КомментарийОбщество

Требуем финансирования традиционных ценностей!

Вице-спикер Кузнецова задумала создать под это дело научный институт. Но ведь и соблюдающим потребуется доплата

Требуем финансирования традиционных ценностей!

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

Вице-спикер Госдумы и бывший уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова предложила создать «Институт изучения традиционных ценностей», который бы «проводил соответствующие исследования и помогал законодателям вырабатывать решения».

Это было бы смешно, однако, помимо создания еще одной бюрократической структуры, есть два «но».

  • Первое: под прикрытием заклинаний о «традиционных ценностях» пытаются не мытьем, так катаньем обойти конституционный запрет на государственную идеологию.
  • Второе: изучать «традиционные ценности» намереваются не просто так, а чтобы запретить все, что будет объявлено «деструктивной идеологией», угрожающей той трактовке этих ценностей, которую монопольно установит государство. И, естественно, карать за нарушение запретов.

Два месяца назад г-жа Кузнецова (о чем я рассказывал в «Новой газете») анонсировала подготовку законопроекта, который должен запретить «деструктивную идеологию в целом», и заявляла, что «с Министерством науки отработаны два тома материалов», и «уже подготовлены исследования, на базе которых будет сделан следующий комплексный шаг нашими коллегами».

Одних только исследований, видимо, оказалось недостаточно — решили создать целый институт.

Анна Кузнецова. Фото: Андрей Парменов / ТАСС

Анна Кузнецова. Фото: Андрей Парменов / ТАСС

В интервью для «Парламентской газеты» вице-спикер сетует, что «еще недостаточно формулировок, которые бы описывали этот деструктивный контент», что «научная база, созданная нашими учеными, полностью подтверждает, что нужно привести формулировки к единообразию», и что «мы видим сложности с отсутствием в законодательстве понятий, которые бы описывали позитивный контент и наши традиционные ценности».

Поэтому, сообщает г-жа Кузнецова, «Минюст вместе с коллегами из Санкт-Петербурга, участвующими в работе специального консорциума вузов, готовят глоссарий понятий, которые определяют наши духовно-нравственные ценности», но нужно идти дальше и создать институт.

Ибо «нам нужны четкие и точные меры, которые позволят сохранить эту основу нашей страны», и она уже разговаривала «с коллегами из Академии наук и профессорами из МГУ, эту идею они достаточно хорошо восприняли».

Сомневаться в том, что имеются «коллеги из Академии наук и профессора из МГУ», которые хорошо воспримут идею создания нового института, не приходится. Ведь там, где институт — там штаты, деньги, должности, ученые степени и, глядишь, академические мантии (Дугин, небось, уже видит себя академиком по отделению традиционных ценностей)…

Но, как уже сказано,

дело не только в том, что хотят создать еще одну бюджетную «кормушку», а в том, что все это потом будет использовано для новых репрессий.

Напомним перечень «традиционных ценностей», который есть в указе президента:

«жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Сам по себе он не вызывает возражений. Проблемы только три.

  • Во-первых, как минимум часть этих ценностей вовсе (в том числе вопреки Конституции) не определяет смысл и содержание деятельности органов власти, а категорически им чужда. Как, например, права человека. Или достоинство. Или гуманизм и милосердие. Или справедливость.
  • Во-вторых, эти ценности многие понимают по-своему, и здесь невозможно никакое официальное установление. Потому что большая часть перечисленных ценностей — это не политические и не юридические понятия, а этические категории. Представления о том, что хорошо, а что плохо. Что правильно, а что неправильно. При этом страна у нас большая — и понятно, что традиции поморской деревни, краснодарского села и старообрядцев в Сибири сильно отличаются друг от друга. Не говоря уже про иные национальности.
  • А в-третьих, помимо перечисленных, есть еще многие другие ценности: как быть с ними? Автоматически считать «нетрадиционными»?

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Тут как не вспомнить знаменитый проект Козьмы Пруткова «Об установлении единомыслия в России».

Как сегодня написано:

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Принимая во внимание: с одной стороны, необходимость, особенно в нашем пространном отечестве, установления единообразной точки зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства; с другой же стороны — невозможность достижения сей цели без дарования подданным надежного руководства к составлению мнений — не скрою, что целесообразнейшим для сего средством было бы учреждение такого официального повременного издания, которое давало бы руководительные взгляды на каждый предмет.

Этот правительственный орган, будучи поддержан достаточным, полицейским и административным, содействием властей, был бы для общественного мнения необходимою и надежною звездою, маяком, вехою. Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном круге была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем событиям и вопросам.

С учреждением такого руководительного правительственного издания даже злонамеренные люди, если б они дерзнули быть иногда несогласными с указанным «господствующим» мнением, естественно, будут остерегаться противоречить оному, дабы не подпасть подозрению и наказанию»…

Кстати, если г-жа Кузнецова так привержена традиционным ценностям, хочется понять, давно ли она заглядывала в «Домострой» (чего уж традиционнее), и планирует ли предлагаемый ей институт перенимать установленные там славные традиции, приведенные со ссылками на Писание и иные религиозные книги и труды.

Среди этих традиций, например, то, что жене предписывается быть «доброй, трудолюбивой и молчаливой» и заниматься исключительно ведением домашнего хозяйства, руководством слугами и рукоделием. И только это обсуждать с гостями.

И предписание наказывать детей: «наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей, и не жалей, младенца бия», «любя же сына своего, учащай ему раны — и потом не нахвалишься им».

А еще «понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой»…

Что еще у нас можно вспомнить очень даже традиционное? Удобства на улице? Розги в школе? Крепостничество и холопство? Работу детей с малолетства? Это будет исследовать и насаждать создаваемый институт?

И еще: по законам Российской империи, расторжение брака допускалось в качестве исключения лишь в двух случаях: при доказанной супружеской измене и возникшей еще до брака «неспособности одного из супругов к брачному сожитию», которая не была известна до вступления в брак.

Хочется спросить: а у самих-то проповедников «традиционных ценностей» все в порядке с сохранением святых уз брака? Или «это другое»?

На самом деле, главнейшая для начальства «традиционная ценность» — и именно ее оно и стремится провести в жизнь — это если не любовь к власти, то безусловная покорность ей и невозможность помыслить о ее смене по воле граждан.

«Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь. Если земному царю с правдою служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя страшиться: этот — временен, а Небесный вечен, Он — судья нелицемерный, каждому воздаст по делам его. Также и князьям покоряйтесь, воздавая им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. Князя своего прими и власти свои, не помысли на них зла».

(«Домострой». Протопоп Сильвестр)

В Российской империи, о которой грезят многие из поборников «традиционных ценностей», на это тоже были направлены усилия властей, которым казалось, что их всегда будут считать «дарованными от Бога», служить им и покоряться им…

Андрей Рябушкин. Купеческая семья XVII. Источник: Википедия

Андрей Рябушкин. Купеческая семья XVII. Источник: Википедия

«Домострой». Избранное

Для сведения сотрудников Института традиционных ценностей

Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует Божиею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем.

Если случится в домашнем хозяйстве какую одежду кроить, себе и жене или детям да слугам: камчатое или тафтяное, шерстяное или златотканое, хлопчатое крашенинное или суконное, армячное или сермяжное, или шубу, или кафтан, или терлик, или однорядку, или кортель, или летник и каптур, или шапку, или нагавицы, или какое иное платье; или кожи придется кроить-на саадак, на седло, на шлею, на сумы, на сапоги,– так сам господин или госпожа смотрят и подбирают товар; остатки же и обрезки всякие хранят, остатки эти и обрезки различные ко всему пригодятся в домашнем деле: заплату наставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить, вот тогда остаток или обрезок и выручит, на рынке ведь устанешь, подбирая по цвету и виду, да втридорога и купишь, а иногда и не сыщешь.

Стол и блюда, и поставцы, и ложки, сосуды всякие, ковши и братины, избу затопив с утра и воды согрев, перемыть и вытереть, и высушить. После обеда и вечером также. А ведра и ночвы, и квашни, и корыта, и сита, и решета, и горшки, и кувшины, и корчаги также вымыть и выскресть, и вытереть, и высушить, и положить в чистом месте, где пригоже.

Если же пожелает хозяин какой-нибудь постной еды, пусть готовит конопляное масло, крупа вся дома, и мука, и всякие пироги и блины печет и сочни, и рулеты делает и разные каши, и лапшу гороховую, и цеженый горох, и похлебки, и кундумцы, и вареные и сладкие каши и яства — пироги с блинчиками и с грибами, и с рыжиками, и с груздями, и с маком, и с кашей, и с репой, и с капустой, или орешки в сахаре или сдобные пироги с чем Бог послал.

А в погребах и на ледниках, и в кладовых хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана, лук и чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и пресный мед, и еда готовая, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, свежая и соленая, и репа, и разные овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и вишни в патоке, и малиновка, и яблоки с грушами, и дыни и арбузы в патоке, лимоны и сливы и левашники, и пастилы, и напитки яблочные, и вода брусничная, и вина сухие и горькие, и меды различные, и пиво на меду и простое, и брага — и весь тот запас ведать ключнику.

В Филиппов пост к столу подают: паровые сельди да свежие мороженые, лещей на пару, спинки белорыбицы, спинки лососьи, спинки нельмы, спинки семужьи, стерлядь на пару, сига, лодогу на пару, студень рыбный, караваи, поросят мясных, утят мясных, уху шафранную, уху черную, уху налимью, печень, молоки налимьи, уху окуневую, уху плотичью, уху из лещей, уху из карасей, тавранчук белужий, тавранчук осетровый, тавранчук севрюжий, тавранчук стерляжий, уху мешочком, уху с клецками, уху стерляжью, уху судачью, уху из потрошков стерляжьих.

Из заливных: белорыбица, лососи, нельма, стерляди, осетрина, головы стерляжьи, головы щучьи с чесноком и с хреном, вырезки, стерляди жареные, щуки отварные, лини, окуни, плотицы, лещи заливные, щучина свежепросоленая, хребет да ребра белужьи, сельди жареные, осетрина шехонская, осетрина косячная, осетрина длинная, двойные щи,– с ухой свежею да с ухой осетровой.

А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей.

С чем-то из наказов Сильвестра можно и согласиться, тогда от государства — финансирование соблюдения гражданами традиционных ценностей. А именно: белорыбица, лососи, нельма, стерляди, осетрина, головы стерляжьи, головы щучьи с чесноком и с хреном, хребет да ребра белужьи, сельди жареные, осетрина шехонская, осетрина косячная, осетрина длинная. Да, там еще про мясо было…

Читайте также

Запретить примерно все

Запретить примерно все

Депутаты предложили создать два тома нежелательного: что нельзя печатать и о чем нельзя говорить

* Признан Минюстом РФ «иноагентом».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow