смотри в обаКультура

Ургант раздора, или Встать, суд идет!

Вести огонь по своим — сладчайшее занятие для иных остервенелых поборников света и добра. И в этом они похожи на своих оппонентов

АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская

Кадр из программы Николая Солодникова «Иваново детство»

Кадр из программы Николая Солодникова «Иваново детство»

Последние дни в голове все время крутится окуджавское: «За что ж вы Ваньку-то Морозова? Ведь он ни в чем не виноват». Навеяно бурной… нет, не дискуссией и даже не волной, а прямо-таки цунами осуждения и ненависти, обрушившегося на голову Ивана Урганта. А он ни в чем не виноват. Может, самую малость. В том, что согласился сняться в программе у Николая Солодникова — человека, прямо скажем, не самого безупречного вкуса, что подтверждает и название выпуска, позаимствованное автором у Андрея Тарковского: «Иваново детство».

Это как раз очень в стиле Солодникова: в каждом выпуске он демонстрирует свою тягу к высокой духовности и вовлеченность в культурный контекст, сыпя именами великих и плача от нахлынувших чувств, вызванных прикосновением к прекрасному. Вряд ли он обсуждал название со своим последним героем. Формально-то все так: героя зовут Иваном, Иван вспоминает детство. И это ему не прощают ни свои, ни чужие, причем чужие с восторгом цитируют идеологических противников в подтверждение собственной злорадной мысли: Ургант — лузер и сбитый летчик, от него отвернулись даже близкие ему по духу либералы, теперь нигде тебе, Ваня, не рады. Ты этого хотел, Жорж Данден.

Кадр из программы Николая Солодникова «Иваново детство»

Кадр из программы Николая Солодникова «Иваново детство»

На так называемых патриотических телеграм-каналах — ликование: «В среде релокантов и нейтвойняш — скандаль. Николай Солодовников (искажать фамилии врагов — отдельное удовольствие блогеров-патриотов. И. П.) снял фильм про Ивана Урганта и, не стесняясь, назвал его «Иваново детство». Судя по описанию (авторша сама фильм не смотрела, но прибегает к известной со времен травли Пастернака формуле: не смотрела, но скажу.И. П.), Ургант там любуется собой, красивым и интеллигентным, сыном своего отца, внуком своей бабушки, в общем, золотой молодежью, припорошенной богемными блестками и крупными купюрами с корпоративов и Первого канала… Один из строгих критиков кино про Ивана Урганта — Сергей Николаевич, когда-то законодатель гуманитарных мод в Москве и вообще человек известный. Он уехал и может быть строг. Вот какую убийственную рецензию про инфантила Урганта написал он».

Дальше блогерша подробно и сладострастно цитирует эту рецензию, наконец-то полностью солидаризируясь с автором из противного ей либерального лагеря. Собственно, с этой рецензии и начался невообразимый по силе хейт Ивана с разных сторон. «Но, увы, от себя-то не спрячешься, — пишет Николаевич, ставя Урганту в упрек его молчание о главном, что сегодня должно волновать порядочных людей, — продолжает цитирование блогерша. — И маленький черный квадрат, который Ургант вывесил у себя 24 февраля 2022 года, тоже никуда не делся. Траурная метка, разделившая нашу жизнь на до и после. И делать вид, что ее нет или не было, беспечно фланируя по любимому городу, как минимум странно».

Кадр из фильма «Во сне ты горько плакал»

Кадр из фильма «Во сне ты горько плакал»

Она от души благодарит Николаевича за напоминание о черном квадрате на аватарке Ивана. А вывод делает такой: «Русский народ помнит и не хочет его пускать в эфир Первого канала… Высоцкий и Шульженко были интеллигентами, потому что жили жизнью народа. Те, кто играет в интеллигентов, снимая кино а-ля Тарковский, красуясь в модной щетине, вместо того чтобы пойти на фронт, — всего лишь клоуны, даже не обязательно, что у пидорасов».

Имени этой «остроумной» блогерши я принципиально не называю — имя им легион, а ненависть к Урганту и прочим «отверженным» у всех примерно одного накала. Притом что он, в отличие от многих своих коллег и товарищей, Родину не бросил, по актуальной повестке больше нигде и никак не высказывался, он даже не «иноагент», о чем то и дело сокрушаются патриоты — мол, ау, Минюст, чего спите, давно пора пометить его позорным клеймом, заслужил. Казалось бы, ну что вам еще надо:

человека с ТВ выперли, фильм того же Солодникова с Ургантом в главной роли прокатного удостоверения так и не получил, новогоднее детское шоу «Мульти-пульти» с его участием продержалось на одной из онлайн-платформ меньше суток, 

из афиши концерта к 100-летию Окуджавы крамольное имя вычеркнули за три дня до концерта.

Комментируя слух о возможном возвращении популярнейшего ведущего в эфир Первого канала, блогеры-патриоты составили свой «минимальный набор вопросов для возвращения в сетку Первого»: «Являетесь ли вы, Иван, патриотом России? Поддерживаете ли вы нашего президента? Поддерживаете ли вы СВО? В чем трудность озвучить свою позицию гражданина?»

Кадр из фильма «Во сне ты горько плакал»

Кадр из фильма «Во сне ты горько плакал»

Коллеги и товарищи преимущественно из-за рубежа тоже клеймят Ивана и требуют к ответу. Но не за черный квадрат на аватарке, а за то, что явно намылился обратно на ТВ, а посему осторожничает, молчит о самом важном, но пытается по-прежнему шутить, однако «былая искрометность главного шоумена страны не то чтобы поблекла или потускнела, но приобрела какой-то дополнительный план, новый тембр. Так бывает, когда пытаются шутить в доме покойника… Мне кажется,

фильм Солодникова интересно рассматривать как первую декларацию «новых тихих». Осторожный манифест оставшихся. Плачем только во сне, страдаем исключительно молча. О главном не говорим ни в кадре, ни за кадром…»

Это фрагмент из все той же наделавшей много шума в социальных сетях рецензии Николаевича.

И он еще более-менее сдержан и даже деликатен — по сравнению с разом образовавшимся сонмом рьяных ненавистников Урганта, а заодно и всех оставшихся (читай — продавшихся и скурвившихся) «дорогих россиян». «Пошлость, гнусность, мерзость, цинизм, самолюбование, презрение к чужим страданиям, сладкая, тошнотворная красивость, — заходятся они в своей иррациональной, в сущности, злобе. — То, что сотворили Солодников с Ургантом, страшнее, чем просто молчание».

А чем страшнее-то? Тем, что люди пытаются как-то жить в предлагаемых ужасных обстоятельствах? Тем, что, не участвуя в подлости (по нынешним временам — уже почти подвиг), ищут поводы для утешения в прошлом, которое теперь кажется сном? Тем, что, возможно, до конца не понимают и тем более не могут смириться с очевидным фактом, что прежней жизни больше никогда не будет (хотя грустные глаза умного Ивана выдают это понимание лучше всяких слов)?

Вести огонь по своим — сладчайшее занятие для иных остервенелых поборников света и добра. Они всегда знают, как надо. Они, уехав от «тирании», считают свой опыт единственно верным и достойным подражания.

Они, наконец, не пойми почему решили, что имеют право судить и пригвождать к позорному столбу людей, чьи мысли и поступки не укладываются в прокрустово ложе их собственных железобетонных представлений о добре и зле.

Кто-то из сочувствующих Урганту написал в комментариях: «Даже если бы Иван устроил самосожжение на Красной площади, они бы все равно вопили: а где он был раньше? Да и горел он как-то неискренне».

Читайте также

Взрослым о детях: легко ли превратиться в фашиста

Взрослым о детях: легко ли превратиться в фашиста

Американский эксперимент 60 лет спустя

АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская

Топ-5 лучших выпусков недели на YouTube

Петровская рекомендует

«Солодников»

То самое «Иваново детство» на ютуб-канале «Солодников», вызвавшее небывалый резонанс в соцсетях либералов и телеграм-каналах так называемых патриотов. Посмотрите, кто еще не видел, и решите сами, достойны ли автор и особенно его герой — Иван Ургант — такого солидарного осуждения и, не побоюсь этого слова, поношения.

«НО.Медиа из России»

«Бездонный мешок с подлостью». Авторы подкаста «Совещательная комната» на ютуб-канале «НО.Медиа из России» Зоя Светова и Вера Челищева обсуждают вместе с гостем, режиссером Кириллом Серебренниковым, «театральное дело» его ученицы Жени Беркович и Светланы Петрийчук. Напомню, что судебный процесс над режиссером, драматургом и их спектаклем продолжается в эти дни в закрытом режиме.

«вДудь»

Героиня очередного выпуска Юрия Дудя* — музыковед и лектор Анна Виленская, которая, по словам журналиста, интереснее всех на русском языке рассказывает о музыке, и не только академической. Виленскую еще называют «Шульман* от музыки», и это сравнение Анне льстит. Дудь встретился с ней, чтобы, как он сам признается, задать десятки вопросов о музыке — простых, разных, стыдных.

«Нормальные люди»

Социолог и философ Григорий Юдин* в интервью журналисту и автору ютуб-канала «Нормальные люди» Александру Мурашеву рассказывает об опасности индоктринации детей в школах, о послевоенном поколении в России, о причинах ненависти к «коллективному Западу», феминизму и прочим «вредным», как теперь считается, течениям и движениям.

«Контекст»

«Дагестан. Нападение». Поминутный разбор случившегося 23 июня в Махачкале и Дербенте — в спецвыпуске Ильи Егорова на ютуб-канале «Контекст».

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Смотри в оба

Ирина Петровская рецензирует ТВ и Youtube

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow