Здание Европейского суда по правам человека. Фото: AP / TASS
Решение Европейского суда по правам человека, объединившего жалобы 107 «иностранных агентов» из РФ, которое было опубликовано вчера, 22 октября, в первую очередь имеет символическое значение, но не только.
Надо напомнить, что, хотя РФ и заявила 15 марта 2022 года о выходе из Совета Европы и об отказе выполнять любые решения ЕСПЧ, вынесенные после этой даты, сам Европейский суд придерживается другой точки зрения. В соответствии с процедурой выхода, предусмотренной регламентом Совета, юрисдикция ЕСПЧ (при выполнении других необходимых условий) распространяется на все нарушения, допущенные в РФ до 16 сентября 2022 года, даже если заявление было подано позже.
Подсудность жалоб ЕСПЧ, наряду с содержательными основаниями, под которыми понимаются отдельные пункты Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ограничена также рядом формальных признаков, важнейшим из которых является исчерпание возможностей защиты нарушенного права в национальной судебной системе. Тут впечатляет и само количество обращений:
все 107 истцов обжаловали включение в реестр и штрафы в судах первой и как минимум апелляционной (а иногда и кассационной) инстанций, а многие не по одному кругу.
По-видимому, какая-то сопоставимая часть «иностранных агентов» не была представлена в Страсбурге лишь в силу того, что формально не успела «исчерпать возможности национальной защиты». Однако, по правилам Европейской конвенции, решение от 22 октября создало прецедент, и если бы РФ не вышла из Совета Европы, российские суды были бы обязаны следовать этому решению как общему правилу.
Когда и если дело дойдет до отмены законодательства об «иностранных агентах» и до реабилитации ИА, только что принятое решение ЕСПЧ раскроет для этого все законные основания.
Судьи ЕСПЧ указали, что в связи с присутствием среди истцов многочисленных журналистов решение было принято «в ускоренном порядке». Ну вот так работает Страсбургская Фемида — зато решение чрезвычайно подробно, а в некоторых отношениях беспрецедентно. В частности, оно учитывает все законодательные поправки начиная с 2012 года, когда в законах РФ появилось понятие «иностранного агента», и вплоть до последних, вступивших в силу в декабре 2022 года, когда фактически был отменен сам признак иностранного финансирования, замененный неопределенным «влиянием».
Российская пропаганда, несомненно, подаст это решение как «политическое», указывая, в частности, на критику в нем постановлений Конституционного суда и даже высказываний президента Путина. Но в данном случае это сфера именно права, а не политики:
политические заявления высших должностных лиц трансформируются в соответствующие квазиправовые практики. ЕСПЧ раскритиковал, в частности, постановление КС РФ 2014 года, в котором судьи сделали заключение, что термин «иностранный агент» не является стигматизирующим.
Для всякого жившего в СССР (а таковы все судьи КС) тут и не было никакого вопроса, но ЕСПЧ в филологическом споре оперся на материалы опросов, представленные заявителями.
Детально разобрана и опровергнута в решении и позиция Владимира Путина, который продолжает утверждать, что российское законодательство об ИА не уникально, направлено лишь на прозрачность источников финансирования тех, кто занимается «политической деятельностью», и даже мягче, чем, в частности, в США. Однако в практике Минюста и судов понятие «политической деятельности» приобрело безграничный характер, а в тех немногочисленных странах, где действует внешне сходное законодательство, речь идет именно о правоотношении «агент — принципал», то есть о выполнении в интересах конкретного лица совершенно определенных действий за плату.
Другая отговорка президента — о том, что законодательство об ИА служит только контролю и никак не ограничивает права тех, кого Минюст наградил этим статусом, давно опровергнута ужесточением законодательства и практикой, которая шире закона. «Иностранные агенты» не имеют права
- участвовать в выборах,
- организовывать и финансировать публичные мероприятия,
- занимать государственные должности,
- получать государственное финансирование,
- обязаны вести бессмысленную и трудоемкую финансовую отчетность,
а на практике все государственные служащие отказываются от любых контактов с носителями стигмы.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
Все это также включено в решение ЕСПЧ — в обоснование вывода о том, что законодательство РФ об «иностранных агентах» является дискриминационным, Россия виновна в нарушении права на свободу слова, мнений, собраний и на частную и семейную жизнь — в части публикации индивидуальных данных о тех, кто внесен в реестр Минюста (статьи 8–11 Конвенции).
ЕСПЧ также вынес решение о компенсации истцам весьма крупных сумм, достигающих в отдельных случаях порядка миллиона евро. Это связано с драконовскими размерами штрафов, уплаченных «иностранными агентами» по решениям российских судов: так, Радио «Свобода» (признана не только «иностранным агентом», но и нежелательной организацией) и ее главный редактор Андрей Шарый уплатили штрафов на сумму более миллиарда рублей.
Решение ЕСПЧ касается также движения «За права человека»* и его главы Льва Пономарева*, «Международного Мемориала»* и правозащитного центра «Мемориал»*, телеканала «Дождь»* (также признан нежелательной организацией в РФ) и отдельных журналистов и активистов: Евгении Альбац*, Галины Араповой*, Петра Верзилова*, Марата Гельмана*, Виктора Шендеровича*, Сергея Пархоменко*, Юрия Дудя*, Елизаветы Осетинской* и других.
Могут ли 107 «счастливчиков» рассчитывать на реальное получение компенсаций? В обозримом будущем точно нет. Механизм обращения взысканий на зарубежные российские активы уперся в реально, а не декларативно охраняемое в Европе право собственности, да в этой очереди найдутся и лица, которые, если механизм все же будет создан, получат приоритет.
В то же время по общим правилам гражданского права долг РФ перед этими «иноагентами» никуда не денется, хотя шанс получить его может возникнуть не раньше, чем Россия (при определенном развитии событий) проявит инициативу по реинтеграции в Совет Европы.
С этого же момента будет отсчитываться и срок давности исполнения решения, по идее, право требования долга даже перейдет по наследству. А пока это решение ЕСПЧ с указанием на отказ от его исполнения будет направлено из Страсбурга в Женеву — в Комитет ООН по правам человека. Для Кремля это неприятно — представительством в ООН Россия дорожит — как, наверное, последней из общепризнанных международных позиций.
* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68