Николая Бурляева — мальчишку еще тогда — открыл Кончаловский, снимали Тарковский и Тодоровский, Мельников и Герман… Тонкий актерский психологизм, талантливая игра, растворение в роли… Он снимался у великих и с великими. Его интеллигентное, наполненное благородством лицо выделялось какой-то нездешностью. Сын мастера-литейщика Бориска Моторин в «Андрее Рублеве» Тарковского. Скромный фронтовик из «Военно-полевого романа», через года пронесший свою любовь к девушке, которую встретил на войне. Очень колючий молодой человек из «Мама вышла замуж», ревнующий мать к новой счастливой жизни и ненавидящий отчима — Олега Ефремова…
Черты нездешности внезапно улетучились. Теперь он — здешний. И, кажется, дело не в возрасте.
Последние годы господин Бурляев — видный государственный деятель, ныне занимает пост первого заместителя председателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Он клеймит сексуальные меньшинства, демократов и не идущих в ногу с властью коллег по актерскому и режиссерскому цеху — даже по этому поводу, чтобы разобраться с негодяями, создает «Культурный фронт России».
Сбылась мечта сына колокольного мастера. Взяли к князю.
Представляем портрет бывшего актера и действующего чиновника.
Николай Бурляев в фильме «Андрей Рублев»
«Возьмите меня с собой!
Я вам колокол отолью! К князю возьми! Я все очень здорово сделаю! Никого больше не найдете, все перемерли.
Лучше меня не найдете!»
Бориска Моторин, «Андрей Рублев»
…Родился в 1946 году в Москве. Как сейчас вспоминает, отец все детство «надоедал» тем, что говорил, будто бы их предок — сподвижник Богдана Хмельницкого, казачий полковник Кондрат Бурляй. Спустя годы историки принесут уже состоявшемуся актеру и чиновнику Николаю Бурляеву посольскую грамоту и выписку к ней за 1652 год. Бумаги свидетельствовали: действительно, Хмельницкий посылал Бурляя в Москву с посольством о присоединении Украины к России.
Так что Украина, в которой, как уверен депутат, сегодня «засели нацисты», его прапрародина.
Николай Бурляев в детстве вряд ли мечтал об актерской профессии — заикался. Все решил случай.
«Летом 1959 года я возвращался из школы домой по улице Горького. Вдруг какой-то молодой человек сделал резкий шаг в мою сторону и сказал: «Ты мне нужен». Начал объяснять, что он заканчивает ВГИК, ищет для фильма такого мальчика, как я. Кино для меня уже было не ново, брат мой к тому времени снялся в шести картинах, я с ним часто бывал на «Мосфильме». Но мне 13 лет. А родители предупреждали, чтобы я на улице ни с какими дядями не разговаривал, они детей воруют. И я спрашиваю: «А документы у вас есть?». Парень показал студенческий билет: «Андрей Михалков-Кончаловский».
Он привел меня на съемочную площадку «Иванова детства» — к Андрею Тарковскому и примерно тогда же привез в дом на Николиной Горе. Там я познакомился с моим ровесником Никитой, и он стал моим другом — полвека назад…» — рассказывал Бурляев известной почитательнице клана Михалковых-Кончаловских журналистке Елене Ямпольской, сегодня также видной депутатше (от «Единой России») и председательнице Комитета по культуре Госдумы.
Николай Бурляев в фильме «Иваново детство»
Дружба с Никитой Михалковым растянулась на всю жизнь, и сегодня они как никогда духовно близки: оба видят в государственной власти высшее священное начало, оба заседают в Союзе кинематографистов, и оба создают тот самый «Культурный фронт» времен специальной военной операции.
В 60-е состоялся дебют школьника Бурляева в кино. Он снялся не только у Тарковского в роли подростка, которого война лишила детства, но и в курсовой работе Кончаловского «Мальчик и голубь». Оба фильма получили призы на Венецианском кинофестивале — «Золотого Льва св. Марка» и «Бронзового Льва св. Марка». Такой вот старт.
Потом будет еще свыше 50 работ в кино, включая «Несколько лет из жизни Обломова», «Проверку на дорогах» — у Германа (роль полицая), «Отпуск в сентябре» — у Мельникова и «Мастера и Маргариту» — у Юрия Кары (роль Иешуа).
С театральными подмостками, увы, не сложилось. Совсем непродолжительное время Бурляев играл в Театре им. Моссовета. Окончил Щукинское училище и стал зятем легендарного Сергея Бондарчука. Пробовал себя в режиссуре, получив соответствующий диплом во ВГИКе. Но с режиссурой тоже не сложилось: пять картин на исторические темы массовому зрителю не запомнились.
Бурляев, Михалков и «Витязь»
В 90-х Бурляев перестает сниматься и пробовать себя в режиссуре. Он создал киноконцерн «Русский фильм» (что конкретно тот выпустил в прокат, лично для меня — загадка) и основал кинофестиваль славянских и православных народов под названием «Золотой витязь».
Президентом «Витязя» Бурляев уже свыше 30 лет, в почетных попечителях кинофестиваля значатся патриарх Кирилл и все тот же старый друг — председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. Фестиваль проходит под девизом «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». Одна из основных тем: славянство и православие. Абы кто попасть на этот фестиваль не может: все фильмы проходят тщательнейший отбор, в том числе, самого Николая Петровича.
Например, в 2009 году Бурляеву абсолютно не понравился фильм Павла Лунгина «Царь» с Олегом Янковским и Петром Мамоновым в главных ролях. Итог: картину не взяли на бурляевский православно-духовный «Витязь».
«Я заставлял себя оставаться в зале полчаса, хотя можно было уйти через пять минут, увидев непрофессиональную работу Петра Мамонова. На экране, извините, беззубый бомж, а не царь Иоанн Васильевич. Но самое главное — историческая трактовка неверная, уводящая нас от истинного понимания сути и образа Иоанна Грозного. Я категорически не согласен: и народ как быдло, и царь как упырь — все это антиисторично», — делился он впечатлениями на страницах «Известий» в интервью все той же госпоже Ямпольской.
Петр Мамонов и Олег Янковский в фильме «Царь»
Впрочем, на успехе картины все это никак не сказалось.
В том же 2009 году фамилия Бурляева, пожалуй, впервые засветилась в грандиозном скандале — во время раскола Союза кинематографистов. Тогда Никита Михалков посчитал нелегитимным седьмой съезд Союза, на котором председателем был избран не он, а кинорежиссер Марлен Хуциев. Михалков в ожесточенной борьбе с 83-летним Хуциевым добился своего возвращения на этот пост. И не только добился, но и крепко запомнил тех, кто был против него. А господин Бурляев был как раз тем, кто придумал формулировку для исключения из Союза кинематографистов одного из главных оппонентов Михалкова. Президента Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена исключили «за последовательные действия, направленные на раскол Союза кинематографистов».
Никита Михалков и Николай Бурляев. Фото ИТАР-ТАСС / Григорий Сысоев
А вот бурляевскому «Золотому витязю», в отличие от того же Московского международного кинофестиваля, которым заведует его друг, удается жить без скандалов. То есть почти без скандалов. Надо сказать, что еще в 90-х «Золотой витязь» стал сотрудничать с украинскими коллегами. И уже тогда Бурляев почувствовал, что с братьями из соседней страны «что-то не так».
«Я видел последние 30 лет весь процесс, что там [в Украине] было, — рассказывает он сегодня журналистам. — Создав кинофорум, я, естественно, пригласил украинских братьев, потому что всех знаю, всю элиту. А они только отделились [от России]. Я и начал ездить в Киев отбирать фильмы для кинофорума. Мне в минкультуры в Киеве коллеги их приносили. Помню, холодный зал. Приносят фильмы. И что я вижу? Если раньше у них на экране гнусными злодеями были эсесовцы, которые жгли и насиловали украинских женщин, то теперь через фильм голубоглазые русские в форме НКВД делают все то, что раньше делали нацисты. Я обращался тогда к коллегам: «Вы что, отрабатываете ваши 30 сребреников у нового режима?» И когда грянул в 2014 году Майдан, мне из Киева позвонила народная артистка Украины, которая у меня вице-президент «Золотого витязя», сказала: «Коля, останови Путина!» И сама пошла на Майдан».
В 2014-м, как истинный патриот, Бурляев подписал обращение в поддержку политики президента Путина на Украине и в Крыму.
Бурляев и цензура
Что он делал эти восемь лет? Да очень многое. И все для страны. Например, добивался введения цензуры и «общественного контроля» в области публичной творческой деятельности. С 2016 года состоя в Общественном совете при Минкультуры, Николай Бурляев активно борется с проявлениями «кощунства» на сцене и в кино. Например, выступал за недопустимость «антихристианской» постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балеты. По его мнению, свобода трактовки исторических событий творческими людьми часто ведет к полной деградации общества.
«А таких растлителей театра, как Богомолов, Серебренников, которые издеваются над русской классикой, вообще нельзя допускать до руководства театрами, — заявил недавно Бурляев. — Это время прошло, и обратно мы уже не будем глядеть, мы пойдем вперед».
И пошли.
Кирилла Серебренникова и его коллег, как известно, уже лишили «Гоголь-центра» и возможности ставить что-либо в стране. Уехали из страны Дмитрий Крымов, Чулпан Хаматова, Борис Акунин, Римас Туминас и очень многие другие. Но этого, по мнению депутата Бурляева, мало — он считает, что нужно «в корне менять» само Министерство культуры. «Сейчас это министерство развлечений.
У нас сейчас дьявольская идеология — вседозволенность. Дают сотни миллионов рублей на выставки так называемого современного искусства… В стране нет ответственности абсолютно. Ее отнял Ельцин».
И очень ему жаль нынешних актеров: «Мне очень жаль, потому что все они вертятся в рыночном кино. Я бы выделил двух–четырех актеров, на которых приятно глядеть. Все остальные — это какие-то люди с чертами вырождения на лице», — говорит Николай Бурляев, который сам последний раз снимался в кино тридцать лет назад, потому что как-то не нашел себя на этом рынке. Ну или рынок его не нашел.
Бурляев, блуд и грех
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
У самого Николая Бурляева с лицом, он уверен, все в порядке, как и с моральными принципами. Он везде подчеркивает, что является глубоко верующим человеком. Вот уже более 10 лет он член Патриаршего совета по культуре. Признался как-то, что каялся перед духовником за то, что когда-то состоял в пионерии и комсомоле. Вместо ленинских премий сегодня он получает ордена имени разных святых. Например, святого благоверного князя Даниила Московского и Преподобного Сергия Радонежского. Ордена вешает на пиджак, совмещая их то со значком в виде латинской Z, то с российским флагом.
До спецоперации 2022 года главными врагами Николая Бурляева были «чайлдфри» и гомосексуалы.
Долгое время он безуспешно предлагал ограничить «беспредельные права гомосексуалистов в демонстрации данной патологии по телевидению».
«Угодно грешить — пожалуйста, в подворотню. Зачем втягивать всю страну в этот патологический омут? Зачем нам этим любоваться?» Долго настаивал, что есть некое «голубое лобби» в самой Госдуме… И вот, наконец, к концу 2022 года ставшая теперь родной Госдума, в которую он попал годом ранее по списку партии «Справедливая Россия — За правду», приняла закон о повсеместном запрете «пропаганды» ЛГБТ в России среди людей любого возраста.
Казалось бы, Бурляеву можно теперь вздохнуть спокойно. Заняться детьми (их у него пять) и внуками (еще больше). Тем более и возраст, когда лучше не нервничать, — 76 лет.
Но ведь предатели и враги повсеместно!
Бурляев и СВО
Николай Бурляев одним из первых подписал обращение в поддержку специальной военной операции в Украине.
«Для меня, — замечал он спустя несколько месяцев, — просто не было вопроса — поддерживать или нет. То, о чем я думал все эти 30 лет, — ведь это безобразие на моей прародине, ну когда же, почему вы [власти РФ] не занимаетесь столько времени Украиной?! Ну вот пришло время. Лучше поздно, чем никогда. Если бы не 24 число, не было бы России. На сутки раньше опередил наш президент. Он все знал. У него все данные разведки были. Сутки всего отделяли нас от катастрофы. Да, это хирургическая операция по вырезанию раковой опухоли нацизма, которую допустили мои собратья. Значит, придется теперь платить. Да, это ужасно, кроваво, печально, погибают люди».
При этом, чтобы быть русским, нужно, по мнению Бурляева, как-то ухитриться «сохранять чувство любви ко всем». И еще про любовь: «Гоголь любил Украину. Мы все любим Украину!»
Бывший актер уверен — СВО сплотила российский народ, в объяснение мотивов сплоченности цитирует Лермонтова: «есть чувство правды в сердце человека». (Когда запретят «богопротивные» ранние произведения Лермонтова-подростка, — а там чего только нет, — не уточняется.)
Уверен Бурляев и в праве патриарха Кирилла «как архипастыря» делать то, что он делает, и благословлять то, что тот благословляет. Ведь это «право, ему данное провидением». «Он первое духовное лицо, — объясняет депутат журналистам. — И есть законы, когда церковь благословляет оружие. Сергий Радонежский в свое время благословил Александра Невского. Речь идет о защите Руси святой… А что такое святая Русь? Это и есть Россия, Украина, Беларусь. Мы один народ».
По мнению Бурляева, ни Беларусь, ни Украина «без России никак быть не могут». «И большинство там это понимают, как бы их ни зомбировали. Есть чувство правды в сердце человека», — все повторяет он.
Николай Бурляев последние годы в Украине не бывал. Но знает: там как раз последние годы были «и факельные шествия по Киеву, и «Зиг хайль», и свастики». «Мои кровные братья и сестры на Украине, которые подчинились этому режиму, все это видели. Видели!» — утверждает народный избранник. Фамилий братьев и сестер, однако, не приводит.
По его мнению, братья-украинцы просто не догадываются, что Россия хочет им помочь: «Ничего они [украинцы] с нами не сделают. НИ-ЧЕ-ГО! А вот мы поможем им выжить. Они этого не знают, что сейчас мы боремся не только за донецкие республики, не только за Украину для очищения ее от нацизма, который они допустили, мои собратья, мы боремся за весь мир. <…> Мы выстоим!»
Не важно, что «весь мир» может думать иначе.
Бурляев и предатели
Николай Бурляев во время посещения Богоявленского храма города Юрьевец. Фото ИТАР-ТАСС / Владимир Смирнов
Предательство уехавших коллег по цеху Бурляеву, по его словам, будет очень сложно простить: «Среди них есть одаренные люди, которые могли сделать ошибку, осознать ее, прийти к пониманию, где черное, где белое, покаяться. Если это будет искренне, их примет Россия. И дальше они должны работать на Россию, а не раскачивать гламуром ее устои. Искренне покаявшихся обязательно примут. <…> Если ты поймешь, что сделал ошибку, оставив родину и уехав за какими-то благами. Хотя какие блага? Я объездил весь мир, лучше России-то нету. Здесь все есть».
Убежден: «Тарковский поэтому так рано и сгорел в Италии, что не мог жить без России. Все время вспоминал свой домик под Рязанью».
Но есть и те, кого депутат Бурляев лично никогда не простит: «Алла Пугачева, Галкин*, Борис Акунин, Дмитрий Быков* — просто неприлично то, что им давали здесь делать и как их поддерживали, их идеи по растлению (?! — Ред.), по распаду нашей культуры. Сейчас они уехали и оттуда подают свои хилые голоса. Пусть подают. Это не утрата, а очищение, это однозначно».
Правда, я не уверена, что в мировых культурных столицах слышен голос самого Бурляева, а если и доносится эхом, то вряд ли кто-то помнит или вообще знает, кому он принадлежит.
Бурляев и западный мир
Таким образом, Запад, по словам депутата Бурляева, показал свое нутро:
«Мы для него загадочная русская душа. Они не понимают, как это можно жертвовать своей жизнью. У них там самый главный принцип — это самоутверждение, права человека. А у нас — самоотдача. Нам сегодня по промыслу божьему подарена совершенно уникальная возможность представить неразумному миру новую цивилизационную модель нового разумного государства в этом неразумном мире…»
Тяжким грузом — лишь одно: в западном мире, а именно в Лондоне, проживает его родной брат Борис Бурляев, который когда-то брал его ребенком на съемки, а теперь оказался «зомбирован их западной пропагандой». «Близкие мне люди, которые живут в Лондоне, родились здесь, в России, учились здесь, все получили здесь… Но попали туда по разным причинам и теперь говорят мне: «Что вы делаете?!»
Бурляев и «Культурный фронт»
Николай Бурляев. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
А вот что.
В середине ноября в информационном агентстве «Россия сегодня» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Николай Бурляев анонсировал создание «уникального общественного движения» — так называемого единого «Культурного фронта России». Еще раз подчеркнув, что произошло «очищение нашей культуры» благодаря уехавшим предателям, чиновник сообщил, что «Культурный фронт» объединит «абсолютно всех нормальных, позитивных, творящих во славу Господа и Отечества людей разных национальностей».
Цели движения очертил такие:
«Мы будем отслеживать деятельность Минкультуры, соответствует ли она указу президента об основах государственной культурной политики. Кому они дают гранты и кого они тормозят, как это было в прежние годы. Они раньше поддерживали гламур и развлекаловку, рыночное «искусство», и с элементами скрытой латентной русофобии тормозили то, что реально уже давно работало на традиционные духовно-нравственные ценности.
Но их время закончилось. Мы будем выводить культуру из рыночных отношений. Не все нужно отдавать рынку. <…> Экран — это стратегическое оружие государства. Не может государство просто так отдавать все. Это не подразумевает, что мы вообще закроем все частные дела. Нет, имеют право работать все художники, но на свои деньги, а не на бюджетные. Бюджет и государство больше не будут поддерживать гламур, русофобию, антироссийские выпады.
Мы живем в России, и у России свое предназначение. Именно о России на Западе говорили так: «Спасение России — это спасение мира. Гибель России есть гибель мира». Мы сами должны не погибнуть сейчас и представить этому обезумевшему миру, предавшему все христианские ценности, в частности, через культуру модель нового, просветленного и гармоничного общества. Вот такое государство ожидает видеть весь наш долго терпящий народ, и это время пришло».
По словам Бурляева, желание работать в составе «Культурного фронта» «мгновенно, без всяких уговоров изъявили лучшие представители профессии, профессионалы своего дела, заинтересованные в укреплении нашей страны».
Среди них — дирижер Валерий Гергиев, альтист Юрий Башмет, режиссеры Михалков и Кончаловский, писатель Захар Прилепин, философ Александр Дугин, актеры Дмитрий Певцов, Мария Шукшина и многие другие.
Да, действительно, лучше люди города.
И о душе
— Смысл и цель жизни — подготовить душу свою для перехода в вечность, чтобы тебе там было комфортно (вот какой ты уйдешь, такой ты там будешь), и успеть за короткую жизнь послужить Господу и Отечеству. Так и живу, — говорит Николай Бурляев.
«Ну конечно же, делают люди и зло, и горько это. Продали люди Христа… А вспомни — кто купил его? Народ. Опять же, фарисеи да книжники. А фарисеи — те на обман мастера. Грамотные, хитроумные. Они и грамоте учились, чтоб к власти прийти, темнотой воспользовавшись. Людям просто напоминать надо почаще, что люди они. <…> А на мужика все новые беды сыпятся. То татары по три раза за осень, то голод, то мор. А он все работает-работает-работает. Несет свой крест смиренно, не отчаивается, а молчит и терпит. Только Бога молит, чтобы сил хватило. Да разве не простит Всевышний таким темноты их? <…>
«Страшный суд» писать ухожу.
Кто со мной? Ладно, оставайтесь. Только не жалейте потом!»
Кадр из фильма «Андрей Рублев»
* Внесены Минюстом РФ в список иноагентов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68