СюжетыКультура

Культура книжной отмены

О волне писательских отмен на фестивалях «Китоврас» и «Красная строка», а также о том, почему вообще нужны официальные книжные фестивали

Культура книжной отмены

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Под конец лета в России — снова всплеск отмены книжной культуры: сразу на двух фестивалях подряд из программы убрали выступления авторов. 18 августа стало известно, что владимирский «Китоврас» по доносу Z-блогеров исключил из программы писателя Асю Демишкевич и поэта Ирину Котову, а на следующий день об отмене своего выступления на «Красной строке» в Екатеринбурге заявила Галина Юзефович. Чуть позже про отмену себя на «Красной строке» рассказала в своем канале и писатель Евгения Некрасова. И еще, судя по программе, места в ней не нашлось Ксении Буржской, у которой еще в июле планировались презентация романа и паблик-ток.

Вообще-то, российскому читателю к отменам и запретам уже, конечно, не привыкать, и сами по себе они новостью давно быть перестали. В ситуации с этими фестивалями интереснее скорее не то, что произошло, а то, из-за кого, и то, как на это отреагировали. Виновников массовых отмен вычислили довольно быстро — уж очень на этот раз выразительным оказался слог, которым доносы были написаны (апофеозом словотворческого таланта оказались «захохлуха» в адрес Демишкевич и «этническая либералка» в адрес Юзефович). Автором «захохлухи» оказался проект «Каргач» (анонимный, естественно) — это его авторы спровоцировали отмену Демишкевич, чему были страшно рады. А авторство определения «этническая либералка» (которое, кстати, внезапно возмутило даже самих Z-блогеров вроде Олега Царева) принадлежит Роману Антоновскому, автору ТГ-канала «Сыны монархи» — он тоже бесконечно рад своей маленькой победе.

Ася Демишкевич. Фото: соцсети

Ася Демишкевич. Фото: соцсети

Как только удалось деанонимизировать второго доносчика, книжники тут же вспомнили о его литературных заслугах — в частности, о повести с выразительным названием «Альфа-самец. Мочи их, Президент!» Бессмертное произведение написано в 2011 году и во многом посвящено делу Михаила Ходорковского*: сюжет в том, что президент России (так!) ищет по всей стране «внутренних врагов» — и, собственно, делает с ними то, что заявлено в заголовке. Издательские аннотации редко дают исчерпывающее представление о книге, но повесть Антоновского — тот случай, когда по аннотации действительно можно понять все:

Обложка книги «Альфа-самец. Мочи их, Президент!»

Обложка книги «Альфа-самец. Мочи их, Президент!»

аннотация

«Впервые в современной российской литературе прототипом главного супергероя выступил действующий лидер России, который описан объемно и узнаваемо. Он предстает перед читателями истинным героем, спасителем страны — и не только как политик… Эта эпатажная книга не оставит равнодушными даже тех, кто считает себя абсолютно аполитичными.

Сюжет напоминает мрачный супергеройский комикс. Россия на краю гибели. Ее давний враг — международный тайный орден под названием Клуб — готовится нанести последний, решающий удар. В этот момент президент России Виктор Семенов понимает: пришло время браться за дело всерьез. В одиночку он ищет и находит тайных врагов среди вчерашних союзников и партнеров. Но этого недостаточно.

Волна коррупции и террора медленно погружает страну в хаос. Кажется, что правитель России бессилен противостоять зловещим замыслам Клуба… И только таинственный убийца-одиночка под покровом ночи делает работу, на которую не способны все силовые структуры президента. Жестоко и быстро он карает врагов страны. Он никогда не повторяется в выборе орудия казни. Он пришел в этот мир, чтобы вершить свой суд…

«Моя книга — это не оправдание нынешней власти, это «поручение премьеру от простого русского народа, портрет идеального правителя, который смог бы возродить величие России», — уточняет автор».

(Аннотация издательства «Алгоритм».)

Но если текст 2011 года все заинтересованные уже успели извлечь на свет и повосхищаться его пророческой силой, то другой шедевр Антоновского — «Русские супергерои» (2021 г.) — пока не вспоминали. А зря: и идея, и аннотация, и текст там не менее выразительные — достаточно сказать, что в числе «гордостей нации» и русских «людей-легенд» через запятую там перечислены Барон Врангель, поэт Гумилев, казак Ермак, князь Святослав, император Николай Первый, космонавт Гагарин, панк Егор Летов, политик Столыпин, воин Евпатий Коловрат, спецназовец Гюрза, шахматист Алехин. Смысл книги, по формулировке автора, в том, чтобы составить достойную конкуренцию растлевающему американскому «Марвелу»: «Подлинными супергероями были наши с вами предки. Просто русским всегда не хватало грамотного пиара». Первая глава о первом русском супергерое носит эпичное название «Коловрат: русский берсерк».

Над всем этим можно было бы посмеяться и забыть — в конце концов, всем отмененным авторам не привыкать к тому, что они не соответствуют традиционным ценностям доносов. Если бы не два возможных последствия:

  • во-первых, реакция на волну отмен со стороны организаторов фестивалей,
  • а во-вторых, реакция на это самих участников.

Читайте также

Биология добра и зла

Биология добра и зла

Об одноименной книге Роберта Сапольски

Реакцию со стороны организаторов можно только попытаться предсказать — но сделать это, в принципе, несложно: более-менее очевидно, что отмен будет все больше (притом что устроители виноваты в этом далеко не всегда — в случае «Белого июня», например, издательства Popcorn Books и Individuum настаивали, что оказались non grata не по вине организаторов).

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

С учетом того, что раньше таких ковровых отмен все-таки не было, опыт «Китовраса» и «Красной строки» может теперь быть учтен, и тех, кого раньше рисковали звать, теперь могут и перестать приглашать. При этом и сами участники, наблюдающие за тем, как оперативно реагируют фестивальщики на доносы от Z-анонимов и авторов исторического Z-фэнтези, поставлены перед выбором: либо продолжать соглашаться во всем этом участвовать и все-таки навещать читателей в провинции, либо проявить солидарность с отмененными и нежелательными и забыть о фестивальной жизни.

Книжный фестиваль «Китоврас». Фото: соцсети

Книжный фестиваль «Китоврас». Фото: соцсети

Тот же выбор можно сформулировать и по-другому: выбирать можно не между встречей с читателем и солидарностью с коллегами, а между участием и неучастием в государственном мероприятии (этот второй вариант дилеммы сформулировал в одном из постов Дмитрий Быков*: «Мне представляется, что от участия в официальных литературных мероприятиях России в настоящий момент можно бы и воздержаться»).

Такая постановка вопроса «быть / не быть» родилась давно — гораздо раньше, чем 24 февраля, и не мне на этот вопрос отвечать: каждый из авторов отвечает на него по-своему. И все-таки в связи с тем, что тема всплыла снова, мне кажется важным напомнить о том, чем вообще стали книжные фестивали для российской литературной жизни в последнее время.

По сути, на эту тему исчерпывающе высказался в июньском пятичастном ТГ-лонгриде книжный обозреватель Максим Мамлыга. Эта серия постов вызвала тогда оживленную дискуссию, и поскольку за два месяца забыться она еще не успела, я напомню только то основное, с чем все книжники были в целом согласны. Основа, по-моему, заключается в том, что

сегодняшняя литературная жизнь в России из «премиальной» переросла в «фестивальную»: в условиях, когда все литературные премии, которые раньше сильно влияли на читательский спрос, развалились, спрос теперь определяется тем, что читатель видит и слышит на фестивалях.

И авторы, и блогеры, и журналисты, и даже многие читатели живут теперь не от премии до премии, а от фестиваля до фестиваля. О плюсах и минусах такого графика можно спорить, но факт есть факт.

Кроме этого, на мой взгляд (больше в данном случае читательский, чем журналистский), литературные фесты из просто очередных книжных собраний за последние два с лишним года превратились в центральные (а кое-где в провинции и единственные) события, на которых можно увидеть любимых авторов и книжных единомышленников «в массе». Социализирующая функция феста, которая раньше тоже, конечно, была, но такой важной роли не играла, теперь является чуть ли не главной: люди имеют возможность собираться и обсуждать общие любимые книги, слушать интересующих их людей — иначе говоря, видеть книжный рынок живым и с человеческим лицом. Сейчас, в период тотальной разобщенности, терапевтический эффект от этого очень усилился.

Книжный фестиваль «Китоврас». Фото: соцсети

Книжный фестиваль «Китоврас». Фото: соцсети

В общем, если укоротить весь этот панегирик книжным фестивалям, смысл его в том, что книжные ярмарки сейчас, судя по всему, стали социально значимее, чем они были еще три года назад. Именно поэтому опасность того, что из их программ пропадут имена по-настоящему профессиональных критиков и хороших авторов (по воле их самих или без нее), выглядит действительно угрожающе.

Конечно, для автора в наш цифровой век существует масса других способов пообщаться с читателем и помимо книжных ярмарок — и все-таки живое присутствие авторов в совокупности с атмосферой большого праздника, которая на фестивалях до сих пор осталась, мне кажется незаменимым, особенно для читателей в провинции.

Еще остается вариант организации частных фестивалей без всяких моральных дилемм и договоров с властью, но все мы помним драматичный пример фестиваля «Март» и представляем, сколько ресурсов нужно для того, чтобы качественно организовать частную ярмарку hand-made. Иначе говоря, литературная фестивальная жизнь вне господдержки и госконтроля в сегодняшних условиях представляется утопией.

В любом случае, очевидно, что литературная жизнь в России меняется и будет меняться дальше. Самое главное в этих условиях — не потерять контакт ни читателей с авторами, ни авторов с критиками, ни читателей с читателями. В каком виде этот контакт будет сохраняться, не слишком принципиально — важно то, что только он может отменить культуру книжной отмены.

* Внесены Минюстом РФ в реестр иноагентов.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow