Время как будто застыло здесь. Лишний билетик все так же спрашивают, но делают это уже не стиляги, а пенсионеры, желающие бесплатно посмотреть кино.

Фото: domkino.pro

Фото: domkino.pro

«Мне непонятно, как можно было намоленное, некогда главное культурное место Москвы превратить в нынешнюю труху, — говорит Леонид Павлючик. — Фильмы теперь там показывают уже прошедшие в прокате. Нельзя исключать, что Никита Сергеевич планомерно, следуя своей идее снести Дом кино и построить нечто новое, приводил его в запустение: вот видите, он такой дряхлый… Снести легко. А возникнет ли новый Дом кино на руинах этого? Никто не знает, что будет через пять лет, а именно такой срок взяли строители.

«Соловей» снесли, обещали кинозал — а где этот кинозал? Пресня осталась без своего кинотеатра. Так же и кинематографисты могут остаться без своего дома».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Последние дни фасад Дома кино украшают ностальгические афиши, в которых вспоминают самые яркие здешние события разных десятилетий. Вот Вячеслав Тихонов встречает космонавта № 2 Германа Титова. А вот — по-настоящему революционный съезд кинематографистов 1986 года, который назвали репетицией перестройки. А вот реплики про Дом кино Андрея Вознесенского и — совсем уж крамола по нынешним временам — Лии Ахеджаковой. Лия Меджидовна вспоминает, как в советские годы Дом кино был источником самой ценной информации и как ей вручали здесь награду за рязановские «Небеса обетованные».

Фото: ВКонтакте / Центральный Дом кинематографистов

Фото: ВКонтакте / Центральный Дом кинематографистов

Последняя неделя жизни Дома кино начнется с театрализованного вечера «На пути к Победе» с участием военных и «представителей Донбасса и Новороссии». Бесплатно зарегистрироваться сейчас можно только на него: пригласительных на остальные мероприятия в Большом зале для простых смертных уже не достать. И в фойе, и на сцене (здесь по-прежнему кто-то представляет каждый фильм) неизменно проскальзывает тема о грядущем закрытии Дома. Сотрудники в кулуарах, правда, немногословны: где они теперь будут работать, не признаются: «А вам зачем?» В одном из разговоров проскальзывает фраза о том, что в начале февраля здесь все-таки проведут еще несколько закрытых мероприятий. Хотя гардеробщики уверяют, что работают до 31 января. Самое значимое событие из ближайшего грядущего — творческий вечер Аллы Суриковой 29-го.

Фильм «Любовь Советского Союза» уже, можно сказать, прошел в кинотеатрах, но в Большом зале Дома кино на нем аншлаг: рассадка здесь, как водится, на свободные места, и зазевавшиеся зрители судорожно ищут, куда сесть. После сеанса — жидкие аплодисменты картине, распиаренной Константином Эрнстом, и батальная сцена штурма мужского туалета на фоне безнадежной пробки в женский в несколько десятков человек.

В мемуарах современников

Андрей Плахов. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Андрей Плахов. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Андрей Плахов, кинокритик, президент Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ (2005–2010):

— В моей жизни было два Дома кино — до и во время перестройки. Для начинающих кинематографистов этот Дом являлся средоточием мечты. Здесь можно было увидеть самые громкие и скандальные фильмы, встретить знаменитых режиссеров и актеров. Здесь, в фойе Большого зала, украшенном панно работы Фернана Леже, можно было выпить настоящий «турецкий» (он же «греческий» или «армянский») кофе, приготовленный в джезве, на песке. А это само по себе было в тогдашней Москве редкостью.

В другом баре предлагали незамысловатый, но очень эффективный коктейль «Отвертка» — смесь водки с апельсиновым (тогда дефицитным) соком. «Отвертка» действительно «открывала» людей. Первая его порция выпивалась как утоляющий жажду напиток, в нем даже алкоголь не чувствовался; после второй порции ощущался легкий приятный кайф. Но если вы не сумели остановиться и взяли еще один коктейль — значит, понеслось! Вы обязательно встретите какого-нибудь знакомого режиссера, он поплачется вам в жилетку, расскажет, что на студии затормозили его очередной фильм; из солидарности вы с ним выпьете, заказав еще по «Отвертке».

Пили в ту пору много, без ограничений. Кинематографисты были в этом вопросе в первых рядах. Однажды я попал в Дом кино, в ресторан на четвертом этаже, в компанию тогда еще молодых, но уже именитых Никиты Михалкова, Сергея Соловьева, Виктора Мережко. Оказались за столом и всем известные актеры: Леонид Куравлев, Людмила Максакова, Олег Янковский. Меня привел туда Роман Балаян, как и я — не москвич, и оба мы слегка робели перед столичными знаменитостями. И вынесли из этого вечера много интересных знаний про их нравы.

А потом случилась перестройка, и Дом кино превратился в ее боевой штаб. Здесь состоялся сенсационный показ «Покаяния» Тенгиза Абуладзе — полочного фильма, который я привез из Тбилиси. Потом — фильмов Сокурова, «Комиссара» Аскольдова и множества других картин, лежавших на полке: их освобождала Конфликтная комиссия, которой я руководил.

Дом кино бурлил каждый день до глубокой ночи. А что тут происходило во время Московского фестиваля, трудно описать. Фестивали 1987 и 1989 годов собрали таких знаменитых гостей, каких в Москве не видывали уже четверть века — со времен оттепели. Сам Федерико Феллини приехал, чтобы получить на сцене главный приз. В дни фестиваля на Васильевской можно встретить Роберта де Ниро и Анджея Вайду, Ванессу Редгрейв и Марчелло Мастроянни, Клаудию Кардинале и миллионера Джорджа Ганда, фаната и спонсора американо-советского сотрудничества.

Вечером здесь проходили острые политические и культурные дискуссии, сюда стремилась попасть «вся Москва». Однажды в разгар дискуссии появилась Настасья Кински, зал переполнен, ее некуда посадить. Я побежал на третий этаж здания Союза кинематографистов и принес оттуда стул для звезды. Это было удивительное время, а сакральным местом, где оно себя проявляло, был Дом кино.

Леонид Павлючик. Фото: ITAR-TASS

Леонид Павлючик. Фото: ITAR-TASS

Леонид Павлючик, кинокритик:

— В перестройку попасть в Дом кино было сложнее, чем сейчас на новогоднего «Щелкунчика» в Большой театр. И дело даже не в том, что в ресторане как-то особо вкусно кормили, а в том, что заходишь — тут сидит Соловьев, там Ярмольник и Говорухин, на расстоянии вытянутой руки Борис Хмельницкий.

Именно в Доме кино впервые прозвучало требование отмены цензуры. Кинематографисты и примкнувшая интеллигенция там впервые потребовали вернуть гражданство Солженицыну. Я был на этом собрании, и помню, как зал в единодушном порыве поднял руки, поддерживая это требование. В Доме кино вообще зарождалось демократическое движение страны: именно там возник «Мемориал» (с 2014 года власти РФ последовательно вносят структуры «Мемориала» в реестр «иноагентов», через судебные решения ликвидировали и выселили из помещений. С. Х.). В Доме кино бывал Ельцин и другие члены демократической оппозиции.

Обсуждали и горячее новое кино перестроечной поры — например, «Маленькую Веру»: было еще неясно, положат фильм на полку или заставят вырезать кадры, которые смущали Госкино. Мнение кинематографистов в то время было очень важно. Госкино боялось и не смело перечить авторитету главы СК Элема Климова и его команды. Мы фактически отменяли цензуру — и нам тогда казалось, что навсегда.

Ну а сегодня Дом кино и СК под руководством Никиты Михалкова — эпицентр консерватизма.

Виктор Матизен. Фото: ITAR-TASS

Виктор Матизен. Фото: ITAR-TASS

Виктор Матизен, глава Гильдии киноведов и кинокритиков России (2003–2011):

— Дом кино — это что-то вроде родительского дома для кинематографистов. Они с юности к нему привыкли, кому-то там вручали премию, кому-то аплодировал весь зал на премьере — в любом случае, выезжать из хорошо знакомого места неприятно. Ощущение у многих — что переезжаем в коммунальную квартиру. Раньше СК с Домом кино был общественной организацией, а теперь — что-то вроде приюта. Никакого запрещенного кино, разумеется, никому там уже не показывают: ни «Сказку» Сокурова, ни «Ампир V» — сейчас накопилась новая «полка», которая, по-моему, уже приближается по величине к советскому списку запрещенного кино. Не говоря уже о страхе, который сейчас царит перед цензурой.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow