Даже не знаю, какое из двух сообщений, услышанных одновременно, удивило меня больше. Новость первая: мужчина украл в больнице три ампутированных ноги. Новость вторая: Госдума устами своего депутата Бурляева обратилась в Следком с просьбой пересмотреть обстоятельства гибели поэта Лермонтова. По словам Николая Петровича, сам Бастрыкин принял дело под личный контроль. Это, конечно, в корне меняет ситуацию. Хотя главные вопросы остаются: зачем пациенту больницы чужие ампутированные ноги? Зачем известному государственному деятелю тревожиться из-за событий без малого двухвековой давности? И если на первый вопрос у меня нет ответа, то со вторым попробую разобраться.
Публичный образ Бурляева уже давно вызывает смешанные чувства. Фильмы с его участием, от «Иванова детства» до «Военно-полевого романа», говорят о том, что Николай Петрович — большой артист с оголенной душой. В документальных проектах, выступлениях, бесчисленных интервью мы видим совсем другого человека, Того, кто регулярно переписывает свою жизнь в псевдопатриотическом духе. Второй Бурляев уже лет двадцать проплывает по экрану эдакой блоковской Незнакомкой. Дыша духами и туманами, он рассуждает о нравственном, возвышенном, истинно русском. А вот в интерпретации собственной творческой биографии имеются лакуны. Н.Б. все никак не может изжить главную травму — оглушающий провал фильма «Лермонтов» (1986). Ведь ставки изначально были велики. Сам Бурляев един в трех лицах: сценарист, режиссер, исполнитель главной роли в окружении сонма ближайших родственников, от тещи до жены и детей. Но изумляет не этот набор подробностей — другое.
Актер Николай Бурляев. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Я дала себе труд посмотреть фильм, который Бурляев называет не иначе как запрещенным. «Лермонтов» — сочинение ослепительное. Магистральная идея: Россию и ее лучших представителей вроде Лермонтова погубили инородцы. Таков прежде всего убийца поэта Николай Мартынов, носивший подозрительное отчество Соломонович (Бурляев как-то забыл, что Мартынов, сын пензенского помещика, — русский, православный). Одновременно многогранный художник зафиксировал свой оригинальный творческий метод в «Дневнике режиссера».
Метод восхищает свободным полетом исторической мысли: «Сегодня у меня родилось желание заставить Пушкина заговорить на балу… Пусть он предупредит Бенкендорфа о заговоре против российской души».
Памятник Михаилу Лермонтову в Ставрополе. Фото: Иван Высочинский / ТАСС
От «желаний» и трактовок автора впали в ступор коллеги Бурляева, среди которых лучшие имена российской культуры вроде Михаила Козакова, Сергея Соловьева, Ролана Быкова, Ираклия Андроникова и многих других.
Сегодня Бурляев тех, кто не принял фильм, клеймит уже в духе нынешнего времени русофобами, пятой колонной, либералами. Увенчанный славой, должностями и возможностями, он предпринимает смелый шаг — 38 лет спустя выпускает на экраны авторскую версию «Лермонтова». Николай Петрович явно рассчитывает на благоприятный нынешний контекст.
Он настолько жаждет очистить имя поэта от сплетен и лжи, что называет его одним из первых российских спецназовцев.
Постер фильма «Лермонтов»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Акция возмездия, то есть демонстрация фильма, состоялась 15 октября, в день 210-летия Лермонтова. И вот в этом месте повествования начинается самое интересное.
Судя по всему, премьера прошла почти незамеченной. (Я видела только демонический тизер фильма, он выглядит как пародия.) Так что радикальность бурляевского жеста — шаг вполне продуманный. Он, похоже, пропустил вперед главного ньюсмейкера планеты Трампа, а затем обратился к Бастрыкину. Трампа художник-правдоискатель перешибить не смог, но некоторый шум в обществе он все-таки произвел. Народ впечатлили широкие горизонты, открывающиеся перед Следственным комитетом с помощью инициативного Николая Петровича. Меня же насторожила тенденция, которую несложно разглядеть в сей диковиной истории.
Нынешняя культурная элита, сотканная из правильных слов и надежных лозунгов, персонифицирована в худшем смысле слова. Пионером перспективного направления оказался Бурляев.
Он еще много лет назад стал воспринимать свой фильм как тест на патриотизм. Если тебе не нравится «Лермонтов», то ты ненадежный гражданин отечества. Потом по перспективному пути ринулся Михалков со своими «Цитаделями».
Сейчас осторожно пробует воду Дмитрий Певцов. Его портрет сняли со стены «Ленкома», о чем сам он не устает напоминать. Разгорелся нешуточный скандал, в котором, не сомневайтесь, прозвучат и знакомые мотивы. Не возмущен удалением портрета Певцова — значит, не патриот.
Впрочем, некоторые противоречия имеются даже у такого цельнометаллического господина, как Николай Петрович. Непонятно, как складируются в одной голове нежнейшая любовь к Тарковскому, его учителю-вдохновителю, и громкий барабанный бой актуальщины. И уж совсем странной выглядит следующая антиномия. Как сочетаются прозрения творца широкого профиля: «Открылось мне, что Дух и Вечность неразделимы. Смерти нет» — с обращением в Следственный комитет? Может ли Бастрыкин что-либо добавить к ясновидению Бурляева? Хотя как знать, они оба поэты и своего коллегу Лермонтова уж точно сумеют защитить.
Читайте также
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68