КомментарийКультура

«Короче»: Тарковского запретить!

На фестивале в Калининграде начались конкурсные показы: знакомим с премьерами и критикуем дебютантов

«Короче»: Тарковского запретить!

Фото: соцсети

Программа «Короткий метр»

«Бракованная партия». Режиссер — Слава Иванов

Первые кадры — кислотное размазанное изображение, лазерное искажение. Разговор за кадром двух авторов про экстрим-видео. Про шорты, в которых женщина давит жуков, карлик гуляет с подругой, человек идет по стеклу.

Авторам кажется, что можно соединить такое видео с гипнотическими практиками. На мой вкус, эффектные, но утомительные пробы «видеопера»: все построено на одном приеме, эксперимент с цветом и технологиями.

На обсуждении фильмов после показа режиссер Наталья Мещанинова говорит, что ритм — это смысл. Проблема фильма в том, что пауза не осмыслена. Форма душит содержание. Забыли про человека.

Кадр из фильма «Бракованная партия». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

Кадр из фильма «Бракованная партия». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

«До последнего клиента». Режиссер — Валерий Карпов

Триллер с элементами комедии.

Дождливой ночью бармен Влад получает заказ — привезти на вечеринку элитное спиртное. Но в баре последний клиент. Не собирается уходить, написано же — «до последнего клиента». Темные тона бара вне времени. Абажуры с бахромой, старый музыкальный автомат. Загадочный клиент. И официантке Яне он явно нравится. Но «последний клиент» — это не просто ночной посетитель.

Вспоминается лишенный прокатки сериал «Бар «Один звонок». И неслучайно же за кадром сердце громыхает так тревожно. И двери заперты. Бар превращается в место, где можно признаться в чем-то ужасном. Сокровенном. Станет ли легче — вопрос. А в случае смертельной опасности — дартс вам в подмогу.

На обсуждении картину критиковали за то, что жанр «едет», фильм не держится в одном стиле. А мне показался интересным этот внутренний микс смешного и страшного. С тем, что режиссер не достроил мир, который интересно рассмотреть, можно согласиться.

Кадр из фильма «До последнего клиента». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

Кадр из фильма «До последнего клиента». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

«Уроды». Режиссер — Александр Самсонов

Железная проволока. Ворота тюрьмы. Одинокая женщина лет сорока Ольга (Анна Уколова) везет к себе отсидевшего парня Ивана (Егор Кенжаметов). Супчик. Чистое белье. Она ищет любви. Ему нужен быстрый секс. Обшарпанная, с висящими проводами и бисерной занавеской квартира, пропитанная мороком. По телевизору черно-белый «Новый Гулливер» с «моей лилипуточкой». Так начинается игра в «кто в доме хозяин».

Даже думать нечего. Ваня перед дородной, словно памятник, «хозяйкой» уменьшается до размеров едва заметного на полу лилипута. Потом бродит внутри серванта между катушками с нитками, фарфоровыми фигурками, ножницами и подушечкой с иголками.

В маленьком мире и жизнь маленькая. И только страх большой.

Любовная драма превращается в комический хоррор. Самая эффектная, жуткая (если не сказать отвратительная) — сцена насильственного секса лилипута Ивана и «великой» Ольги… Ближе к финалу прозвучит тема «Полета» Шнитке из «Сказки странствий». И Ваня, преодолевая страз, на палочке-лошадке скачет к подвигу.

Кино про столкновение мужского и женского начал. И ох же не любит Александр Самсонов женщин! Сделано грубовато (к тому же в середине фильма мужичок с ноготок, похожий на Лешего, все подробно объяснит Ване про эту женщину. И с какого-то момента фильм превратится в радиоспектакль.

Мне кажется, проблема работы — в сценарии. Поэтому и неясно: что авторы хотели сказать?

Кадр из фильма «Уроды». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

Кадр из фильма «Уроды». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

«Тонкость наших стен». Режиссер — Владимир Митрофанов

Черно-белое эссе с блуждающими от дождя отсветами на обоях. Юноша в комнате умершей бабушки собирает из вещественных подробностей воспоминания детства. Отбитая штукатурка на потолке. Фотографии на стене. Ночь с дождем. За тонкой стеной всхлипывает девушка. Красиво. Пластика света и теней.

Долго. Монотонно. Фестивальное кино, как его себе представляют многие авторы. Выморочный диалог, кажется, с самим собой, про место, где мы были счастливы.

«Скучно и старомодно»: Мещанинова говорит, что запретила бы показывать во ВГИКе Тарковского, ей не хватает в картине авторского голоса. А я бы добавила: не только в этой картине.

Кадр из фильма «Тонкость наших стен». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

Кадр из фильма «Тонкость наших стен». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

«Яблоки». Режиссер — Варвара Маценова

Просто отличная абсурдистская трагикомедия Вари Маценовой по рассказу Романа Михайлова. Замечательное чувство юмора, выраженное визуально в мельчайших деталях и в снайперских смешных диалогах.

Андрей Самойленко оказался в психушке. Он все посчитал и продолжает считать. Растения, буквы, чашки чая, письма, которые он писал однокласснице… Но не отправлял. Здесь, в дурдоме, он встречает друзей. За обедом (почти тайной вечерей) между ними летает маленький цветной космический (бумажный) кораблик. В супе — разговаривающая рыба. Один верит в инопланетян. Другой — в Бога, который соврал ему, что его выпишут. Кто-то — в героин. А кто-то — в свою президентскую миссию.

И только Андрей верит в любовь. К Оксане. И считает яблоки из школьной задачки, чтобы в решении оказалось слово «любовь». Так бывает. А по телевизору показывают войну. И потом вкалывают лекарство, и становится темно и все равно. Но даже после тьмы Адам мечтает о встрече со своей Евой — Оксаной. И помогут всем яблоки. Так начинается полет над гнездом психушки… к Богу, который, возможно, женщина. Поэтому к «Ней» лучше с цветами.

Говорят, если три дурака поверят в одно, это обязательно сбудется. Вы не верите?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

На обсуждении фильм очень хвалили. В том числе за чувство меры. А у Вари в этом году сразу три картины. Вот она какая. Запоминаем имя. Варя Маценова. Приз ей обеспечен.

Кадр из фильма «Яблоки». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

Кадр из фильма «Яблоки». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

Читайте также

Фильмы, которые нам снятся

Фильмы, которые нам снятся

В Калининграде открылся кинофестиваль «Короче»

«Короче». Конкурс полнометражных дебютов

«Вдохновение». Режиссер — Константин Еронин

Медитативное, выморочное кино режиссера из Великого Новгорода. Видимо, насмотревшегося фильмов Белы Тарра и немецких экспрессионистов. Черно-белое изображение и операторская работа завораживают (операторы — Никита Горелкин и Егор Панковский). Но этого недостаточно, чтобы изображение стало фильмом.

В темноте и тумане почтальон бредет по пустынному берегу к деревянному домику, из которого несется истошный детский плач. В домике живет старый художник (Вячеслав Кормильцев) с собакой. Вокруг бесконечный сухой берег. Широкоугольный объектив еще больше прибивает маленький хрупкий домик под низкими облаками к земле. В доме все какое-то нежилое. Кроме стола, никакой мебели. Холсты у стены. Бутыль с самогоном, к которой лохматый старик припадает, пытаясь победить страх.

Кадр из фильма «Вдохновение». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

Кадр из фильма «Вдохновение». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

Темные силы его злобно гнетут. Ветер воет. Словно сам дьявол пытается ворваться в дом, стены которого трещат. Старик заколачивает окна и двери досками. Чертит меловой круг, в который прячется вместе со своей собакой. Не помогает. Собака умирает. Вестник — почтальон — трижды приносит художнику бандероли — это картины, пейзажи. Возможно, старик их и написал. Как и пейзаж за окном. Кто знает. Следом за почтальоном является некто в черном, как символ фатума, с закрытым шляпой лицом, забирает живопись, оставляя взамен алкоголь, еду и пару медяков. Медяки лягут на глаза умершего героя. В финале снова придет почтальон. Уже как вестник смерти.

Мало текста, и он состоит из метафор. Старик напоминает безумного пушкинского Мельника. Автор вроде бы намекает на проблему принадлежности искусства. Или на круговорот жизни и смерти, соединенной криком младенца. Но все выспренно, натужно. Мучительно долго. Приходится согласиться с Мещаниновой: надо запретить в киношколах показывать Тарковского. А заодно и фильмы Белы Тарра.

Кадр из фильма «Вдохновение». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

Кадр из фильма «Вдохновение». Предоставлен организатором кинофестиваля «Короче»

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow