С рассветом 6 августа подразделения 22-й бригады ВСУ перешли границу с Курской областью со стороны Сумской области Украины. В первые сутки был захвачен ряд приграничных сел в Суджанском районе. Через день ВСУ оказались в самом райцентре в восьми километрах от границы. Такая скорость продвижения соответствует уставным нормам движения бригады в наступлении.
В этот же день граждане уже читали сообщения губернатора о гибели мирного населения в ходе боев. Подобное развитие ситуации было предопределено: тактическая внезапность вторжения была достигнута, и стандартные мероприятия по отселению жителей в районе организации обороны (требование руководящих документов ВС РФ) власти региона провести не успели. А в Сумской области украинские власти начали принудительное отселение пяти муниципалитетов.
Для всех, кто следит за ситуацией на фронтах, это — экстраординарные события. Впервые ВСУ ведут общевойсковую операцию с целью захвата собственно российских территорий. Кремль, без сомнения, самый пристрастный наблюдатель, но вряд ли там кто-то задумывался о такой политической перспективе.
В том, что это наступление преследует именно политические цели, источники нашей газеты не сомневаются. Практически никто из них не смог даже предположить вероятную сугубо военную цель на выбранном войсками главкома ВСУ Сырского направлении. Впрочем, об отсутствии военных целей заявили и оперативно опрошенные The New York Times и Financial Times западные военные аналитики.
О гипотетическом взятии под контроль отстоящей на 48 км от места военной драмы Курской АЭС собранными на границах Сумской области силами и средствами ВСУ — до пяти бригад — всерьез говорить не приходится.
Даже при условии абсолютной внезапности такой рейд чреват полным отрывом от тылов и окружением. При этом средств для обстрела атомной станции у ВСУ было достаточно и безо всякого наступления.
Но такова, пожалуй, единственная предметная из обсуждаемых версий военных целей операции в украинских и российских соцсетях. Которая, повторюсь, кажется нереальной.
Срочно собранное по ситуации совещание Верховного главнокомандующего Путина с участием глав ФСБ, МО, Совета безопасности внимало короткому докладу начальника Генштаба Герасимова. Он заверил президента, что подразделения ВСУ в Суджанском районе насчитывают до одной тысячи человек. При этом продвижение противника вглубь Курской области остановлено.
Вполне вероятно, что глава Генштаба в докладе опирался на проверенную и уточненную информацию суточной давности. По всем сообщениям военных корреспондентов государственных СМИ и частной прессы из официоза в момент доклада, подразделения противника превышали тысячу. А их продвижение продолжалось — названия новых населенных пунктов, где завязались бои, в новостях военных корреспондентов с мест постоянно увеличивались.
Но если военных целей в действиях ВСУ не обнаруживается, то вот политические цели очевидны. Об этом свидетельствует и свежее интервью украинским журналистам Андрея Ермака, главы офиса президента: «Мы не видим смысла в прямых переговорах с РФ по состоянию на данный момент». Из него очевидно, что все разговоры украинских политиков о вероятном перемирии (в том числе и самого Зеленского) были частью мероприятий по засекречиванию операции вторжения. Оно готовилось политическими тяжеловесами наряду с армейским командованием.
Российские войска наносят ракетный удар по военной технике ВСУ в Курской области. Кадр из видео Минобороны РФ. Источник: AA / ABACA / Abaca / East News
По моему мнению, замысел военно-политического руководства Украины зиждется на традиционном способе ведения военных действий российской армией. Имея постоянное преимущество в авиации и артиллерии по всему фронту, ВС РФ перед тактическим продвижением стараются подавить все позиции противника. Командиры берегут бойцов, но не чужие здания.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Поэтому задача ВСУ — просто занять по возможности большую часть территории и максимально зарыться в землю. А далее держаться за плацдарм всеми силами, как они это демонстрировали в Бахмуте или при обороне Марьинки. И тогда российским войскам, по замыслу Сырского и Банковой, придется вести военные действия в Курской области так, как они привыкли. Ведь традиционно ВС РФ противника именно выдавливают с позиций.
Тогда панорамы военных действий и их последствий в видеосюжетах с БПЛА разведки ВСУ станут главной темой мировой прессы. Их могут дополнить фотографии погибших мирных граждан — не зря все было сделано так, чтобы максимально препятствовать организованной эвакуации. А значит, и граждане России (даже при отключенном YouTube) обязательно это увидят.
Расчет Киева, разумеется, — на политическое брожение среди россиян. Ровно так он пытался разжечь сомнения атакой на Кремль и столичный Сити. Для этого под обстрел попадал Белгород. Но все тщетно — машина пропаганды и внутренняя политика АП успешно купировала эти эксцессы.
Но что будет, если ради такого предполагаемого эффекта проведут целую войсковую операцию с участием нескольких бригад, в том числе самых лучших? Поистине, наступила удивительная эпоха приоритета информации и пропаганды.
Две недоделанные буферные зоны с противоположным назначением — вокруг Волчанска в Харьковской области и вокруг Суджи в Курской — должны стать символом. Это, прежде всего, медийный удар, цель которого — нанесение политического ущерба Кремлю.
Владимир Путин (справа), Александр Бортников (второй слева), Сергей Шойгу (второй справа), Андрей Белоусов (слева) и Валерий Герасимов (на экране) в резиденции Ново-Огарево во время совещания по ситуации в Курской области. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС
Теперь вспомним последние слова Герасимова своему главнокомандующему: «Операция будет завершена разгромом противника и выходом на государственную границу». Они вызвали тяжелую досаду у наших источников. Глава Генштаба пообещал не отсечь вражескую группировку на украинской территории ударами под основание вклинения, а отодвинуть ее, как ножом бульдозера.
Это российская армия давно делает по всему фронту — массированные артобстрелы, КАБ, ТОС и занятие разрушенных позиций, брошенных противником. Других примеров войсковождения российский Генштаб не демонстрирует. Но ВСУ именно ради этого и зашли в Курскую область. Кстати, не исключены аналогичные события и на других участках границы — длина участка, где пока не идут бои и охрана с обеих сторон минимальна, около 600 км.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68