РепортажиКультура

Безвоздушная тревога

В Тель-Авиве прошел концерт в память о пианисте Павле Кушнире, погибшем в российском СИЗО после голодовки и избиений

Безвоздушная тревога

Павел Кушнир. Фото: соцсети

25 декабря в Тель-Авиве состоялся концерт памяти Павла Кушнира — музыканта и просветителя, скончавшегося после голодовки и избиения в СИЗО Биробиджана. И этот концерт замыкал цикл аналогичных выступлений в других мировых столицах — накануне такие же вечера, организованные лондонским благотворительным фондом We Exist, прошли в Париже, Лондоне, Берлине и Амстердаме.

Израильский концерт продемонстрировал местный колорит с первой минуты.

«Уважаемые зрители! Если будет два сигнала воздушной тревоги, мы остаемся на месте, в этом зале, — обратилась к публике музыкант, одна из организаторов памятного вечера Евгения Орен. — Если больше — организованно спускаемся на защищенный паркинг».

Накануне Тель-Авив не спал три ночи из-за ракет, которые из Йемена запускали по еврейскому государству хуситы. Правда, сам вид города в этот день отчаянно контрастировал с поминальным настроением, вроде бы полагающимся подобному мероприятию, и с тревожным военным напряжением. В Израиле в тот вечер начинали праздновать Хануку, праздник победы света над тьмой, по всему городу горели семисвечники, а горожане торопились домой с коробками пончиков, которые принято есть на протяжении восьми дней.

Впрочем, заупокойности не было и в самом вечере, в программу которого вошли избранные мазурки Шопена, которые Кушнир любил, исполнял и популяризировал. Для их исполнения организаторы пригласили пианистов трех поколений — заслуженную Оксану Яблонскую, знаменитого Рона Регева и молодого Адама Хен-Адамова. Вели концерт артист Анатолий Белый* и Рои Хен — драматург и переводчик, помогавшая российской и израильской публике услышать друг друга. Хотя точнее было бы сказать, что вечер вел сам Кушнир — выступление каждого из музыкантов предварялось комментариями самого Павла к исполняемым произведениям, которые Белый зачитывал по-русски, а Рои Хен — в собственном переводе на иврит.

Фото: Алла Очеретнер

Фото: Алла Очеретнер

«Это интересные тексты, — рассказал мне перед концертом Анатолий Белый, — музыковедческие, витиеватые, но написанные очень эмоционально».

Учитывая своеобразие личности Павла Кушнира (кроме музыки он писал коллажную прозу, о которой ниже), действительно, можно было ожидать от него довольно заковыристых и не самых легких для восприятия текстов. Но нет — вместо них звучали удивительно понятные, остроумные и легко написанные объяснения и рассказы об исполняемых произведениях. Они были написаны Кушниром для биробиджанского радио, где он вел цикл передач о Шопене «Мазурки по средам».

«Здравствуйте, дорогие жители Еврейской автономной области. Истина где-то рядом»,

— так начинал свои эфиры Кушнир, и так начинался каждый из комментариев, звучавших перед очередным исполнением.

Анатолий Белый исполнял их с сохранением стилистики речи Павла — характерных речевых инверсий, словечек, повторов.

«Павел, как мне кажется, пропустил через себя судьбу и трагедию Шопена, и его тексты способны задеть зрителя, спровоцировать реакцию, — рассказал мне Белый, — зритель сможет узнать историю создания мазурок, их структуру, исторические обстоятельства и характерные скрытые детали».

Интересно, насколько по-разному подходили к исполнению музыканты, и насколько по-разному они начинали исполнение выбранных мазурок. Молодой Адам Хен-Адамов пробовал клавиши осторожно — так Ежик пробовал туман в мультфильме Юрия Норштейна. Техничный Рон Регев вышел с большим электронным планшетом и начал исполнение так, как будто продолжал начатый ранее разговор. Оксана Яблонская прыгнула в шопеновскую стихию, как прыгают в воду, изголодавшись по купанию за долгую зиму.

Пианист Адам Хен-Адамов. Фото: Алла Очеретнер

Пианист Адам Хен-Адамов. Фото: Алла Очеретнер

Как ни хочется сравнить этот концерт с еврейским траурным ритуалом «шева» (семья умершего несколько дней сидит, принимая утешающих гостей и вставая лишь для выполнения необходимых домашних дел), а звучащую музыку — с поминальными молитвами «кадиш» (прославление святости Бога) и «изкор» (поминовение), главным чувством вечера было какое-то целительное ощущение соприсутствия Кушнира в небольшом тель-авивском зале.

Увлекательные и глубокие комментарии задавали нужную, кушнировскую оптику восприятия для звучавшей после них музыки Шопена и его судьбы, словно бы выполняя его волю — чтобы великого польского композитора даже на таком вечере было больше, чем его скромного русского популяризатора.

И если и примешивалась к шопеновской элегичности и теплому кушнировскому остроумию печаль, то из-за размышлений о контрасте — между высотой размышлений и музыкального таланта Павла Кушнира и его страшной смертью в биробиджанском СИЗО.

Как я уже сказал, концерт в Тель-Авиве закрывал собой цикл аналогичных вечеров, прошедших в предпоследнюю неделю декабря в других мировых столицах — Париже, Лондоне, Берлине, Амстердаме. Устроителем и координатором всего цикла стал продюсер и режиссер Рома Либеров* (фильм и альбом «Сохрани мою речь навсегда», альбом «После России» и др.) и созданный им фонд We Exist. Фонд учредил стипендию Павла Кушнира, соискателями которой смогут быть талантливые молодые музыканты, вынужденные уехать из России, Беларуси и Украины и испытывающие недостаток средств для оплаты обучения в музыкальных вузах Европы.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

“У всех концертов был один общий замысел: марафон мазурок Шопена, — рассказал мне Либеров, — это была идея подруги Павла, Марии Немцовой, живущей сейчас в Амстердаме». По его словам, в каждом городе была своя команда организаторов и кураторов. И если для лондонского концерта музыкантов приглашал сам Либеров, то в Израиле куратором стала Евгения Орен — альтистка, солистка Израильского филармонического оркестра. Именно ей, как сказал Анатолий Белый, принадлежит идея пригласить к исполнению три поколения израильских музыкантов.

Белый был не только ведущим, но и соорганизатором тель-авивского концерта. «Когда я узнал о гибели Кушнира, мое сердце облилось кровью, — сказал он, — мне захотелось устроить что-то в память о нем, какой-то концерт или перформанс». Он оказался един в этих мыслях с друзьями-продюсерами — Либеровым в Лондоне и Светланой Долей в Берлине (спектакль «Кремулятор»).

Роман Либеров. Фото: соцсети

Роман Либеров. Фото: соцсети

«Мои друзья — кино- и театральные деятели, они хотели сделать нечто визуальное, «зрительское», — говорит Либеров, — в моем понимании «зрительское» обладает свойством «преходящести». Я люблю невыполнимые задачи, мне хотелось что-то сложное. Мне хотелось запустить работу памяти о Павле Кушнире. И я, кажется, немного фраппировал своих друзей сложностью замысла». По его словам, идея сделать серию концертов и основать стипендию имени погибшего музыканта и писателя пришла в августе нынешнего года. Через месяц «замысел выглядел уже не таким безумным, как в первые дни».

По словам Либерова, стипендия имеет вполне конкретное финансовое измерение, хотя и приблизительное: «Стоимость года обучения в музыкальном вузе Европы составляет около 20 тысяч долларов, соответственно, наполнение стипендии должно быть кратно количеству стипендиатов».

При этом Либеров не питает надежд собрать все эти средства на благотворительных выступлениях:

«Прибыли на таких концертах или не бывает совсем, или она очень мала, но эти концерты станут важной публичной деятельностью самой «Стипендии им. Павла Кушнира» как организации».

Распоряжаться средствами будет отдельно созданный Фонд Павла Кушнира, учрежденный Либеровым и Светланой Долей. Анатолий Белый говорит, что в рамках деятельности фонда подобные нынешнему циклы концертов будут проходить в мировых столицах несколько раз в год. На данный момент фонд формирует свой Совет, который и будет присуждать стипендии. Возглавить его согласился Евгений Кисин*. Имена первых стипендиатов станут известны в августе 2025 года.

Павел Кушнир. Фото: соцсети

Павел Кушнир. Фото: соцсети

***

Павел Кушнир был потомственным музыкантом, выпускником Московской консерватории, виртуозом, в 17 лет исполнившим цикл прелюдий и фуг Шостаковича, считающийся сложнейшим для исполнения. Он записал цикл из 24 прелюдий Рахманинова, высоко оцененный в музыкальной среде. В качестве музыканта работал в нескольких региональных филармониях — в Екатеринбурге, Кургане, Курске, последним местом жительства и работы стал Биробиджан. Кушнир был страстным популяризатором музыки, охотно выступал на музыкальных вечерах, независимо от их уровня, играл концерты на улице. На Биробиджанском радио он вел цикл «Мазурки по средам» — выдержки из его рассказов об этих сочинениях Шопена и звучали на концертах его памяти в нынешнем цикле.

Читайте также

Кровь на губах

Кровь на губах

Про пианиста Павла Кушнира, о котором мир узнал лишь после его гибели

Литература также входила в круг его профессиональных занятий: в 2014 году он закончил коллажный роман «Русская нарезка», представляющий из себя дневник, записи которого даны в обратном порядке; произведение было написано под влиянием событий на Майдане и в Крыму (в 2014-м его выпустило немецкое издательство ZA ZA Verlag, в 2024 году роман был переиздан в новой редакции израильским Babel books).

Кушнир занимался активизмом — участвовал в протестах на Болотной, протестовал против «присоединения» Крыма, расклеивал листовки против вторжения в Украину в 2024-м. На своем канале на YouTube (на него были подписаны всего пять человек) он публиковал ролики, один из которых был посвящен событиям в украинской Буче.

В мае 2024 года он был арестован и обвинен в «призывах к осуществлению террористической деятельности». С момента ареста держал сухую голодовку. 27 июля он скончался, а на теле были обнаружены следы побоев.

Алексей Крижевский

* Власти РФ внесли в реестр «иностранных агентов».

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow