Как минимум в три суда Краснодарского края поступили материалы уголовных дел, возбужденных после антисемитских выступлений в махачкалинском международном аэропорту Уйташ 29 октября прошлого года.
В Армавирском городском суде уже началось рассмотрение уголовного дела по существу в отношении 26-летних Ислама Ибрагимова и Салика Рамазанова, 23-летнего Магомеда Омарасхабова, 22-летнего Анварбека Атаева и 19-летнего Рабадана Раджабова. Все они обвиняются в участии в массовых беспорядках. Это часть 2 статьи 212 УК РФ, предусматривающая до восьми лет лишения свободы.
Самый юный фигурант уголовного дела, Рабадан Раджабов, кроме участия в беспорядках обвиняется еще и в применении насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК). Санкция за подобное деяние — до пяти лет колонии.
Еще одно уголовное дело 26 июня 2024 года поступило в Усть-Лабинский районный суд. В этом деле восемь фигурантов: Адиль Абдуллаев, Будун Будунов, Гамзат Гамзатов, Курбан Ибрагимов, Магомед Ирбейнов, Гасан-Гусейн Магомедов, Магомед Омалаев и Мухаммадрасул Шахбанов. Всем им инкриминируется часть 2 ст. 212 УК (участие в массовых беспорядках) и ч. 1 ст. 263.1 УК, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности.Подсудимые, по данным следствия, прорвались на взлетное поле и парализовали работу аэропорта. Именно с этим эпизодом связано то, что участниками судебного процесса в качестве представителей потерпевших заявлены юристы авиакомпаний «Ред Вингс», «НордСтар», «Аэрофлот» и юрисконсульт АО «Аэропорт Махачкала».
29 октября 2023 года. Аэропорт Махачкалы. Фото: соцсети
Представителей авиакомпаний и махачкалинского аэропорта мы нашли и среди участников процесса, материалы которого 2 июля 2024 года поступили в Новокубанский районный суд Краснодарского края.
В этом уголовном деле шестеро подсудимых: Магомед Гаджиев, Шамил Гаджиев, Башир Магомедалиев, Алибег Рамазанов, Рузвельт Тагиров и Магомеднаби Шайхсламов.
Рассмотрение уголовных дел, поступивших в Усть-Лабинский и Новокубанский районные суды, по всей видимости, начнутся не раньше августа. Это промедление с началом рассмотрения связано со вступлением в дело новых адвокатов по назначению, которым понадобится время, чтобы ознакомиться с материалами уголовных дел.
Дагестанские адвокаты, представлявшие интересы подсудимых в то время, когда они находились в тюремных камерах СИЗО Махачкалы, были вынуждены отказаться от продолжения своей работы из-за переноса рассмотрения дела в Краснодарский край.
На дорогу до кубанских судов у них уходило бы по 12–14 часов.
Так было и с участниками уголовного дела, рассмотрение которого началось в Армавирском городском суде. Адвокат Рамазан Алиев, защищавший Анварбека Атаева в Махачкале, рассказал «Новой», что у него нет возможности ездить на судебный процесс в Армавир. Поэтому его подзащитному предоставили армавирского адвоката по назначению.
Исламу Ибрагимову, которого в Махачкале защищал Агамирза Агаев, тоже предоставили адвоката по назначению.
— Перенос рассмотрения дела в Краснодарский край по совершенно надуманному поводу — это плевок в лицо дагестанским судьям, — заявил «Новой» адвокат Агамирза Агаев.
С Агаевым согласны и его коллеги, адвокаты Лейла Убайдуллаева и Бахтияр Салаватов, которые в разговоре с «Новой» рассказали, что изначально дело планировалось рассмотреть в Карабудахкентском райсуде Дагестана, на территории которого работает махачкалинский аэропорт Уйташ. Но в Верховный суд России поступило ходатайство первого зама генпрокурора России Анатолия Разинкина о передаче дела в другой регион. Потому что обвиняемые имеют «связи в правоохранительном блоке, судейском корпусе Республики Дагестан». Этот довод, по мнению адвокатов, выглядит откровенно натянутым: все фигуранты дела — выходцы из бедных семей, а Анварбек Атаев и вовсе сирота. Ислам Ибрагимов вырос без матери. Магомед Омарасхабов хоть и вырос в полной семье, но окончив всего 9 классов, бросил учебу и начал помогать отцу, который занимается грузоперевозками.
Как же развивалось расследование уголовного дела по событиям в аэропорту Уйташ?
Напомним, 29 октября 2023 года, незадолго до прилета авиарейса из Тель-Авива, более тысячи человек собрались около аэропорта Уйташ, протестуя против якобы ожидавшегося прибытия в Дагестан «беженцев из Израиля». Толпа требовала не допустить на территорию республики пассажиров с паспортами «страны-агрессора» и скандировала лозунги в поддержку Палестины.
Протестующие прорвались в помещение терминала, а потом и на взлетное поле, парализовав работу аэропорта. Усмирить бесчинствующую толпу удалось только после введения на территорию аэропорта подразделений Росгвардии.
29 октября 2023 года. Толпа на взлетном поле аэропорта в Махачкале. Фото: AP / ТАСС
Уже на следующее утро, 30 октября 2023 года, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин провел оперативное совещание, после которого стало известно о возбуждении уголовного дела по статье 212 УК РФ, предусматривающей до восьми лет лишения свободы за участие в массовых беспорядках. На этом же совещании Бастрыкин сообщил о решении передать расследование этого уголовного дела в центральный аппарат ведомства.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
К моменту принятия этого решения уже были установлены личности полутора сотен активных участников беспорядков, а более 80 человек задержаны «до выяснения обстоятельств».
1 декабря прошлого года руководитель пресс-службы Верховного суда Дагестана Зарема Мамаева сообщила, что суды республики рассмотрели 242 дела об административных нарушениях.
- 104 правонарушителя были арестованы на сроки до 10 суток,
- 94 человека получили штрафы от 3 до 10 тыс. рублей,
- 42 участникам беспорядков были назначены обязательные работы,
- в отношении двух лиц производство было прекращено.
Но второй следственный отдел управления по расследованию особо важных дел ГСУ Следкома России, занимающийся преступлениями против государственной власти и в сфере экономики, продолжал расследование уголовного дела, возбужденного 30 октября.
По делу проходил 131 человек, еще восемь человек были объявлены в розыск.
Почему же сейчас в суды переданы материалы только по 19 фигурантам? Возможно, отгадка этого парадокса — в стенограмме оперативного совещания с членами Совета безопасности, правительства и руководителями правоохранительных органов, которое вечером 30 октября провел Владимир Путин. В публичной части мероприятия по событиям в махачкалинском аэропорту Уйташ Путин заявил, что в случившемся якобы виновны «заокеанские деятели».
Он удивился:
«Разве можно помочь Палестине, пытаясь нападать на татов (горских евреев. — Ред.) и их семьи? Таты, кстати говоря, — это титульная нация в Дагестане. Помочь Палестине можно только в борьбе с теми, кто стоит за этой трагедией. Мы, Россия, и боремся с ними в рамках специальной военной операции, именно с ними — и за себя, и за тех, кто стремится к настоящей, истинной свободе».
Эти слова президента России, по всей видимости, стали руководством к действию и для руководства республики, и для правоохранительных органов.
Глава Дагестана Сергей Меликов уже в этот же день заявил:
«Если кто-то из задержанных сам изъявит желание и, чтобы отмыться от позора, примет участие либо в составе добровольческих подразделений, либо заключит контракт с Вооруженными силами, — я буду только приветствовать».
В социальных сетях начали стремительно распространяться видеозаписи из зоны СВО, на которых бойцы добровольческих батальонов, сформированных на территории Дагестана, призывали присоединиться к ним.
Не исключено, что эти призывы были услышаны.
Многие фигуранты уголовных дел, возбужденных после беспорядков в аэропорту Уйташ отправились на СВО.
В Дагестане в конце осени прошлого года завершалось формирование добровольческого батальона «Каспиец», нуждался в пополнении и так же сформированный в Дагестане батальон имени имама Шамиля.
Но обстановка в Дагестане не стала спокойнее. 23 июня 2024 года в Махачкале и Дербенте произошел теракт, во время которого вооруженные боевики напали на православные церкви, синагоги и пост ДПС. В ходе террористической атаки погибло 22 человека, в том числе 17 сотрудников правоохранительных органов.
При этом ни один из участников теракта не участвовал в беспорядках в аэропорту Махачкалы 29 октября 2023 года. А вот кто организовал эти массовые беспорядки, до сих пор неизвестно, и это явно не те люди, которых сейчас судят в Краснодарском крае.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68