КолонкаПолитика

«Если у вас нет солдат и танков, чего вообще было все начинать?»

О свободе слова в воюющей стране. Что пишут в Израиле и как на это реагируют власти

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

Акция протеста в Иерусалиме после того как израильские войска обнаружили шестерых мертвых заложников в туннеле в секторе Газа, 1 сентября 2024 года. Фото: IMAGO / Saeed Qaq

Акция протеста в Иерусалиме после того как израильские войска обнаружили шестерых мертвых заложников в туннеле в секторе Газа, 1 сентября 2024 года. Фото: IMAGO / Saeed Qaq

В почти непрерывно воюющей стране, находящейся в окружении врагов, многократно превосходящих по численности и стремящихся ее уничтожить, почти каждый день можно видеть публикации в СМИ и в социальных сетях с жесткой критикой (с переходом на личности) главы и членов правительства и весьма нелицеприятными характеристиками действий (или бездействия) армии и разведки.

И каждую неделю можно наблюдать массовые митинги в центре столицы против правительства и его политики, в том числе с требованием его отставки.

Но — никаких уголовных или административных дел за «фейки», «дискредитацию» или «несогласованные митинги».

Никаких «иностранных агентов» или «нежелательных организаций», и никакой блокировки или «замедления» интернет-ресурсов.

Никаких ежедневных призывов в парламенте запретить, задавить и задушить любое инакомыслие.

И никаких публичных доносов на нелояльных, и никаких серийных доносчиков, непрерывно требующих возбудить, арестовать и сурово покарать.

Несмотря на перманентно военное время, каждый может говорить то, что считает важным и нужным, не опасаясь репрессий.

Это — не Россия. Это — Израиль.

Читайте также

Этажи войны

Этажи войны

Год трагедии 7 октября. Разговор с социологом Виктором Вахштайном* о том, что произошло с израильским обществом и миром

  • «Израильтяне спят спокойно (во всяком случае, спали до 07.10.23), потому что просто не представляют себе, что творится в армии».
  • «Оказывается, утром 7 октября на ВСЮ страну на боевом дежурстве были: 2 вертолета «Апач» на одной из авиабаз на СЕВЕРЕ (час с лишним лету до границы с Газой) и два самолета. Это в преддверии большой войны на севере, о которой орали из каждого утюга и к которой армия так усиленно готовилась. Два плюс два. У нас же праздник, всем надо отдохнуть и посидеть за праздничным столом. Посидели…»
  • «Как будто мы в какой-то, сука, Бельгии или Португалии живем. Это реально чудо господне, что «Хезболла» в тот день не напала. Раздавили бы нас к ***, и линия северного фронта сейчас была бы где-нибудь в районе Нетании».
  • «Командующий ВВС Томер Бар узнал о том, что происходит в 16.30, спустя 10 (ДЕСЯТЬ!) часов после начала события. Оказывается, его подчиненные НЕПРАВИЛЬНО оценили масштаб происходящего и не доложили начальству. А на совещание накануне, которое происходило в Генштабе, Бара не позвали, потому что у него сложные отношения с Герци А-Леви, начальником Генштаба. Это какой-то сраный детский сад, а не Генштаб».
  • «По северу сегодня прилетело раз 20 как минимум, скорее всего даже больше. Причем весь ассортимент: дроны, противотанковые ракеты, реактивные снаряды, минометные мины. И так прилетает каждый божий день. И никто особо уже про это не пишет. Это называется «рутинизация конфликта».
  • «Как-то очень буднично и рутинно «Хезболла» начала шмалять по северу 100 (сто) ракет в день. Каждый день. Иногда больше. Но зато избежали большой войны. Три тысячи ракет в месяц — это же небольшая война?»
  • «Какой-то кретин на одном местном сайте тоже сделал открытие — коридор «Филадельфия» не взяли под контроль потому, что понадобилось бы больше солдат и танков. Так, …, если у вас нет солдат и танков, чтобы выполнить задачу для второго курса военного училища — изолировать театр боевых действий, чего вообще было все начинать?»

Израильские солдаты в южной ливанской деревне Накура на границе с Израилем. Фото: dpa / picture-alliance

Израильские солдаты в южной ливанской деревне Накура на границе с Израилем. Фото: dpa / picture-alliance

  • «Опять куча заявлений от политиков, по сути своей совершенно бессмысленных. Не забудем, не простим, отомстим. Нетаниягу зачем-то раз пять упомянул свою жену, это-то для чего?»
  • «Куча свидетельств, индикаций, да каких нахер индикаций — все горело красным и орало о том, что будет вторжение. Но начальник военной разведки считал, что это все алармизм и ХАМАС «не осмелится». Генералы все совещались, потом поехали по домам, праздник, семьи, все дела. А всего-то нужно было скомандовать Южному округу боевую тревогу».
  • «Пресс-секретарь израильской армии Даниэль Агари по поводу прилета БПЛА в Тель-Авив сказал так: «Мы ведем войну на нескольких фронтах: ХАМАС в Газе, «Хезболла» в Ливане, шиитские ополченцы в Ираке и Сирии, а также хуситы в Йемене — все они иранские агенты, действующие под руководством самого Ирана. Иран финансирует, вооружает и направляет своих террористических агентов в нападениях на Израиль и весь мир. Мы не позволим Ирану и его агентам терроризировать наших граждан и будем делать все возможное для защиты Израиля и его границ».
  • Хорошо сказал, смачно. В середине октября 23-го года эти слова звучали бы очень грозно. В ноябре еще туда-сюда, даже в декабре. Через 9 с половиной месяцев войны, после ПРЯМОЙ иранской атаки 14 апреля 2024-го (!), 300 ракет и дронов, при сожженном «Хезболлой» (вот уж не бывает иранского агента прямее) дотла севере, это просто сотрясение воздуха. «Столб священного огня и бла-бла-бла».
  • «Израильская армия все эти годы последовательно сокращалась в соответствии с дебильной концепцией «маленькой и умной». В результате к 7 октября подошли с маленькой армией, которая, увы, не стала умной».
  • «У нас есть кнессет и правительство. В них есть депутаты и министры. Все они без сомнения достойные и крайне компетентные люди. Вот, скажем, Гила Гамлиэль, которая раньше возглавляла министерство разведки. Чем оно занималось, хер знает, по слухам, переписывало сообщения из медиа и выдавало за аналитические отчеты, но еще в марте его разогнали».

Читайте также

Ракетный пейнтбол

Ракетный пейнтбол

Никто из иранских руководителей всерьез на войну не настроен. А Израиль не сможет нанести эффективный удар без США

  • «Кан» сообщил, что неназванный сотрудник (или группа таковых) разведки Южного округа 19 сентября составил документ о готовящемся нападении ХАМАС. В нем было четко расписано, на основе анализа учений и приготовлений ХАМАС: количество нападающих, направления возможного прорыва, какие именно объекты и каким способом будут атакованы, что ХАМАС готовится похитить 200–250 израильтян, где и как их будут держать, при каких обстоятельствах следует убивать заложников.
  • В принципе, задним умом сейчас совершенно очевидно — все, что требовалось от генерала Ха-Леви, начальника Генерального штаба, после совещания (раннее утро 7 октября, до нападения еще оставалось два часа минимум) снять трубку, позвонить Финкельману (командующему Южным округом) и скомандовать округу боевую тревогу. Солдаты спят одетые и с оружием, группы быстрого реагирования в кибуцах разбирают автоматы, экипажи занимают места в своих банках и бронемашинах, боевые вертолеты с экипажами внутри и подвешенным боекомплектом стоят на аэродромах, раскручивая лопасти. Тогда — первый же удар террористов наткнулся бы на ожесточенное сопротивление, и все пошло бы абсолютно по-другому. Но приказ в Южный округ не поступил (а если поступил и не был выполнен — это преступление).
  • Так вот, документ офицера разведки, судя по данным «Кан», дальше дивизии «Газа» не пошел. Или пошел, но хода ему не дали. Это абсолютная катастрофа. Но у этой катастрофы есть имя и фамилия того, кто последним в цепочке генералов держал в руках этот доклад. Надеюсь, мы его узнаем».
  • «В ответ на жуткие по мощи обстрелы севера (100 ракет и БПЛА за час и все продолжается, Цфат и Кацрин в кольце пожаров, тут прилеты, там пострадавшие) кабинет министров принял-таки мужественное решение. Собраться и обсудить ситуацию. Но в воскресенье, потому что сегодня четверг, завтра Шабат, а нарушать его нельзя, гори там все хоть синим пламенем».
  • «На совещании, которое состоится в 21.00, будет «произведена оценка ситуации». Которая укладывается в одно простое слово «жопа», но министрам надо посовещаться и сообщить общественности, что «любой, кто поднимет на нас руку…». Дальше вы знаете».
  • «Тот, кто думает, что будет наносить по нам удар, а мы будем сидеть сложа руки, совершает большую ошибку. В начале войны мы сказали, что восстановим безопасность и на юге, и на севере, — и мы это сделаем», — подытожил премьер и отбыл к месту работы. Тут же прилетело по Кирьят-Шмоне и вдребезги разнесло здание. А еще через пару часов прилетело по Хурфейшу, это такая друзская деревня, по расположению военных, 11 раненых, половина тяжелые. Но мы не сидим, сложа руки».
  • «Слава Богу, иначе как его милостью не объяснишь, что 7 октября ХАМАС не добрался до Беер-Шевы и Ашкелона, а «Хезболла» до Хайфы. Господь тут, конечно, ни при чем — массовый героизм солдат, полицейских, гражданских спас нас от куда более катастрофических последствий. Но, напоминаю, массовый героизм ВСЕГДА свидетельство массового же провала».
  • «На севере просто кромешный ад. Кроют всю полосу от Рош-а-Никра на западе до Маджль-Шамса на востоке, это предгорья Хермона, уже граница с Сирией. А государство выделило 5 миллионов шекелей (примерно 1,3 млн долларов) на альтернативную церемонию костра Лаг-ба-Омер (такой праздник), потому что на горе Мерон его проводить опасно, туда в день прилетают десятки ракет. Больше 100 тысяч беженцев, 8-й месяц войны. Миллион долларов на костер».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Муниципальные работники вывешивают израильский флаг над поврежденным зданием в Кирьят-Бялике, на севере Израиля, в которое попала ракета, выпущенная из Ливана. 22 сентября 2024 года. Фото: AP / TASS

Муниципальные работники вывешивают израильский флаг над поврежденным зданием в Кирьят-Бялике, на севере Израиля, в которое попала ракета, выпущенная из Ливана. 22 сентября 2024 года. Фото: AP / TASS

  • «Министр финансов Смотрич, он же министр в министерстве обороны (не путать с министром обороны, это другое), решил, что две эскадрильи самоновейших F-35 и очень продвинутых F-15I нам сейчас не нужны. Требует создать специальную комиссию (то-то у нас комиссий, видимо, не хватает), на которой рассмотреть вопрос, насколько армия вообще в них нуждается.
  • Министр обороны говорит, что если в течение месяца не подпишем контракт, для которого нужны, соответственно, государственные гарантии оплаты, то нас подвинут в очереди, в результате получим самолеты позже и дороже. Если вообще получим».
  • «Условия сделки были предложены израильским правительством, но министры израильского правительства угрожают уйти в отставку, если правительство примет свое же предложение. Только в Израиле, как говорится».
  • «Высокопоставленные чиновники канцелярии премьер-министра заявляют, что требование о создании государственной комиссии по расследованию событий 7 октября является политическим и приведет к свержению правительства Нетаньяху и «Ликуда».
  • Даже не знаю, как комментировать. Если выводы комиссии приведут к падению правительства Нетаньяху, то, может, кабинету не стоит дожидаться этих выводов?»
  • «Глава МИДа Исраэль Кац радуется проигрышу испанских социалистов на выборах в Европарламент. По этому поводу он заготовил мемчик и опубликовал его. Может, кто-нибудь ему расскажет, что решение испанцев не их, а наша проблема. И яйца ему лучше бить об свой тупой лоб, а с Мадридом надо разговаривать и договариваться».
  • «Кажется, это правительство лучше всех знает, как возбуждать ненависть к себе со стороны даже лояльных избирателей».
  • «Продолжается скандал вокруг доклада о готовящейся атаке ХАМАС с захватом заложников и штурмом военных баз и кибуцев.
  • Сегодня киберподразделение 8200 и представители бригады «Газа» беседовали с журналистами Кан 11 и обвиняли друг друга в том, что документ не дошел до высшего руководства. Как выясняется, документ был опубликован в информационных системах разведки 19 сентября прошлого года. Несмотря на важность информации, персонал 8200 не отправил ее высшему командному составу и не сделал выводов из документа с набором необходимых действий. 1 октября документ был прочтен военнослужащим из подразделения разведки бригады «Газа», который написал комментарий, что это очень важная информация, и попросил военнослужащих 8200 сделать выводы из этого документа, однако они не последовали. Вместе с тем разведчик тоже не передал сведения вышестоящему начальству. Другие офицеры, которые видели документ, почему-то тоже не передавали его выше. В ЦАХАЛ теперь говорят, что все расследуют, в том числе и вопросы ответственности за то, что с информацией не был ознакомлен высший командный состав».

Читайте также

Четыре фронта и миклат

Четыре фронта и миклат

Реплика из бомбоубежища во время иранского удара баллистическими ракетами по Израилю

  • «И новые подробности провала 7 октября. Кан 11 сообщает, что за четыре дня до трагической субботы военный наблюдатель, находившийся в районе кибуца Нахаль-Оз, заметил крайне необычные учения, которые проходили в Газе недалеко от разделительного забора. Согласно отчету, в учениях, проводившихся в 9 утра, приняли участие не менее 170 боевиков, которые одновременно с налетами на макеты израильских танков провели подготовку по единомоментному запуску ракет.
  • Военный наблюдатель сообщил об учениях боевиков своим командирам. По данным источников в органах безопасности, необычные учения были описаны как «еще одна тренировка». Четыре дня спустя все эти навыки были применены террористами в реальных боях».
  • «Говорят, врет, как дышит. Наш премьер-министр дышит, чтобы врать. Дождемся государственной комиссии и увидим, сколько стоят все эти бабушкины сказки про задержки поставок вооружений. Чего мы еще не видели при нынешнем «чудесном» правительстве? Да уже практически все».
  • «Наши зашли в Джебалию, там идут бои, одновременно воюем в Зейтуне и чего-то ковыряемся в Рафиахе. Сдерот с Ашкелоном обкладывают ракетами. Начинает формироваться ощущение, что все пошло не так, как задумывалось, но вся штука в том, что именно это и непонятно, как все задумывалось».
  • «Никогда еще слова не стоили так дешево».
  • «Ощущения странные и страшные. Как ни поступи, будет хуже и хорошего сценария нет в принципе. Эту войну мы проиграли не сейчас, мы проиграли ее 7 октября»…

Все это (и многое другое) в своих телеграм-каналах пишут известные израильские журналисты — Сергей Ауслендер и Михаил Гуревич (его канал называется «Коля Хадашот», на иврите — «Все новости»). И не только они. На иврите и на русском.

Сергей Ауслендер и Михаил Гуревич. Фото: соцсети

Сергей Ауслендер и Михаил Гуревич. Фото: соцсети

Люди, безусловно любящие свою страну и переживающие за нее, всячески желающие ей добра, процветания и избавления от террористической опасности.

Но не считающие, что патриотизм и славословие — синонимы.

Пишущие то, что думают — в том числе и весьма неприятное для начальства, как для гражданского, так и для военного. Не опасаясь, как и другие журналисты, что будут «во имя безопасности государства» наказаны за «дискредитацию» или «фейки», объявлены «иноагентами» или «экстремистами». Уверенные, что открытое и гласное обсуждение ошибок и неудач — единственное, что способно снизить их вероятность в будущем. И пресс-служба ЦАХАЛ (израильской армии) прекрасно знает, что ее сообщения могут быть оценены и журналистами, и обществом критически, — но никому не приходит в голову это запрещать.

Это не уникальная особенность Израиля — это практика любой демократической страны, в какой бы сложной ситуации она ни находилась: общественное мнение формируется, исходя из действий власти — а не при помощи уголовных дел против несогласных.

Но в Израиле это происходит не только в мирное, но и в военное время — когда идут боевые действия, и под угрозу поставлено само существование страны.

Однако свобода слова и выражения мнений — неколебима. Что бы ни происходило.

Каждую субботу вечером — огромные митинги протеста в центре Тель-Авива.

Почти каждый день в блогах и авторских каналах известные журналисты и публичные (да и непубличные) персоны, если считают нужным, в любых выражениях сообщают, что они думают о правительстве в целом и отдельных министрах в частности.

И единственное, что те могут сделать в ответ — лично подать в суд на того, кто его, по его мнению, оскорбил или оклеветал. Но категорически не могут натравить на критика правоохранительные органы, заставить возбудить против них дело, оштрафовать, арестовать или посадить. Как бы ни было неприятно читать про себя то, что написано.

При этом в боевых действиях в рядах армии участвуют близкие родственники почти всех членов правительства, включая сыновей президента Ицхака Герцога и премьер-министра Биньямина Нетаньяху. На фронте — трое сыновей министра обороны Йоава Голанта, трое сыновей одного бывшего начальника Генштаба (а ныне министра) Бени Ганца, двое сыновей другого бывшего начальника Генштаба (а ныне министра) Гади Айзенкота, младший из которых погиб в декабре 2023 года в секторе Газа, сыновья и дочери других министров…

Так живет страна, которая реально (а не в страшилках пропагандистов) со всех сторон окружена врагами, публично заявляющими о необходимости ее уничтожения.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow