«Соотношение количества разводов и заключаемых браков достигло максимального значения — на восемь разводов приходилось десять новых бракосочетаний. Соответственно, страна по этому показателю вышла на третье место в мире по числу разводов», — сказала советник гендиректора ВЦИОМ Елена Михайлова, и ее слова, со ссылкой на растиражировавшее их агентство ТАСС, прокатились по всем информационным ресурсам. (см. сноску 1)
На самом деле не все так плохо, могли бы сказать статистики.
Во-первых, полных данных по разводам в 2024 году еще нет — они появятся в 2025 году. А те данные, что доступны — за первые шесть месяцев 2024 года, — говорят, что с января по июнь 2024 года россияне заключили 359 тысяч браков и оформили 317 тысяч разводов. За аналогичный период 2023-го, когда браков и разводов было чуть больше — соответственно по 371 и 334 тысячам. То есть разводиться в 2024 году россияне стали реже, чем в 2023-м. (см. сноску 2)
А во-вторых, и это главное, если в 2024 году на 10 браков пришлось восемь разводов — это не значит, что распались восемь из 10 браков, заключенных в 2024 году.
Разводятся пары, которые вступили в брак год назад, три года назад или даже двадцать лет назад. Сколько браков из заключенных в 2024 году распадется, мы узнаем только через несколько лет.
Так что здесь с советником гендиректора ВЦИОМа можно было и поспорить.
Но с другим высказыванием Елены Михайловой о разводах уже не поспоришь — он касается уже экономики. «Этот тренд [рост числа разводов] не сегодняшнего дня, он долгосрочный, но сейчас мы получаем эффекты, которые выражаются в попытках граждан манипулировать семейным статусом для получения соцподдержки от государства».
Действительно, как только правительство в 2021 году ввело новую ежемесячную выплату в пять тысяч рублей для родителей-одиночек детей до 16 лет (см. сноску 3) , так по стране покатилась волна разводов — причем выше всего эта волна поднялась в республиках Северного Кавказа. Общее число разводов в шести республиках СКФО и так непрерывно растет последние годы. Но если в 2019 году рост составил 10% по отношению к предыдущему году, а в 2020 году — 5%, то за два следующих года число разводов выросло в три раза. В 2021 году рост числа разводов в СКФО составил 79%, в 2022-м — 87%.
Но в любом случае Россия действительно лидирует по уровню разводимости среди стран Европы — количество разводов на тысячу человек населения в РФ составляет 3,9 в то время как в Европе в среднем этот показатель составляет 1,6. (см. сноску 4)
Так что рост числа разводов — это действительно тренд «не сегодняшнего дня»
Кто хочет развестись?
На вопрос, кто в России становится инициатором развода, мужчины и женщины отвечают по-разному. Согласно данным, которые приводит Институт демографии НИУ ВШЭ (со ссылкой на данные опросов сервиса Superjob), 34% мужчин сообщили, что расторжение брака было общим решением, 30% — что развестись предложила жена, 27% — что он сам. (см. сноску 5)
Женщины видят развод иначе. О том, что на расторжении брака настаивали они сами, сообщили 60% опрошенных женщин. 25% женщин отмечает, что к решению о разводе они пришли совместно с мужем. О том, что инициатором расставания был бывший супруг, рассказали лишь 9% женщин.
При этом мужчин, настаивающих на своей инициативе в расторжении брака, больше среди респондентов старше 45 лет, тогда как среди женщин собственную инициирующую роль чаще отмечают молодые респондентки в возрасте до 34 лет, а также не имеющие детей. Тех, кто сообщил, что решение о разводе было совместным, больше всего среди мужчин в возрасте от 35 до 44 лет и среди женщин старше 45 лет.
Основную претензию женщин к мужчинам формулируют авторы доклада «Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад — 2023» из Института социологии РАН.
«Существенная часть разводов инициируется именно женщинами, и одна из главных причин разводов — недостаточная финансовая состоятельность мужей. Количество разводов продолжает стремительно расти, безотцовщина стала нормой в современном российском обществе, ориентированном на поддержку материнства в ущерб отцовству».
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Работа в семье. Дорого
Вот насчет «поддержки материнства в ущерб отцовству» женщины могли бы и возразить — мол, в семье мы тоже работаем, да и побольше
В исследовании социологов ФНИСЦ РАН и НИУ ВШЭ Полины Козыревой, Алфии Низамовой и Александра Смирнова «Распределение и продолжительность работы по дому в домохозяйствах, состоящих из брачных пар», основанном на изучении более 3500 домохозяйств в период с 1994 по 2021 год, говорится, что «женщины осуществляют более 4/5 общих затрат времени домохозяйств, состоящих из брачных пар, на работу по дому». (см. сноску 6)
Например,
в 2021 году 99% женщин занимались готовкой и мытьем посуды и только 38% мужчин — разрыв в 61 процентный пункт.
C другими делами по дому не лучше: в уборке квартиры разрыв составляет 70 процентных пунктов, а в стирке и глажке белья — 80.
Правда, с 1994 года затраты на работу по дому снизились в два раза как у мужчин, так и у женщин. Причин две: рост доходов и развитие сферы услуг. Люди стали чаще есть вне дома, а времени на поиск нужных товаров уходит меньше. Но гендерный разрыв в работе по дому остается — в целом же каждый день россиянки тратят на домашнюю работу (и на заботу о близких) в среднем 4 часа 20 минут (против 1 часа 53 минут у мужчин). Технический прогресс внес свои коррективы, однако не смог фундаментально изменить ситуацию — «на дом» женщины тратят в три раза больше времени, чем мужчины.
Замужняя женщина, имеющая детей, выполняет больше работы по дому, чем разведенные матери и женщины, никогда не состоявшие в браке. Мужчины часто объясняют женам, что после развода им придется еще больше времени тратить на быт. Но это не подтверждается фактами: после развода женщина получает возможность больше отдыхать и чаще высыпаться.
Исследователи отмечают, что наличие оплачиваемой работы «не относится к факторам, серьезно определяющим дифференциацию в бытовой загруженности мужей и жен».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«В 2021 году исключительно супруга/партнерша занималась работой по дому почти в половине домохозяйств. Практически все женщины, за небольшим исключением, вынуждены ежедневно заниматься приготовлением пищи и мытьем посуды, тогда как среди мужчин доля тех, кто привлекается к этой домашней работе, составляет около 40%. При этом доля домохозяйств, в которых приготовлением пищи и мытьем посуды занимаются только женщины, достигает 60% и практически не снижается». (см. сноску 7)
А сколько стоит «домашний труд»? Дорого. По оценке исследователей из МГУ Ирины Калабухиной и Жадры Шайкеновой, работа по дому россиян может быть эквивалентна 25,3% ВВП, если оплачивать ее как среднюю зарплату. Если бы женщинам в России платили медианную российскую зарплату за работу по дому, в масштабах страны это составило бы 22,3 трлн рублей. (см. сноску 8)
Другими словами, если мужчина не готов каким-то образом компенсировать женщине ее трудозатраты — он в зоне риска (в смысле развода). Компенсация, разумеется, может быть разной. Но никуда не деться от факта, что просто так работать на семью женщина не хочет (и не будет). Большинству женщин сегодня экономически непонятно, зачем вступать в брак, когда они перестали экономически зависеть от мужчин.
Но это совершенно не новый тренд.
Фото: Shkulev Media Holding / ТАСС
«Бабий сундук» и «человеческий капитал»
Полтораста лет назад великий бытописатель русского крестьянства Александр Энгельгардт в своих «Письмах из деревни» описывал особенности «семейной экономики» того времени.
«…баба летом обязана работать на двор, на хозяина, будет ли баба ему жена, сестра, невестка, как батрачка. К этой работе бабы большею частью, …, относятся, как батрачки: «хозяйской работы-де не переделаешь».
…Зиму баба работает на себя, и главное ее занятие — прясть волну и лен ткать, сверх того все, что баба зимою заработает на стороне, поступает в ее собственность. … деньги, вырученные от продажи, сческа, лишние полотна, наметки и пр. — составляет ее неотъемлемую собственность, на которую ни муж, ни хозяин, никто не имеет права.
Точно такую же собственность бабы составляет все то, что она принесла с собою, выходя замуж, что собрала во время свадьбы, все те копейки, которые заработала летом, и пр.
Баба всегда … дорожит деньгами, всегда стремится их заработать.
Между мужиками еще встречаются такие, которые работают только тогда, когда нет хлеба, а есть хлеб, проводят время в праздности, слоняясь из угла в угол, между бабами — никогда.
Баба подвижна, охотно идет на работу, если видит себе в том пользу, потому что у бабы нет конца желаниям, и, как бы ни был богат двор, как бы ни была богата баба, она не откажется от нескольких копеек, которые достаются на ее долю, когда дарят на свадьбе игрицам, величающим молодых и гостей.
В дворе нет денег для уплаты повинностей, нет хлеба, а у бабы есть и деньги, и холсты, и наряды, но все это — ее собственность, до которой хозяин не смеет дотронуться. Хозяин должен достать и денег, и хлеба, откуда хочет, а бабьего добра не смей трогать.
Бабий сундук — это ее неприкосновенная собственность, подобно тому, как и у нас имение жены есть ее собственность, и если хозяин, даже муж, возьмет что-нибудь из сундука, то это будет воровство, за которое накажет и суд…»
Так что…
Основная экономическая причина «настоящего развода» — это посягательство на «бабье добро», как сказал бы профессор Энгельгардт, или на «женский человеческий капитал», как говорим мы сейчас.
Мужчинам надо иметь это в виду.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68