СюжетыОбщество

Чугунка от Кипра до Женевского озера

В Липецкой области развернулось сражение — пилят трубы. Вернее, предприятие, которое их производит

Чугунка от Кипра до Женевского озера

Продукция Липецкой трубной компании «Свободный сокол». Фото: СБРКС по Северо-Западу

В арбитражном суде Липецкой области уже 2 года и 10 месяцев идет рассмотрение искового заявления об отмене сделки по продаже 60% акций российской «Липецкой трубной компании «Свободный сокол», единственного в России производителя труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, используемых в водоснабжении.

До санкционной изоляции России продукция завода экспортировалась в 22 страны. В нескольких городах Англии, Германии, Австрии, Швеции, Италии и ряде других стран еще многие десятилетия питьевая вода в дома будет подаваться по трубам, изготовленным в Липецке. Потому что чугунные трубы долговечнее и практичнее пластиковых. И вызывают гораздо меньше вопросов у медиков и экологов.

Коронавирусные ограничения сильно подкосили липецкий завод. Чтобы сохранить предприятие и не выставить на улицу полторы тысячи работников, пришлось лезть в долги. А их и прежде было предостаточно.

До ноября 2021 года 60% акций «Липецкой трубной компании «Свободный сокол» владел кипрский офшор «Фэдокс Трейдинг Лимитед». Бенефициары кипрского акционера «Свободного сокола» не захотели связывать себя обязательствами по долгам и предпочли продать свою долю в уставном капитале завода. Сделка была закрыта 9 ноября 2021 года.

Но уже через шесть дней, 15 ноября, в Арбитражный суд Липецкой области поступил иск о признании договора купли-продажи акций недействительным. Иск был подписан Антоном Бабуцидзе, представившим в суд в том числе и документ о том, что он является представителем кипрской компании «Фэдокс Трейдинг Лимитед».

С марта по октябрь 2021 года Бабуцидзе официально работал генеральным директором «Липецкой трубной компании «Свободный сокол». А до этого был условным руководителем завода, занимая пусть и не первые, но топовые должности. Собственно, именно его управленческие решения, судя по всему, и могли вогнать предприятие в долги. А сам Бабуцидзе, можно сказать, катапультировался.

Антон Бабуцидзе. Фото: платформа КОНТ

Антон Бабуцидзе. Фото: платформа КОНТ

Ситуация была очень похожа на полет транспортного самолета, у которого отказали двигатели и лайнер сорвался в пике. «Экипаж» продолжил борьбу за сохранение самолета, смог перезапустить двигатели и посадить лайнер. А затем снова начал летать. Но перед очередным вылетом в аэропорту появился бывший командир экипажа и потребовал вернуть его в командирское кресло.

Уже в ходе судебного процесса выяснилось, что

одним из бенефициаров кипрской компании был именно Антон Бабуцидзе. И, по всей видимости, предположив, что завод обречен, именно он решил избавиться от актива, который считал токсичным.

Но новая управленческая команда начала работу с аудита финансово-хозяйственной деятельности завода. Бабуцидзе, похоже, это очень не понравилось. Уж сам-то он прекрасно знал, что произошло с предприятием.

Всплыли, к примеру, кабальные контракты на поставку чугунных труб в Европу. Не напрямую, не потребителям, а через фирмы, которые, как предполагают на предприятии, могли быть подконтрольны самому Бабуцидзе. Речь про компании

  • DIPCOM AG (Швейцария),
  • Svobodny Sokol SP.ZO.O. (Польша)
  • и Geotrade Handelsges (Австрия).

Именно на эти три компании отгружался практически весь экспорт «Свободного сокола». Причем, как следует из документов судебного разбирательства, по ценам ниже не только рыночных, но даже ниже себестоимости. А эти три компании поставляли продукцию потребителям с накруткой в несколько сот процентов. Только на этих трех договорах поставок липецкий завод мог потерять более 150 миллионов рублей недополученной выручки.

Возможно, что чувство опасности подтолкнуло Бабуцидзе к решению вернуть контроль над предприятием, отыграв назад сделку купли-продажи. И он обратился в суд.

Липецкая трубная компания «Свободный сокол». Фото: СБРКС по Северо-Западу

Липецкая трубная компания «Свободный сокол». Фото: СБРКС по Северо-Западу

Он сам приходил на судебные заседания, лично заявлял многочисленные ходатайства. По делу уже принято более ста судебных актов. К примеру, об удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы. Бабуцидзе выдвинул версию, что подписи и печати на договоре купли-продажи акций липовые. Но судебно-почерковедческая и судебно-техническая экспертизы, проведенные в Москве, в «Российском федеральном центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации», доказали, что и подписи на документах настоящие, и печати подлинные.

8 февраля 2023 года Бабуцидзе в последний раз лично присутствовал на судебном заседании. Уже как директор кипрской компании «Фэдокс Трейдинг Лимитед». А вскоре после этого заседания улетел в Швейцарию. И больше в России не появлялся. Но продолжает руководить представителями истца в арбитражном суде Липецкой области из своего особняка на берегу Женевского озера. К слову, у Бабуцидзе кроме российского паспорт гражданина Грузии и швейцарский вид на жительство.

Почему Антон Бабуцидзе больше не прилетает в Россию? Возможно, дело в том, что, получив полный отчет после финансово-хозяйственного аудита, руководство завода обратилось в правоохранительные органы с заявлением о совершении целого ряда преступлений:

  • хищение денег,
  • неуплата налогов,
  • растрата,
  • злоупотребление должностными положениями.

И было возбуждено уголовное дело, фигурантом которого стал Бабуцидзе.

Пять лет назад он уже познакомился с липецкой камерой временного содержания по уголовному делу, возбужденному 7 марта 2019 года по факту хищения нескольких сотен миллионов рублей путем неоплаты поставки электроэнергии. Но тогда Бабуцидзе отделался легким испугом. Подозреваемый был заключен под домашний арест, а вскоре дело и вовсе почему-то прекратили. Вряд ли опыт захочется повторить.

Тем более что это не первое его катапультирование в проблемной ситуации. С фамилией Бабуцидзе СМИ связывают банкротства

  • банка «Тульский промышленник»,
  • Суворовской и Ефремовской птицефабрик,
  • «Липецкого металлургического завода «Свободный сокол» (ЛМЗ),
  • кузбасской шахты Анжерская-Южная.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Липецкая трубная компания «Свободный сокол». Фото: официальный представитель ЛТК «Свободный сокол» в Уральском федеральном округе

Липецкая трубная компания «Свободный сокол». Фото: официальный представитель ЛТК «Свободный сокол» в Уральском федеральном округе

История, в ходе которой пострадали сразу два крупных предприятия ЛМЗ и перспективная кузбасская шахта, заслуживает отдельного рассказа. Потому что в ней можно разглядеть не только денежные схемы, но и весьма любопытные фамилии.

Началось все еще в 2009 году, когда Сбербанк предоставил ЛМЗ кредит в размере 3,3 миллиарда рублей. Большая часть денег была стремительно выведена со счетов предприятия по договорам поставок сырья. Часть денег была переведена на счета шахты Анжерская-Южная.

В 2012 году ЛМЗ перестал обслуживать кредит, а вскоре был обанкрочен. Но перед этим успел перекинуть производственные активы на новое юридическое лицо «Липецкую трубную компанию «Свободный сокол».

Чтобы провернуть эту операцию и не допустить наложения ареста на производственные мощности завода, был разработан и реализован план погашения залога имущества новым миллиардным кредитом, полученным уже шахтой Анжерская-Южная. Из 2,06 миллиарда кредита, полученного в Сбербанке, шахта перевела Сбербанку 1,38 миллиарда. Еще 1,6 миллиарда Сбербанк получил из бюджета государства.

Возникает вопрос: как в 2009 году ЛМЗ, который был весь в долгах, умудрился получить в Сбербанке кредит на сумму в 3,3 миллиарда рублей?

Объясняю. Липецкая область всегда была в поле зрения «Новой газеты». Это связано с тем, что летом 2000 года был убит наш коллега Игорь Домников как раз за расследование диких хищений, к которому имели отношение руководители региона. Непосредственных исполнителей нападения, членов ОПГ «Тагирьяновские» нашли и осудили. А вот заказчик преступления, в то время вице-губернатор Липецкой области Сергей Доровской, избежал наказания по сроку давности.

Многие годы мы продолжали свое расследование и регулярно выезжали в командировки в Липецк. В ходе которых установили, что в области существует круг бизнесменов, приближенных к руководству области, которых принято называть «королевским пулом». По фамилии тогдашнего губернатора Олега Королева, возглавлявшего область с 1998 по 2018 год.

В 2020 году в расследовании «Сами себя кланировали» мы писали, что в «королевский пул» входил и Антон Бабуцидзе (подробности в № 123 от 9 ноября 2020 года). Близость к тогдашнему губернатору области, а в последующем сенатору, похоже, помогала бизнесмену в его деятельности и в «решении» возникающих проблем.

Читайте также

Сами себя кланировали

Сами себя кланировали

Близкие бывшего губернатора, а ныне сенатора Олега Королева поделили Липецкую область между собой. Расследование Юлии Полухиной о боярско-купеческих кланах

Кроме того, в 2009 году, когда оформлялся кредит в Сбербанке на сумму в 3,3 миллиарда рублей, была предоставлена государственная гарантия Минфина России. Минфин мог выдать такую гарантию только на основании решения Межведомственной комиссии при Минэкономразвития. И такое решение в пакете документов на получение кредита вроде бы есть. Точнее, есть письмо, подписанное заместителем министра, в котором говорится, что, согласно протоколу № 50-ОС от 6 ноября 2009 года, комиссия одобрила выдачу госгарантии. А вот самого протокола в Сбербанке и Минфине нет. Более того, в архиве Министерства экономического развития под № 50-ОС от 6 ноября 2009 года хранится протокол заседания рабочей группы по развитию рыбохозяйственного комплекса. А протокола о выдаче госгарантий на получение Липецким металлургическим заводом кредита в Сбербанке нет. Но есть письмо. А под ним подпись заместителя министра Олега Савельева. К слову, недавно назначенного заместителем министра обороны России, а до того на всем карьерном пути следовавшим за Андреем Белоусовым.

Что это? Савельева ввели в заблуждение? Кто?

Между тем новая команда «Липецкого трубного завода «Свободный сокол» смогла переформатировать производство, найти новых потребителей, заключить несколько крупных государственных и муниципальных контрактов.

К примеру, еще в 2018 году завод получил госзаказ на производство и поставку 113 километров труб. А в 2021 году предприятие получило заказ на поставку 150 километров труб. И контракты посыпались от частных застройщиков. В 2022 году, в первый послекоронавирусный год, «Свободный сокол» нарастил выручку до 5,8 млрд рублей (в прежние годы она составляла 3–3,5 миллиарда), а прибыль увеличилась в десятки раз.

2023 год для завода оказался еще более успешным. Предприятие заключило большой госконтракт с Минобороны. Кроме того, на продукцию завода обратили внимание города с большим износом систем водоснабжения и канализации. И в этих городах уже решено, что прогнившие трубы будут менять не на пластиковые, а именно на чугунные, изготовленные в Липецке. В итоге в 2023 году объем выручки «Свободного сокола» вырос на 40%.

Антон Бабуцидзе тем временем продолжает судебную атаку, пытаясь вернуть себе контроль над «Липецкой трубной компанией «Свободный сокол». Ближайшее заседание в арбитражном суде Липецкой области по иску кипрской копании «Фэдокс Трейдинг Лимитед» назначено на 29 сентября.

Этот материал входит в подписку

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow