В российских кинотеатрах все больше китайских фильмов, снимаются совместные картины, проводятся обменные фестивали. Китайские партнеры присматриваются к российскому кинорынку, надеясь заменить исчезнувшее кино голливудских мейджоров.
И вот масштабный триллер-головоломка — хит китайского проката «Декодер. Игра гения». Любопытный пример больших, во многом упущенных возможностей.
Снял картину сценарист интересного фильма «Исчезнувшая в звездах» (в прошлом году он с успехом прошел в России) и «Пекинской истории любви». Новая картина — адаптация одноименного романа 2002 года Май Цзя.
Портрет вымышленного персонажа Жун Цзиньцзен (Хаожань Лю), гения с особенностями.
Вундеркинд Цзиньцзен — ученик таинственного толкователя сновидений и гениальный математик. Цифры и формулы для него — живые построения и тайные смысловые узоры, связанные между собой. Воспитывается рано лысеющий (видимо, от мозгового перенапряжения) юноша в приемной семье обеспеченных родственников, поступает в университет. Профессор математики Лисиевич (Джон Кьюсак) распознает в нем не только талант, но родственную душу: восприятие науки как высшей формы существования.
Впрочем, 1940-е — не лучшее время для чистой науки. Мир охвачен войной. К тому же начинается цифровая революция. Лисиевичу и Цзиньцзену предлагают отправиться в США, чтобы изучать компьютеры. Профессор уезжает. А талантливому студенту агент китайского правительства делает предложение, от которого тот не может отказаться, — переехать в тайный поселок «Отделение 701» (нечто вроде наших шарашек), где занимаются криптографией. Там денно и нощно создают свои и разрушают вражеские шифры. Так начинается битва умов недавних сотворцов большой науки через океан на фоне глобальных политических исторических битв: Вторая мировая и Гражданская война конца сороковых вплоть до капитуляции группировки гоминьдановских войск, поддержанных США. Герой оказывается перед выбором: царица всех наук математика и слава великого ученого или патриотизм, интересы страны. Цзиньцзен — патриот. На первом месте у него теперь не наука, не личные привязанности — а исключительно национальные интересы, суверенитет. «Сейчас он родине нужен больше, чем семье», — решают за него. Но и он не возражает.
Ученый начинает работать на государство. И попадает, по сути, в мышеловку. В лабиринты кодов, вихри цифр, из которых не может выбраться.
Кадр из фильма «Декодер. Игра гения»
Мы узнаем про самые запутанные коды — писательский, сиреневый и черный, который помогает Тайваню и США наладить связь.
Кодировщики, создатели новых шифровых построений и талантливые взломщики, ищут ключи при помощи не только многоэтажных формул, но и подсознания. У Цзиньцзена свой метод: он погружается в фантасмагоричные, сюрреалистические сны (привет, Нолан!) и в них угадывает решение непосильных задач. Правда, постепенно стирается граница между реальностью и миром снов. Шифр — как вихрь с летящими цифрами, которые все сносят на своем пути, в том числе личную жизнь героя, его семью.
Сны уволакивают ученого из нормальной жизни, делая полубезумным. К тому же о нормальной жизни говорить не приходится, когда ты день и ночь находишься под присмотром спецслужб.
Сценарий довольно сумбурный. Сцены снов в духе «Облачного атласа» с нолановским размахом: красные пески, киты, морское дно, спирали лестничных пролетов, двери, не ведущие никуда, гигантские светящиеся шахматы, получеловек-полуморж, стреляющий яйцами. И поднебесное чертово колесо, которое разрушается так же, как сознание декодера. Говорят, разгадка шифра довела до безумия многих гениев.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Кадр из фильма «Декодер. Игра гения»
«Декодер. Игры гения» — кино, пытающееся вторить «Оппенгеймеру», «Началу», но прежде всего «Играм разума». Блокбастер с большим потенциалом… вычищенный, видимо, уже на сценарном уровне цензурой. Со стерильными отношениями (особенно семейными: без измен, эротики, все герои, верные партии и правительству члены общества, застегнуты на все пуговицы). За исключением профессора Лисиевича, которого играет Кьюсак. Здесь китайские авторы не боятся объема. И профессор полон противоречий: силится в письмах наладить связь со своим самым талантливым учеником, а главное, продолжить шифровой поединок, начатый в Китае. Создать такую модель сложнейшего шифра, который будет не по зубам даже гению.
Вердикт. Старательное, масштабное, местами яркое кино, свидетельствующее о даровании режиссера. Но предсказуемое с первых кадров, поэтому скучное.
И все-таки Чэнь Сычэн рассказал не только о криптографических битвах. Но и известную историю том, как уникальные таланты гениев в конечном итоге помогали Китаю в войнах, и даже повлияли на формирование собственной программы по созданию ядерного оружия.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68