КомментарийКультура

Ника-2024: Где мы?

Что происходит со старейшей национальной премией

1 июля состоялось вручение наград премии Академии национальных искусств в новом формате. Без Юлия Гусмана. С новым официальным партнером.

Юлий Гусман на награждении лауреатов кинематографической премии «Ника» в 2023 году. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Юлий Гусман на награждении лауреатов кинематографической премии «Ника» в 2023 году. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС 

В последний раз «Ника» проводилась в апреле 2021 года. А уже за 2021 год президиум академии решил вручать статуэтки лауреатам «Ники» в формате «возвращения долгов»: так, в начале июля Александр Ширвиндт получил специальный приз в номинации «Честь и достоинство» из рук президента академии Андрея Кончаловского на сцене Театра сатиры после спектакля с мифологическим названием «Где мы?!..». И этот момент показали на церемонии. Александр Анатольевич с экрана говорил нам, как верно и вовремя Юлий Гусман придумал «Нику». Сколько счастья и радости она подарила.

В 2022-м кинопраздник показался устроителям неуместным. В небольшом театре «Маска» состоялось награждение лауреатов за 2022 и 2023 год.

«Сегодня эта «Ника», мне кажется, имеет еще новое значение, — сказал в начале церемонии президент Российской академии кинематографических искусств Андрей Кончаловский. — Потому что мы пытаемся не потерять связь времен, которая очень хрупкая и часто прерывается, как заметил Уильям Шекспир. И в этом смысле очень важно, что мы сейчас особое внимание уделяем тому, чтобы молодые новые таланты, которые приходят в кинематограф, чему-то учатся, чему-то не учатся. Но, во всяком случае, чтобы они понимали, что такое наше премия».

37-я церемония началась с исторического ролика. Лауреаты разных лет с заветной статуэткой в руках: Баталов, Герман, Рязанов, Сокуров, Никулин, Гундарева, Смоктуновский, Григорий и Павел Чухрай, Досталь, Глузский, Хуциев… Мороз по коже. История кинематографа, история страны. Почти 40 лет премии, родившейся в оттепельные 80-е.

Среди номинантов в категории «Лучший игровой фильм» —

  • «1993» Александра Велединского,
  • «Вызов» Клима Шипенко,
  • «За нас с вами» Андрея Смирнова,
  • «Снегирь» Бориса Хлебникова,
  • «Чувства Анны» Анны Меликян
  • и «Праведник» Сергея Урсуляка (13 номинаций).

И ожидаемо (во многих смыслах) академики назвали фильм «Праведник» («Централ Партнершип», «ВайТ Медиа», студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, телеканала «Россия» при поддержке Фонда кино и группы компаний «Киевская площадь») — лучшим. Сергей Урсуляк получил и статуэтку за режиссуру. Он заметил, что ему особенно приятно получать награду из рук Кончаловского, чья картина «Романс о влюбленных» в свое время во многом предопределила его жизнь.

Кадр из фильма «Праведник»

Кадр из фильма «Праведник»

В основе сюжета «Праведника» реальная история подвига партизанского командира Николая Киселева. Тот в 1942 году со своим маленьким отрядом вывел белорусскими лесами более 200 малосильных евреев — стариков, детей, женщин, увечных — из оккупированных земель через единственный узкий прорыв в линии фронта на подконтрольную Советам территорию.

Урсуляк снял приличное кино без заказного патриотического пафоса. И удалось ему это, прежде всего, благодаря точному выбору актера на главную роль.

Александр Яценко в роли политрука Николая Киселева — антигероичен, это классический маленький человек (в прошлой жизни бухгалтер), попавший не по своей воле в гигантскую кровавую мясорубку. Для военного дела не слишком приспособленный. Но именно человечность превращает его в героя. Из его близких «родственников» — герои лейтенантской прозы юный танкист Малешкин Михаила Кононова («На войне как на войне»), быковский Локотков («Проверка на дорогах»). У Яценко своя неброская манера существования на экране, какой-то абсолютный слух к правде. С другим актером это кино получилось бы более патетическим, фанфарным. Именно Яценко смикшировал и очеловечил историю про то, как мирный человек совершает почти библейский подвиг, выводя обреченных на смерть людей с территории войны. Яценко получил приз за лучшую мужскую роль.

Картина «Праведник» получила награды за лучшую операторскую работу (Михаил Милашин) и в относительно новой номинации — «За лучший монтаж» (Маргарита Смирнова)

Кадр из фильма «За нас с вами»

Кадр из фильма «За нас с вами»

Две снайперски точные награды. Лучший сценарист — Андрей Смирнов за важнейшую картину «За нас с вами». Картина так и не вышла в прокат, хотя вроде бы не запрещена. Коллективный портрет «нас с вами» на рубеже эпох: от леденящей сердце сталинской пурги — к смутным «новым временам», от окаменевшего тоталитаризма к временному снятию с шеи страны ошейника, к робкой оттепели, — показан настолько точно и эмоционально, что поспорит с мемуарами. Фильм как лучший из учебников по отечественной истории. Фильм, который, по словам Юлии Снигирь, сыгравшей главную роль, «делает нас немного лучше, а может быть, умнее». И две актрисы Ирина Розанова и Юлия Снигирь (она разделила награду с Юлией Пересильд) справедливо получили награды. Розанова в этом кино достигает каких-то необычайных вершин профессии малыми внешними средствами.

А Юлия Пересильд сказала: «Мы попали во время, когда хочется плакать… я всем нам желаю, чтобы и сегодня нас не коснулось равнодушие, злость, ненависть»

Юлия Пересильд, получившая награду в номинации «Лучшая женская роль». Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Юлия Пересильд, получившая награду в номинации «Лучшая женская роль». Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

«Ника» очевидно обновляется. Судя по всему, меняет организаторов, хотя об этом не говорят. Надеюсь, перемены не окажутся столь кардинальными, что мы потеряем главную независимую премию, а получим еще одного государственного орла.

«Ника» отправляется в стриминг: церемония вручения премии Российской академии кинематографических искусств уже доступна на платформе Kion. Это стало возможно благодаря заключению соглашения между организаторами «Ники» и «МТС Медиа» — свежесозданный холдинг под руководством Софьи Митрофановой стал официальным партнером мероприятия, получив права на его эксклюзивный показ.

Церемония, может, и потеряла в задушевности (хотя слез и в это вечер хватало, особенно когда под музыку Эдуарда Артемьева показали ролик с ушедшими кинематографистами, и вдруг показалось, что ушли — все), но стала более современной, компактной, деловой.

Читайте также

Улыбнись, Эрмлер!

Улыбнись, Эрмлер!

Новый нескучный фильм про историю кино

Главной темой вечера оказалась история «Ники» как история российского кино, культуры, страны. Вели церемонию совсем молодые актеры, прогремевшие в фильмах и сериалах последних лет, все они моложе почтенной премии. И перед каждой номинацией на экране показывали тех, кто получал золотую «богиню победы» в разные годы. Тех, кто и был честью и гордостью нашего кинематографа. Так возникал монтаж эпох. И все же

ощущение, что эпоха большого отечественного кино ушла, не оставляло весь вечер.

Жаль, что по каким-то причинам не записали ролик Юлия Гусмана — основателя и художественного руководителем первой Национальной премии Российской академии кинематографических искусств «Ника». Мы увидели лишь его фото. А из всех выступавших только Андрей Сергеевич Смирнов его вспомнил: «Отсутствие Гусмана чрезвычайно болезненно. Он — душа премии». В недавнем интервью Гусман заметил: «Нашей премии 36 лет, и она ни разу не солгала, хотя тяжело идти по бездорожью первыми».

Знаю, что Юлий Соломонович сейчас болеет, скорейшего выздоровления и долгих лет его детищу.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow