Министерство цифрового развития готовит очередной законопроект, запрещающий пополнять баланс наличными без предъявления паспорта, за ним — и очередное ужесточение регулирования продаж сим-карт. Учитывая возможности государства и легкость законотворчества, еще немного — и доберутся до устройств. Перспектива реальна, но бессмысленна.
«Меня задерживали за ношение сотового телефона без разрешения», — легкий способ зацепить аудиторию младше 30 лет на лекции по истории коммуникаций. И это чистая правда. В конце 90-х годов мало того что к телефону прилагался соответствующий документ, так еще и сотрудники, тогда еще милиции, прекрасно знали, как снять аккумулятор с телефона, посмотреть серийный номер, сравнить с тем, что написано в разрешении, и в случае его отсутствия или несоответствия данных обладатель отправлялся в обезьянник до выяснения обстоятельств. Обстоятельства традиционно решались наличными, и ты мог продолжать свой путь до следующего патруля. Устройства тех лет еще не поставили рекорды по минимальному весу и размеру, обладать ими было приятно, позвонить могли в любой момент, так что скрытое ношение в кобуре, как это делают с оружием, — не предлагайте. Сегодня это звучит как дикость и байки стариков. Но только пока.
Идея идентификации абонентов не нова. Всех, конечно, отпустило в годы бешеного роста пользователей мобильной связи и агрессивных стратегий операторов. Сотрудники и чиновники местами тоже люди и, как и все остальные, проводили время за игрой в Angry Birds, которая стала доступна благодаря все более совершенным устройствам. Но времена меняются, а за ними и акценты и пожелания регулирующих органов. Тем более в ситуации общественного напряжения, роста преступности и просто банального мошенничества. Мало кто избежал звонка от сотрудника отдела экономической безопасности с просьбой представить все данные и в идеале перевести деньги на чужой банковский счет. Все эти факторы требуют решения, и тяготы жизни традиционно ложатся на обычных людей и никак не касаются источника проблем.
Пускать в интернет по паспорту — мечта многих участников процесса. Депутаты, непосредственно разрабатывающие законопроекты, — лишь верхушка айсберга. Внутри — куча интересантов.
ФСБ просто мечтает всех контролировать, вне зависимости от целей и желаний, МВД регулярно стонет от жалоб на тех же мошенников, и вероятно, в каких-то делах невозможность идентифицировать абонента действительно создает проблемы.
Но есть и несчастные операторы, у которых и так головной боли хватает — что бы они ни делали, а пользователь все равно недоволен. Привлекать клиента становится все дороже, он становится все капризней, а тут еще очередные проблемы от регулятора. То «пакет Яровой», обязывающий хранить данные, то оборудование для блокировки нежелательного контента, то паспорта, дискуссия о которых идет не один десяток лет. И есть еще несчастные пользователи, которым просто нужна понятная и работающая услуга, а не вот это вот все. И нет между ними консенсуса.
Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / TACC
Есть законодательство, о существовании которого вряд ли имеет представление средний пользователь мобильного телефона. Точнее, средний житель России. При нынешним проникновении сотовой связи и распространении смартфонов все, что происходит в мире телекоммуникаций, так или иначе касается каждого. А есть реальная жизнь.
Раз уж главный мотив происходящего — борьба с преступностью, давайте просто поразмышляем. В нынешних условиях и при текущем законодательстве. Про роль истории звонков, которая хранится у сотовых операторов, мы узнаем в двух случаях: либо это террористические акты в отношении граждан — тут следователи докладывают подробности, либо политические убийства, как в случаях с убийством Немцова и Политковской, когда преступники, не стесняясь, пользуются открытой связью. Все эти случаи яркие, но их объединяет главное — не самые большие умственные способности исполнителей. Большая часть других преступлений раскрывается и доказывается более простыми методами. Посмотрел по камерам, снял отпечатки пальцев, опросил свидетелей. До оператора и не дошло — и так понятно кто виноват. Но это — капля в море.
Настоящие проблемы — это телефонные мошенники и многочисленный спам. В этих сферах, во-первых, большие деньги, а во-вторых, как бы ни неприятно это было осознавать, — хорошие мозги.
И тут действительно возникают проблемы. Сим-карты покупаются сотнями, звонки идут через интернет, если пользоваться сим-картой по каким-то причинам небезопасно — можно купить пул номеров на открытом рынке. Без всякого паспорта. На это уйдет несколько минут. И это доступно прямо сейчас, ничего не заблокировано, оплата любым способом. Продажа телефонной адресации — тоже рынок. Кто-то хочет красивый номер, кому-то нужен колл-центр. Тут помимо мошенников тоже много вполне мирных и легальных потребителей. Это — обычная услуга.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Как и с подменой телефонного номера, появилось все это в том числе и просто потому, что можно. Раньше было сложно номер перенести, например, или привязать заграничный номер к своему аккаунту, а сегодня — даже банальный Skype, про который помнят теперь только телевизионные продюсеры, позволяет в два счета купить себе виртуальный номер. Ну как виртуальный — вполне реальный. Можно позвонить как с него, так и на него.
Вернемся от преступлений в реальную жизнь. Если вы особо не передвигаетесь, среди собеседников — друзья и семья, а телефон — это чтобы Госуслуги и «Одноклассники» — проблем нет. Скорее всего, вы и так отдали паспортные данные своему оператору и про вас и так все понятно. Но потянуло путешествовать. И попадая в любой аэропорт или на вокзальную площадь, вы обнаруживаете, что вне зависимости от строгости законодательства той или иной страны вам предлагается вот здесь и прямо сейчас купить сим-карту, без какого-либо паспорта. В странах, где с этим строго, продавцы честно говорят: оформлена на чужое имя, пользуйтесь на здоровье, но если хотите надолго, надежно и с дополнительными услугами — сходите в официальный салон сотовой связи. С паспортом оно, конечно, надежнее. Но и без паспорта — гуляй рванина.
В мире все меньше мест, где прям уж очень сложно приобрести сим-карту без каких либо документов.
Фото: Олег Елков / ТАСС
Это все, кстати, результат многочисленных компромиссов спецслужб и операторов по всему миру. Тестовые десять дней, ограниченные возможности и лимитированное количество услуг. Вас аккуратно и вежливо подталкивают к тому, чтобы показать документы, но первая доза, как полагается по традиции, все равно бесплатно. А бизнес дорогой, и совсем уж зажимать в тиски его нельзя — полиции в разных странах тоже надо куда-то звонить и пользоваться интернетом, и там также прекрасно понимают, что могут перекрыть кран не только обществу, но и самим себе.
Но физические сим-карты — это прошлый век. Настала эра е-сим. Все то же самое, только без физического предмета.
Контракт, документы, красивая коробочка, пластиковая карта, из которой надо аккуратно выломать соответствующий кусочек, подходящий для вашего устройства, — еще немного времени, и это все будет вызывать смех и недоумение.
Зачем, если можно просто зайти на сайт, получить специальный код для телефона — и все: вы полноценный клиент. Номер телефона, интернет, все как мы любим.
Именно простота процедуры так тормозила ее внедрение в России — ФСБ было категорически против. Потому что контролировать еще сложнее. Если для распространения физических сим-карт вам нужен был живой человек, желательно с какой-то картонной стойкой, чтобы удобней было, то сегодня — плакат с QR-кодом и все. Зашли на сайт, нехитрая регистрация, возможно, даже с паспортом — и вот у вас новый номер. Отдельно любопытно, что как раз физические сим-карты со всем их наследием больше уязвимы — мошеннику проще купить их пачку на улице, чем, отгораживаюсь VPN, пытаться обмануть систему оператора.
Главная беда как вчерашних, так и сегодняшних российских законодательных инициатив, — не столько в технической реализации или грамотном формулировании правовых норм, а в том, что депутаты, ФСБ, МВД и проч. традиционно сражаются не с тем. Решать надо проблему, а не ее многочисленные следствия. Но куда проще запретить продавать топоры, чем справиться с теми, кто использует их не по назначению.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68