18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «ЛЕВАДА-ЦЕНТР» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «ЛЕВАДА-ЦЕНТРА».
Рынок труда — это рабочие места и люди, которые их занимают или хотят (либо не хотят) их занять. В России за последние годы в жизнь людей вмешались сперва ковид, затем специальная военная операция. Эти перемены наложились на огромные сдвиги в сфере информационных технологий, с одной стороны, и «демографический провал» — с другой. Рынок труда в России, говорят эксперты, изменился до неузнаваемости.
Этим переменам должны отвечать институты социализации. Как изменяется, если изменяется, наша система обучения и образования, прежде всего школа, — это большой вопрос. Но есть и другой, отдельный вопрос: а какой хочет видеть школу нынешнее общество.
Сколько лет надо учиться в школе, чему учиться и куда идти после школы. Выяснить мнения людей по этому поводу было призвано небольшое исследование, проведенное «Левада-центром»* и «Лабораторией будущего» «Новой газеты».
Мы задали вопрос:
как вы полагаете, какое образование нужно давать большинству нынешних детей школьного возраста?
Было предложено три варианта ответа. Вот первый вариант:
- «Большинству достаточно начального образования (3–5 классов), а затем их надо направлять в училища для получения основных рабочих профессий».
Исследователи постарались привести аргументы, соответствующие реалиям нынешней эпохи. Ведь в силу сочетания разных факторов в нашем народном хозяйстве сложился острый дефицит рабочих разных профессий. Как реагировали на эту ситуацию россияне? Они ответили полным несогласием на это предложение — свести образование в школе к 3–5-летнему, и никакие доводы их не убедили. Этот вариант ответа выбрали 2%. При этом во многих категориях опрошенных ответы не набирали и этого. Одним словом, вариант отвергнут всем обществом практически единогласно.
Вторым предлагался вариант:
- «Большинству достаточно среднего образования (8–9 классов), а затем надо получать в колледжах профессиональное образование, которое их сделает квалифицированными специалистами, необходимыми в современном производстве».
Этот вариант заинтересовал ровно треть опрошенных. Чаще всего (40%) на него обращали внимание самые молодые люди. Можно полагать, что у них наиболее свежие сведения о современной школе и современных возможностях продолжения образования. Чуть чаще, чем остальные, «голосовали» за этот вариант люди, которые сами прошли примерно этот путь и сейчас имеют среднее профессиональное образование (34%). Отметим, однако, что и они в основном выбирали не этот, а следующий вариант.
Следующий, третий вариант, был сформулирован так:
- «Большинство современных молодых людей должны отучиться в школе 10–11 лет, а затем в вузе получать высшее образование, без которого невозможен научно-технический прогресс в России».
Этот вариант предпочли почти две трети (62%) всех опрошенных. Среди имеющих среднее профессиональное образование его выбрал 61% Это означает, что они почти в два раза больше ценят такой жизненный маршрут, нежели тот, которым они прошли сами. Среди людей с высшим образованием этот вариант получил наиболее высокую поддержку (65%), в этом случае результат говорит о том, что люди свой жизненный выбор оценивают как правильный.
Отдельно оговорим ответы студентов вузов и сузов. Их доля в выборке (в соответствии с долей в населении) относительно невелика, что снижает точность данных по их ответам. Но с этой оговоркой обратим внимание на то, что они — и только они — чаще рекомендуют путь «9 классов + колледж», чем путь «11 классов + вуз». Если наши данные верны, то, может быть, этот ответ свидетельствует о самых новых трендах.
Заметим, что «классический» вариант — после школы только в вуз — наиболее активно поддерживается самыми пожилыми респондентами. Быть может, его надо считать адекватным конъюнктуре уже прошедших времен, и высокая его поддержка во «взрослом» обществе всего лишь проявление инерции массовых представлений. А молодым видны другие жизненные треки…
Фото: Андрей Бок
Второй вопрос касался того,
преподаванию каких школьных предметов следовало бы уделить наибольшее внимание?
Был предложен список из 17 позиций (можно было отметить до трех предметов). Вопрос этот задавался первый раз в конце лета. Сравнение ответов августа и ноября показало их очень большое сходство, что говорит в пользу надежности этих результатов.
Сначала укажем, какие предметы пользуются наименьшим вниманием опрошенных. Один-два-три человека из ста отмечали, что нужно наибольшее внимание уделить «истории искусства, художественному творчеству», «ведению домашнего хозяйства», «бухгалтерии, делопроизводству», «основам менеджмента, управлению производством».
Среди самых молодых чаще, чем в среднем, предлагали уделять внимание предмету «гигиена сексуальных отношений» (8%). Они же чаще прочих обращали внимание на философию (9%).
А среди пожилых столько же указывали на предмет «Основы религии, Закон Божий».
Внимание к «физкультуре» требовали в целом 7%, к «трудовому воспитанию» — 9% (более старшего возраста — 11%).
Несколько больше, чем одна десятая опрошенных, высказались за внимание к «иностранным языкам» (13%) и «общественным наукам (социологии, экономике, политологии)» (16%). Правда, в последнем случае молодые респонденты в полтора-два раза чаще, чем люди старших возрастов, и студенты почти вдвое чаще, чем лица с высшим образованием, настаивали на внимании к этим предметам.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Андрей Бок
Как видим, общество вовсе не равнодушно отнеслось к теме главных школьных дисциплин. Но все предметы, о которых мы пока что говорили, были упомянуты менее чем одной пятой опрошенных.
Осталось шесть дисциплин, которые называли чаще. Рассказывая о них, подчеркнем, что места с первого по шестое распределились совершенно одинаково по результатам опроса в августе и в ноябре. Это позволяет нам утверждать, что эти соотношения в точности отражают то, как распределяются приоритеты в сознании россиян, когда они обращаются к этим темам.
Шестым по счету ответом (его выбрали 22% опрошенных) был тот, где говорилось о «физике, химии, биологии». Как увидим далее, в старом споре «физиков» и «лириков» — «физики» явно уступили свое первенство. Даже в среде старшей молодежи, где ему уделяют больше внимания (27%), его место остается шестым.
Более важным делом (5-е место, 26%) россияне считают изучение «родного языка и литературы». Для большинства отвечавших на эти вопросы родным языком является русский. Но ему отведена отдельная строка и придается особое значение. Можно полагать, что, отвечая про языки, респонденты, для которых русский — родной, имели в виду его еще и как государственный язык, который должны знать все. О важности русского языка заявили 34% опрошенных, это третий по важности предмет. В восприятии россиян этот традиционный для нашей школы предмет оказывается чуть важнее, чем более новые дисциплины, такие как «компьютерная грамотность, информатика, программирование, искусственный интеллект». Их назвали 33% (4-е место).
У старшей молодежи, у людей с высшим образованием эти предметы вызывают несколько больше внимания (37–38%), но все равно не выходят на первое место.
Математику Ломоносов назвал «царицей наук». Вероятно, участвуй он в нашем опросе, поставил бы ее на первое место. И так сделали участвующие в опросе студенты (57%). Но у остальных наших соотечественников-современников она на втором месте, в целом математику назвали заслуживающей особого внимания меньше половины опрошенных (47%).
А какая же дисциплина, по мнению россиян, всех важнее в школьной программе?
Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ
Единственный предмет, который и в августе, и в ноябре назван абсолютным большинством в 56%, это «история».
Напомним: то, что олицетворяет будущее (его в нашем списке представляет искусственный интеллект и пр.), называли в 1,7 раз реже, чем то, что олицетворяет прошлое — историю. И оценим по достоинству прозорливость тех, кто в эти годы поспешил переписать и направить в школы новый учебник именно истории. История в школе — это истолкование прошлого в интересах настоящего. Обычно в этом заинтересована власть. Но опрос показал, что сейчас у нас в этом заинтересовано само общество.
*Организация признана в России «иноагентом».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68