КомментарийОбщество

Дорога к бункеру

На реновацию бомбоубежищ в России тратят около миллиарда в год. При этом 95% объектов непригодны для использования, их ремонт займет десятилетия

Дорога к бункеру

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Не менее 1,1 млрд рублей потратила Россия на создание и ремонт бомбоубежищ в 2024 году. Эта цифра сложилась из анализа госзакупок и заключенных контрактов. И она — минимальная, так как мы учитывали при подсчетах только те закупки, где уже были определены и поставщик, и финальная цена.

Три года назад бомбоубежища, сохранившиеся с советских времен, интересовали разве что сталкеров. На сталкерских форумах и можно было найти их координаты. А более нигде — как известно и как ни парадоксально, расположение бункеров является секретной информацией.

О том, что дорогу в убежища покажут, если что, не всем, в присущей ему манере летом напомнил псковский губернатор Ведерников. Его во время отчета перед Думой спросил о расположении укрытий депутат от «Яблока» Гайдук. Ведерников отказался отвечать, заявив, что информацию такого рода «никогда не даст», и вообще, мол, в этой вашей партии «иноагент» на «иноагенте». Если отсутствие в законе запрета «иноагентам» при обстрелах пользоваться убежищами — недоработка Госдумы, Ведерников явно перещеголял Володина вместе с Пискаревым.

Итак, где в России бункеры — неизвестно, зато число таких сооружений не секрет. В 2017 году их пересчитала Счетная палата, получилось 16 448. Правда, на момент проверки аудиторы нашли в списке «защитных сооружений» на балансе Росимущества весьма неожиданные объекты. Например, по этому разряду проходили «15/59 доли» какой-то нижегородской квартиры.

Вот еще данные из отчета: «Инвентаризацией установлено наличие в казне Российской Федерации 16 271 объекта, государственное финансирование на содержание которых не осуществлялось на протяжении более 20 лет, что негативно повлияло на готовность объектов к приему укрываемых». Иными словами, большая часть убежищ попросту пришла в негодность. Само же Росимущество в представленных аудиторам документах признало: «Порядка 95% объектов находятся в неудовлетворительном состоянии».

Убежища приватизации не подлежат. Частный инвестор в них не вложится. То есть деньги должна выделять казна. Но их все время нет.

На тур «трофейной техники НАТО» по 75 городам — есть, на патриотические граффити — тоже. За два года нашелся 91 млрд на воспитание в россиянах патриотизма! А на убежища не хватает.

Летом 2022 года правительство РФ придумало, как обойти запрет на передачу бункеров частникам. Оно разработало проект постановления о передаче убежищ в мирное время в безвозмездное пользование (дескать, эти самые безвозмездные пользователи и приведут объекты в порядок за свой счет). В пояснительной записке указано: «Использование защитных сооружений в современных условиях в большинстве своем не представляется возможным из-за их неудовлетворительного состояния».

Правда, постановление так и не было принято — события развивались так, что о передаче защитных сооружений кому-либо пришлось забыть — они стали востребованы по прямому назначению.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Иногда местные власти все же раскрывают адреса убежищ — вынужденно. Именно так после атаки дронов сделала администрация Жуковского, опубликовав на своем сайте «перечень зданий, имеющих заглубленные помещения». Интерактивные карты в публичном доступе также размещены, например, в Симферополе и Новосибирске. Для сравнения — в Украине актуальная карта укрытий доступна прямо в приложении государственных услуг «Дiя» (аналог российских «Госуслуг»).

Пока государство охраняет секреты от граждан, адреса бомбоубежищ, которые были найдены добровольцами и сталкерами, стали публиковать на частных сайтах. С припиской: «Мы не можем гарантировать состояние всех укрытий, включенных в эти списки». Состояние, впрочем, известно — по сталкерским фото, на которых сочащаяся вода (а иногда иные субстанции), мусор и грязь.

Тем не менее с 2022 года власти начали заключать контракты на реновацию убежищ. В 2024 году таких контрактов было заключено более 400.

В 90-х годах обслуживание убежищ осуществляло исключительно ФГУП «Экран». Теперь это происходит на конкурсной основе. Например, обследование противорадиационного укрытия на 10 объектах в Красноярске за 279 202 рубля делает челябинский Центр «Промстройэкспертиза», а такие же работы за почти такую же сумму — 258 тысяч рублей, но всего на одном объекте, в Каменск-Уральском медколледже, производит магнитогорское ООО «Вектор». Ну а ремонт подвала в Суворове Тульской области сделает местный ИП за 647 266 рублей.

Бомбоубежища ремонтируют, обследуют и оснащают по всей стране. При этом контрактов в регионах, непосредственно прилегающих к зоне боевых действий, немного. Из четырех сотен изученных нами закупок менее 30 касались таких территорий. Так, лишь к февралю 2024 года в Белгородской области задумались о капремонте бомбоубежища Валуйской ЦРБ (контракт на 7 355 115 руб.). В Ростове и Новошахтинске в прошедшем году закупили аптечки для убежищ, в Брянске провели обследования имеющихся сооружений и заключили контракты на их ремонты. Всего обновить должны не менее 11 убежищ в областном центре, еще на несколько заказана проектно-сметная документация. Это — чуть более 12 млн рублей. За 1,2 млн отремонтировать должны были убежище для пациентов Беловской ЦРБ в Курской области, в Шебекино купили модульное укрытие за 175 тысяч.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

На этом фоне неожиданно смотрятся контракты на ремонт убежища в Южно-Сахалинске стоимостью те же 1,2 млн или заказ проектной документации для убежища в Нарьян-Маре за 8 млн. Согласитесь, далековато от линии боевого соприкосновения. Однако все зависит от казны региона — именно оттуда берут деньги на ремонт бункеров.

Чем беднее регион, тем меньшим числом пригодных убежищ будут располагать его жители.

В детском лагере «Артек» в Крыму три убежища решили снять с учета, работы по обследованию оных оценили в 282 тысячи рублей. И это совсем недорого, ведь принадлежащее управделами президента издательство «Известия» за снятие с учета своего убежища заплатило 9,9 млн.

Вот еще крупная закупка от управделами — санаторий «Барвиха» потратил 890 тысяч рублей на три фильтра-поглотителя, которые должны «очищать воздух от радиоактивной пыли и бактериальных аэрозолей, от паров отравляющих веществ». Кроме фильтров, в Барвиху купили семь деревянных двухъярусных нар.

ФСИН также вспомнила о необходимости защитить заключенных от воздушных налетов. Для этого в Тыве ИК-1 на скромные 100 тысяч закупила краски и гвоздей для ремонта убежища, а в Новгородской области ЛИУ ФСИН решило поставить дверь за 56 тысяч рублей. В документах закупки место, куда эта дверь ведет, названо так, что понятно, как его на самом деле используют: «помещение хозяйственного склада (бомбоубежище)».

Несколько убежищ появятся в аэропортах — постоянных объектах дроновых атак. За 7,8 млн заказал ремонт подвала казанский аэропорт, за 13,2 млн построят убежище на тюменском аэровокзале, а вот аэропорт Сочи платит 37,5 млн только за проектирование такового.

Только половина из заключенных контрактов непосредственно подразумевает ремонт объектов защиты. Тогда,

по самым грубым подсчетам, получается, что на приведение в рабочее состояние всех некондиционных — по оценке самого государства — российских убежищ такими темпами понадобится лет 80.

Российские медиа не без иронии репостят новость о норвежцах, которые впредь обяжут девелоперов проектировать в каждой новой многоэтажке обязательное заглубленное убежище. Министр юстиции и чрезвычайных ситуаций королевства Эмили Мель заявила: «Ситуация вокруг нас непредсказуема. Мы должны позаботиться о гражданском населении в случае наихудшего сценария». Мель озабочена тем, что сейчас имеющихся в стране убежищ хватит лишь на 45% населения. В Финляндии укрытия рассчитаны на 90% жителей, в Швеции — на 70%.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

А если в стране негодно 95% защитных сооружений, или 16 с лишним тысяч, а ремонтируется при самом оптимистичном сценарии несколько сотен в год, сколько же процентов россиян в случае угрозы найдут укрытие?

Спрос рождает предложение. Примета времени: в интернете рекламируют индивидуальные бомбоубежища «под ключ», можно заказать прямо себе на участок. Аскетичное, на четверых человек с одним выходом — от полумиллиона. На шестерых с автономностью 20 дней, высокими потолками и двумя выходами — от 7,5 млн, зато оплатил — и уже через месяц заселяйся в случае чего. «Бомбоубежище на вашем участке всего за 1 месяц!» — в оптимизме рекламного восклицания все же есть какой-то абсурд. Зато можно стать владельцем бункера, взяв в свои руки спасение собственной жизни. Правда, сроку ей — автономности этой жизни — отводится по проекту только 20 дней.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow