Наемники ЧВК «Вагнер». Фото: соцсети
В воскресенье 29 июля ряд российских СМИ одновременно с АР и Reuters сообщили о разгроме попавшей в засаду туарегов колонны ЧВК «Вагнер» и подразделения местных вооруженных сил на севере Мали, у границы с Алжиром. По последним данным наших источников, количество убитых, раненых и попавших в плен — не менее 50 человек. Некоторые СМИ сообщают о 80 погибших без ссылки на источники.
Так или иначе, одно из подразделений «Вагнера» попало в окружение. Все бойцы погибли или пленены. Среди них и весьма популярный военный блогер, администратор ТГ-канала Grey Zone Никита Федянин. С точки зрения военной (у события, несомненно, есть и серьезный политический аспект) подробности удручающие.
Ситуация для служащих «Вагнера» на севере Мали ухудшалась с 22 июля и за пять суток в районе поселка Тин-Заутин стала критической. На протяжении этого времени у командования были все возможности, чтобы избежать катастрофы. По сведениям источников, разделив силы ради распыления преследовавших его подразделений российской ЧВК, противник прибег к вполне традиционной для туарегов тактике притворного отступления. Одна из четырех групп ЧВК «Вагнер» (13-й штурмовой отряд), действующих в Мали, при отсутствии качественной разведки по ходу боя изменила маршрут и последовала за туарегами в заранее заминированный каньон.
Администратор паблика Grey Zone Никита. Фото: из телеграм-канала «Grey Zone»
При этом соотношение сил изначально было кратно в пользу исламистов. Прилегающие высоты над каньоном по ходу следования не были разведаны, посты на них не выставили. В значительной мере командование «Вагнера» опиралось на использование авиации. Неизвестно, наладил ли штаб ЧВК стабильное получение надежного военного метеопрогноза, но в этом конкретном случае он планировал действия вопреки природе. Из-за песчаной бури и последовавшей непогоды авиация не могла действовать своевременно и в полную силу.
При первой возможности вертолеты поддержки вылетели к месту боя. Туареги к этому были готовы и сбили две машины. Вместо отступления и преследования 13-й штурмовой отряд получил бой в окружении в низине с запертыми выходами.
Это поражение будет иметь не только военные последствия. В России авторитет ЧВК «Вагнер» основывался, несмотря на высокий уровень потерь в городских боях при захвате Бахмута, на высокой дисциплине, хорошей подготовке и обеспечении в сочетании с передовой тактикой. Ее разрабатывали не связанные запретами боевого устава командиры — ЧВК не входила в состав вооруженных сил, и устав в ней не действовал.
Сбитый вертолет ЧВК Вагнер в котором находился Федянин. Фото: соцсети
После путча Пригожина и подрыва высшего командования в самолете над Тверской областью военно-политическое руководство России решило наемное соединение ликвидировать. Бойцы разошлись кто куда, но в Африке «Вагнеру» отчасти оставили исполнение прежних обязательств перед местными правителями.
При этом состав ЧВК обновился, пришло много новичков, а ветераны, напротив, стали покидать организацию. Появилась и конкурирующая организация в виде так называемого Африканского корпуса МО РФ. Способность набирать бойцов и заключать контракты с местными у руководства «Вагнера» во многом оставалась благодаря не утратившему репутацию бренду.
Такое бывает и в бизнесе: ресторан еще знаменит, но кормят уже хуже, и хозяин по уши в долгах. Весьма похоже на то, что бывшие командиры Пригожина предлагают новобранцам всего лишь франшизу.
Они используют бренд, но не в состоянии поддерживать его на прежнем уровне. Такой сценарий лучше всего объясняет произошедшее на алжирской границе.
Туареги ведут там войну за создание собственного государства как минимум с 2012 года. И через 8 лет они уже заняли добрую половину страны, угрожая даже столице. Прежний состав ЧВК «Вагнер» сумел то, чего не смогли французы, — повернул движение вспять и вытеснил повстанцев на северные границы.
Потом началась операция на Украине, ЧВК достигла максимального размера и политического влияния, по мере борьбы за него Пригожин дошел до бунта, погиб и погубил свое детище. Всем военным было любопытно, сумеют ли оставшиеся лидеры сохранить сильные стороны организации наемников с разумным устройством управления. Очевидно, что передачи опыта от ветеранов молодым не получилось.
Вот так и слово «гвардия», введенное в практику советским командованием во время Великой Отечественной, не наполнило армейскую жизнь новым содержанием. Если часть получает звание гвардейской, то для солдат нового поколения значок на груди — ничем не заслуженный аванс. Он не вызывает ответного чувства.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Боевая машина Вагнера. Фото: соцсети
Сегодня Верховный главнокомандующий продолжает эту традицию СССР. Звание гвардейских по его указам в ходе СВО получило много частей и соединений. Всего сегодня в армии и на флоте не менее 150 гвардейских знамен. Но настоящей гвардии в таких количествах не бывает.
Как и в прошлом, это звание опирается на высокие, но преходящие качества командиров и личного состава текущего момента. Пройдут годы, и от этих качеств останутся одни лишь фронтовые легенды, как бы ни старались политработники внушить новобранцам гордость за нагрудный знак, как бы ни заставляли новичков изучать боевой путь части. По сути, это такая же франшиза, созданная ради укрепления боевого духа в самый отчаянный период — в сентябре 1941 года. Все послевоенные наследники тех героев под теми же знаменами брали эту славу взаймы, не вложив в ее содержание собственных профессионализма и героизма.
Туареги — чрезвычайно воинственный народ берберской семьи, сохраняющий родоплеменное устройство с сильно выраженными еще доисламскими чертами матриархата. Шариатские правила для женщин тут особо не прижились.
Эти полукочевые племена столетиями жили набегами и захватом рабов (в наше время — заложников ради выкупа).
У туарегов нет гвардейских частей, но воинское искусство в семьях передается по наследству. Они всегда сражались со всеми, кто приходил на их земли извне.
Война сопровождает туарегов всю жизнь, в этом они сродни горным пуштунам. Французы управляли этим огромным краем традиционными инструментами колониальной эпохи: ссорили аборигенов между собой, заключали неравноправные союзы, давали привилегии, держали в Сахеле немалые гарнизоны. О той эпохе снято множество замечательных фильмов. Но пока нынешних границ не было, туареги ощущали себя на единой земле.
Повстанцы из племени туарегов. Фото: соцсети
Десятилетиями Париж был подлинным хозяином этой части Африки. До сих пор в его зоне влияния ходит африканский франк, который печатает Банк Франции. С участием посольств и спецназа Франции с 50-х годов тут произошли десятки военных переворотов.
В 60–70-е годы прошлого века в советской прессе встречались уважительные рассказы о туарегах — борцах с колониализмом, с которыми не может сладить никакой Иностранный легион. С тех пор эти борцы воодушевились идеей построить на территории пяти государств по южной границе Сахары свое отдельное государство и вступили в битвы с соседями. Одновременно они восприняли идеи исламского фундаментализма и превратились в своеобразный независимый осколок запрещенного в РФ террористического ИГИЛа.
Многие исследователи стараются различать племена просто сепаратистов и племена фундаменталистов. Это безнадежная затея: если посмотреть на историю их борьбы, получится, что вожди мигрируют между идеологическими лагерями раз в полгода. Так что местные диктаторские режимы, французы и русские одинаково воюют с фундаменталистами. По крайней мере сегодня.
И все-таки Париж, имея в Африке пять военных баз, уходит отсюда. Поддержание влияния обходится с каждым десятилетием все дороже. Сахель и страны южнее охвачены непрерывными военными переворотами и повстанческими движениями, борющимися за идеалы исламского фундаментализма. От этого террора нищие граждане сотнями тысяч бегут через Средиземное море в Европу.
Чтобы бороться с таким противником за полезные ископаемые, одного имени мало. Командование «Вагнера» в Мали переоценило собственные силы и умения. Произошедшее возле Тин-Заутин побоище — целиком вина тех, кто готовил операцию и руководил ею. Все источники «Новой» считают, что если организация все-таки сохранится в непривычной для России форме ЧВК, ее военным лидерам необходим пересмотр системы принятия решений и планирования.
Планы Москвы в Африке весьма скромные, они не заменят уходящую мощь французов. Но теперь местные властители уже задумались, насколько наемники и Россия надежны как партнеры. А ведь для выполнения задач российской власти в таком тяжелом регионе она и сохранила пока «Вагнер» в Африке. Эксперимент продолжается.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68