Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
«Обманул нас Фукуяма —
Нет истории конца!»
(Современный российский фольклор)
В нынешние времена, собственно, с февраля 2022 года, — событий на исторической сцене происходит столько, что кажется, тот некогда популярнейший тезис профессора Фукуямы о «конце истории» не стоит и вспоминать.
Событий не просто много — они по преимуществу носят характер радикальный, катастрофический, меняют судьбы и дислокации целых социальных групп. Но, прежде всего, эти события несут собой много смертей — столько, сколько цивилизация не видела со времен последней большой войны.
Однако чем определяется для нас, для самосознания европейской цивилизации история и историческое событие? Вероятно, присутствием поступательного движения в сторону той или иной утопической мысли, которая не имеет аналогов в известной картине реальности.
История начинается там, где начинается переход от очевидного к неочевидному. По крайней мере, неочевидное выступает для исторического события главным мотивом.
История начинается там, где начинается движение к тому, чего еще не было.
А потому историческое — это, в первую очередь, нечто уникальное и экспериментальное. Анти-циклическое. Анти-консервативное.
Историческое время — всегда время перемен, время не-повторяемости, эволюционного непостоянства. Это касается и отношения к политическому устройству, к институту власти: исторически правильным считается такое, где в основе — возможность перемен, возможность сменяемости правителей. Идея выборов, шире, демократии — это, по своей сути, идея, порожденная исторически ориентированным сознанием. Отсюда тот известный европейский снобизм, идущий еще с античных времен, — в отношении тех народов, которые знали лишь несменяемую, деспотическую форму правления, — такие народы воспринимались как варварские, находящиеся на периферии исторического бытия.
Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ
* * *
Разумеется, историческое не определяется демократической идеей. Ибо и при регулярной сменяемости властей вполне может установиться обессмысливающая консервация, рутинизация общественной и частной жизни (как это стало весьма заметным на примере западной цивилизации).
Тем не менее с идеей выбора историческое измерение связано напрямую. Или, скажем так, историческое — это всегда про выбор. Но выбор, понимаемый как нечто экзистенциальное, погранично-сущностное, а не только лишь политическое или социальное.
Историческое — развилка, на которой совершается не больше и не меньше, как выбор судьбы. Выбор как вызов, который человек бросает судьбе и миру и — обратно.
Историческое в античности, у греков и римлян, где оно, собственно, и зарождается, — связано, в первую очередь, с драмой личной судьбы. Герой античной истории — это нарушитель власти и воли превосходящих его сил, будь то слепой фатум, боги, цари или народные собрания. С одной стороны — чистый вызов. Выбор своей уникальности перед лицом объективного антагонизма обстоятельств. И несмотря на практически всегда летальные для этой уникальности последствия. С другой стороны — драма личной судьбы прямо связана и с универсумом, с этикой, с идеями добродетели. У греков — arete, у римлян — virtus.
Историческое и этическое почти всегда идут рядом: поступки людей и события либо раскрывают природу добродетели — либо, напротив, подчеркивают то плачевное положение, в котором человек и мир оказываются без нее. Именно так построены «Истории» Геродота, Плутарха, Светония Транквилла.
Кроме того, античное историческое знает и чисто универсальное, проективно-утопическое измерение. Это ойкуменизм — главная цивилизационная миссия греков, а потом римлян. В ее основе — мысль философов о синкретическом единстве вселенной, управляемой разумом. Донести эту мысль греки и римляне желали до всех встречающихся народов, видели в этом свое «бремя античного человека». Первые — преимущественно через культуру, вторые — через правовой порядок. И разумеется, те и другие — с помощью силы оружия. Завоевание и просвещение.
* * *
С тех времен историческое много раз меняло свои формы и свои цели. Оно получило радикальное обновление в христианстве, а затем еще раз глобально обновилось в период Ренессанса и Нового времени. Однако суть его оставалась такой же, как тогда, в античности, когда оно делало свои первые шаги. Эта суть в том, что, когда личная свободная воля и критический взгляд на устоявшиеся вещи сочетаются с универсальной идеей, выходящей за рамки известной реальности, — тогда наступают исторические времена.
Неуживчивая с данностью протестная личность — главный двигатель исторического, его нерв.
Фото: Екатерина Матюшина / Коммерсантъ
Все значимые события происходят лишь по инициативе и через прямое участие крайне незначительного числа индивидов, а большинство всегда лишь присоединяется.
Но без глобальной идеи, без утопии, которая должна указать и новый прекрасный образ, и направление к нему, — вся неуживчивость сведется лишь к взаимоистребляющей схватке ее носителей. Впрочем, если найдется талант, что сможет описать такую схватку с точки зрения высокой трагедии, — мы все же получим историю. Трагическую историю.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
* * *
И обратное. Если личное начало подавлено, и сомнения в существующем порядке вещей пресекаются в зачатии; если настоящая картина реальности превозносится и преподносится как единственно возможная, а в обозримом будущем не разглядеть ничего, что не повторяло бы настоящего, — такое положение дел считается неисторическим. По крайней мере, греки или римляне назвали бы это варварством, состоянием неразвитых душ и умов.
Оглядываясь сегодня вокруг, мы можем сказать, что живем в историческое время? В общем-то вопрос риторический. Не сейчас, не вдруг — но вот уже последние тридцать лет, если говорить даже только про наглядную российскую жизнь, — неисторическое постепенно охватывало все сферы деятельности и сознания, становилось обыденностью. Оно, по сути, и есть обыденность: ничего, кроме забот о сегодняшнем дне, никаких утопий, но повсеместное приспособление к тому, что уже есть.
Весьма известное название для сегодняшнего неисторического — постмодернизм. С одной стороны, так именуют отвлеченную интеллектуальную концепцию, с другой — непосредственную повседневную реальность общественной и частной жизни. И, по большому счету, они совпадают. Хотя бы уже в том, что провозглашают отказ от истории, говорят о своей «усталости» от истории.
Если историю созидает личность, активный субъект — то постмодернизм утверждает «смерть субъекта, смерть автора». Если история совершается через волю к трансцензусу*, к утопии и идее — то постмодернизм объявляет конец всех «мета-нарративов», всех «больших рассказов».
Поначалу, в 90-х и 00-х годах прошлого века, когда постмодернизм только вошел в силу, эффект его выразился в том, что всё сосредоточилось на самых нижних этажах пирамиды Маслоу: выживание, успешное выживание и признание, получаемое как бонус за особо успешное выживание. И никаких идеальных проекций будущего: «Мы устали от несбыточных надежд!» А под «выживанием» всеми и однозначно понималась финансовая стабильность. Политика, культура, образование — все те сферы, что прежде, в исторические времена, были стартовыми площадками для субъекта с его утопиями, — сделались площадками для сопровождающих услуг, ориентированных, опять же, на ценности выживания.
Такое состояние умов закрепилось и стало считаться естественным.
На том месте, где прежде находились «несбыточные надежды», — взамен не образовалось ничего. Пустота. И пустота стала считаться естественной. Ведь главное — успешное «выживание».
Однако продержалось все это весьма недолго. Отдельный вопрос, почему нарушился, казалось бы, «естественный» порядок вещей, — но он радикально и бесповоротно нарушился. Пустующее место стало заполняться вещами, казалось бы, давно и навсегда изжитыми в цивилизации. Пространство постмодернизма стало на глазах превращаться в пространство идеологического и политического деспотизма, а реалполитичные «эффективные менеджеры» — в полноценных диктаторов.
Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ
* * *
Вернулась ли история, когда постмодернизм «выживания» сменился на диктатуру и практику завоевания? Стоит ли в очередной раз упрекать Френсиса Фукуяму, что он сильно промахнулся со своим «концом истории»? Нет, не стоит. Если Фукуяма и промахнулся, то лишь в том, что увидел конец исторического как спокойное и размеренное угасание, — а он пришел как насилие и эскалация.
История не вернулась — если под образующими ее основами мы понимаем неуживчивую, критическую личность и утопическую идею будущего. Напротив, эти основы оказались принципиально отвергнуты и вытеснены диктатурами. Вместо активного субъекта — лояльный исполнитель в гражданской или военной униформе; вместо идеи будущего — ностальгическая реставрация «традиционных ценностей». Диктатуры реставраторов.
В общем-то и постмодернизм никуда не делся. Ибо одним из характерных его свойств, как всегда отмечали его же теоретики, — является полная лояльность к до-цивилизационным, архаическим и магическим содержаниям. Постмодернизм, т.е. то, что после модернизма, понимаемого в целом как направленность к обновлению, — это не сверхмодернизм. Это вне-модернизм и, как оказалось, по большей части — до-модернизм.
Да, сегодняшние времена производят невероятное количество инфоповодов. Диктатуры реставраторов весьма плодородны на события. Поскольку же их основной метод, подаваемый как «традиционный», — это насилие и репрессия, то практически все события носят характер трагедии. Но даже наличие трагедии, катастрофы еще не означает, что историческое измерение вернулось. Поскольку события-трагедии идут потоком, не оставляя времени на рефлексию, на полноценное в них вчувстование, — то рано или поздно начинают восприниматься как рутинные. А историческое измерение, когда оно является, — сметает со своего пути все рутинное.
Сегодняшняя рутинизация трагического свидетельствует о том, что настоящая история так еще и не началась.
Жизнь и сознание подавляющего большинства пребывают всё в том же непрерывном и крепком сне повседневности, в каком находились и десять, и двадцать лет назад. Но даже у тех, для кого трагедия — это трагедия, — основным чувством становится если не полная апатия и разочарование, то скорее близкий к апатии и по сути антиисторический фатализм: «Происходящее аморально и неприемлемо, но что с этим можно поделать…»
* * *
Однако сказать, при всем известном положении вещей, что история закончилась, — это было бы непозволительно одномерно. Это значило бы отказать человеческой природе в способности к переменам. А если мы, вслед за немалым числом заслуживающих уважения мыслителей, вспомним, что в основаниях человеческой природы лежит неопределенность, свобода, — то можно ли отказать свободе в способности изменять известные правила, в непредсказуемости?
Очевидно, что проявления исторического не линейны. Не будучи мейнстримом, оно не исчезает совершенно, а становится маргинальным, андеграундным явлением. И если в наши дни историческое где-то и есть, то оно не в маневрах вооруженных подразделений и не в призывах вождей «отдать жизнь за великое дело», — такое было и в доисторические времена, когда роды и племена яростно сражались вокруг своих пещер. Историческое сейчас созревает в оппозиции всему этому. В личностях, которые не растворяются в лояльном большинстве. В тех зачатках идей, которые когда-нибудь должны определить новые горизонты утопического.
* переход от субъективного к объективному, реализация какой-либо идеи в ходе человеческой практики
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68