Музей АРТ4, расположившийся в Хлыновском тупике, проработал более 17 лет. Он был создан коллекционером Игорем Маркиным в 2007 году и считался первым частным музеем современного искусства в России — музеем, который торговал искусством, в числе первых запустил онлайн-аукцион, проводил ярмарки и концерты, экспериментировал с форматом арт-хаба и многими другими институциональными и художественными формами. За последние годы он не раз подвергался нападкам и преследованиям, и вот на официальном сайте появилась плашка: «Музей закрыт».
О своем решении Игорь Маркин сообщил в социальных сетях, отметив, что стало «слишком рискованно».
Это произошло на фоне массовых обысков у художников и планомерного сворачивания всего, что ассоциируется с актуальным художественным процессом в России.
В мае с критикой современного искусства на галеристов и кураторов внезапно обрушился в «Бесогоне» Никита Михалков, раскритиковав деятельность арт-деятелей в диапазоне от Марата Гельмана* до Зельфиры Трегуловой. Чуть позже на вернисаж в АРТ4 пришли Z-активисты Национально-освободительного движения: мишенями в тот вечер стали художники Екатерина Борсук и Ян Гинзбург, а также Пахом, проводивший «перформанс из помойки». Следующее открытие пришлось провести со строгими списками посетителей и усиленной охраной. Оно прошло без эксцессов (по крайней мере внешне), однако вскоре после этого появилось сообщение о закрытии музея.
Игорь Маркин. Фото: Википедия
Игорь Маркин всегда любил и умел эпатировать публику: в 2007 году музей открылся конкурсом на создание памятника Борису Ельцину, в котором приняли участие художники в диапазоне от Дмитрия Александровича Пригова до Ростана Тавасиева. Впоследствии их наработки были собраны на отдельной выставке:
первого президента РФ предлагалось увековечить в виде рюмки коньяка (Пригов), черного пластикового мешка с мусором (Дмитрий Каварга) и даже бигмака (Лена Хейдис).
Следующим громким шагом АРТ4 стала «Выставка цен»: Маркин выставлял свои приобретения с ценником, за который купил то или иное произведение. Сегодня «музей, торгующий искусством» приучил свою аудиторию к подобным акциям, но 17 лет назад это считывалось как нарушение принятой в арт-среде субординации (впрочем, со временем многие признали, что это даже удобно и ведет к большей прозрачности на арт-рынке).
Сегодня в коллекции музея представлены более сотни художников первой величины — от Владимира Немухина и Владимира Вейсберга до Владислава Мамышева-Монро и Данилы Полякова. Однако, несмотря на интерес коллекционера к истории советского неофициального искусства, он никогда не забывал об актуальном художественном процессе и поощрял разных авторов — от брызжущего галлюцинаторным позитивом Вовы Перкина до акционистов из Pussy Riot. В 2019 году в музее прошла выставка «С арестантским уважением и братским теплом» Олега Навального. Спустя некоторое время, в 2020 году, у Маркина прошел обыск в связи с задержанием активиста Петра Верзилова*.
С тех пор проломленная дверь в музее стала своего рода памятником тем временам — ее специально не заделывали.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Вход в музей АРТ4. Фото: moskvichmag.ru
Впоследствии ART4 не раз становился первопроходцем в своих начинаниях: в 2016 году музей запустил первый в России онлайн-аукцион, на котором продавались произведения Ильи Кабакова, Семена Файбисовича, Эрика Булатова, Владимира Вейсберга и других важных художников. В 2022-м стартовала ярмарка ТУПИК, где художник выступал как независимый автор, и ее сателлит — Премия АРТ4, дарующая молодым авторам возможность попасть в коллекцию институции или провести свою персональную выставку.
Сейчас основатель музея вместе с художницей и куратором Лизой Бобковой развивает новый проект — галерею ART4 Gallery в Лондоне. Она была запущена в начале 2024 года, первой выставкой там стал проект художника Димы Филиппова, с которым Маркин плотно сотрудничает и в Москве. Тогда было принято решение делегировать ответственность за московскую площадку — так АРТ4 пришел к концепции арт-хаба: каждый месяц представлялись новые резиденты и их экспозиции. Формат оказался крайне востребованным, горизонтальным и инклюзивным, вернув авторам и небольшим галереям возможности, которых они оказались лишены после сворачивания выставочной деятельности в крупных музеях.
«Это, конечно, мощнейшее место. Я, может быть, даже жалею, что не использовал весь его потенциал. Но было сделано очень много выдающихся событий», — заявил Игорь Маркин.
Экспонаты музея АРТ4. Фото: Википедия
В начале 2010-х годов музей уже закрывался и работал «по договоренности»: коллекционер проводил там закрытые встречи с арт-деятелями, пока не грянул ребрендинг 2016 года. Он привел к перезапуску площадки и появлению концепции выставки-продажи.
Окончательным закрытием нынешнюю ситуацию тоже не назовешь — характер частной институции позволяет ей быть более гибкой, чем государственные музеи, и менять формат в зависимости от обстоятельств, чем Маркин не раз пользовался. Вот и сейчас было объявлено, что площадка продолжит действовать: художники и галереи смогут арендовать помещение под свои проекты, однако от собственной субъектности музей пока отказывается. Означает ли это сворачивание всех ранее запущенных инициатив — в частности, ярмарки ТУПИК, которая проводилась под эгидой музея, — пока не сообщается.
Татьяна Сохарева
* Признан Минюстом РФ «иноагентом».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68