СюжетыОбщество

Операция «Арнон»

Как израильскому спецназу удалось освободить четверых заложников, захваченных ХАМАС 7 октября прошлого года

Операция «Арнон»

Спасенный из плена Альмог Меир Джан с близкими в израильском медицинском центре. Фото: AFP / East News

После шести месяцев бесплодных переговоров Израиля с ХАМАС при участии международных посредников, израильская армия и спецслужбы провели операцию по освобождению заложников в центре жилых кварталов лагеря Нусейрат в центральной части сектора Газа.

Израильские коммандос освободили четырех заложников, которых удерживали боевики с «черной субботы» 7 октября прошлого года — масштабного кровавого нападения боевиков на израильские приграничные поселки и два музыкальных фестиваля. Собственно, все четверо были похищены с самого известного из них — рейв-вечеринки «Нова». Один из них — 27-летний Андрей Козлов, гражданин Израиля и РФ, который работал там охранником.

Восемь месяцев без солнца

Заложников удерживали в двух частных домах. 26-летняя Ноа Аргамани была отдельно от остальных. По ее собственному признанию, за прошедшие восемь месяцев ей даже не с кем было говорить на иврите, и она выучила арабский, чтобы взаимодействовать с похитителями. В это время ее мама Лиора, этническая китаянка, вышедшая в молодости замуж за израильтянина, умирала от рака. Она умоляла исламистов отпустить ее дочь. Но в итоге девушку вернула домой израильская армия.

Ноа Аргамани обнимается с отцом в медицинском центре «Шиба Тель-Ха-Шомер» после ее спасения из сектора Газа израильской армией. Фото: HANDOUT / AFP / East News

Ноа Аргамани обнимается с отцом в медицинском центре «Шиба Тель-Ха-Шомер» после ее спасения из сектора Газа израильской армией. Фото: HANDOUT / AFP / East News

Трое остальных заложников, 41-летний Шломи Зив, 27-летний Андрей Козлов и 22-летний Альмог Меир Джан, содержались на верхнем этаже частного дома. Окна были занавешены круглые сутки. Их охраняла группа боевиков, которая требовала полнейшего повиновения от своих узников. А в случае нарушения установленных правил, их наказывали — либо закрывали в ванной комнате, либо под угрозой оружия заставляли укрываться в жару несколькими теплыми одеялами. Террористы постоянно угрожали им смертью и пытались сломить их психологически, утверждая, что про них все забыли.

Но однажды, расслабившись, боевики оставили включенным телевизор с новостями телеканала «Аль-Джазира» на арабском языке. Это был день рождения Альмога, и в новостном выпуске показали сюжет об одной из акций солидарности с заложниками в Тель-Авиве, участники которой держали в руках их портреты. Молодой человек увидел свой портрет в руках одного из них и понял, что охрана обманывает их. Это воодушевило пленников и дало им надежду.

Заложники проводили время за игрой в карты и учили друг друга языкам. Андрей Козлов репатриировался в Израиль совсем недавно, в 2022 году, и за это время толком не успел выучить иврит. Альмог Меир Джан помог ему в этом, а Андрей взамен учил его русскому.

Освобожденные израильские заложники Альмог Меир, Андрей Козлов, Шломи Зив и Ноа Аргамани. Фото: соцсети

Освобожденные израильские заложники Альмог Меир, Андрей Козлов, Шломи Зив и Ноа Аргамани. Фото: соцсети

Пленные израильтяне слышали, что на нижних этажах дома жила семья с детьми, но за месяцы проживания в том здании они ни разу не пересекались с хозяевами, и им лишь однажды разрешили спуститься на кухню, когда семейство отсутствовало.

Это был дом семьи Альджамаль. В нем проживали журналист Абдулла Альджамаль с семьей и его отец Ахмед, врач и имам небольшой местной мечети ХАМАСа. Оба оказали сопротивление при штурме и были застрелены. Соседи рассказали, что давно знали о принадлежности обоих к ХАМАСу. В статистике потерь, которую публикует ХАМАС, они будут фигурировать как гражданские — журналист и медик.

Настоящая «Фауда»

Израильская разведка долго собирала информацию о заложниках. Выяснилось, что параллельно придется работать двум командам, не считая группы поддержки. Две тайных квартиры находились примерно в двухстах метрах друг от друга.

Спецназовцы нейтрализовали охрану по периметру, ворвались в здание и вывели заложников. Но дальше все пошло не по плану. К боевикам подоспела подмога и завязался бой.

Армии пришлось привлечь авиацию и корабли, которые начать наносить удары по военным объектам группировки в окрестностях, чтобы отвлечь боевиков. Дроны нейтрализовали угрозы бойцам на местности.

Никто из освобожденных заложников не пострадал. С израильской стороны погиб один человек — командир отряда спецназа полиции ЯМАМ, капитан Арнон Змора. Было решено назвать операцию его именем — «Операция Арнон».

Рейд израильской армии в лагере беженцев Аль-Фара на Западном берегу реки Иордан. Фото: AP / TASS

Рейд израильской армии в лагере беженцев Аль-Фара на Западном берегу реки Иордан. Фото: AP / TASS

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

ХАМАС пытается изменить повестку

Израильская операция стала серьезным репутационным ударом по ХАМАСу. Сначала информационные каналы, связанные с группировкой или сочувствующие ей, объявили, что израильтяне все выдумали, и никого не спасли. Когда же появилось множество видеороликов, опровергающие подобные заявления, пропагандисты ХАМАСа сменили тактику.

Они начали тянуть повестку на себя, пытаясь затенить успех Израиля. По данным ЦАХАЛа, в результате операции в Нусейрате погибли и получили ранения около ста палестинцев. Значительная часть из них — боевики.

Больше суток в ХАМАСе наращивали цифры потерь, которые невозможно перепроверить независимо, увеличив их в несколько раз. По официальным данным ХАМАСа, погибли 274 человека, около семисот получили ранения.

Раздутая статистика и заявления, что израильтяне, якобы, устроили кровавую баню в Нусейрате, преследовали три цели: мобилизовать поддержку Газе в мире, принизить успех Израиля и отвлечь внимание от провала ХАМАСа.

Этим же целям помогали неподтвердившиеся вбросы о том, что будто бы в операции участвовал американский спецназ, а также заявление говорящей головы боевого крыла ХАМАСа о том, что, якобы, при освобождении погибли заложники.

К тому же, для ХАМАСа неприятно, что трое из четырех освобожденных заложников — мужчины. В случае заключения сделки с Израилем, за каждого из них группировка потребовала бы освободить большое количество палестинских заключенных, отбывающих наказание в израильских тюрьмах.

Фото: ANAS BABA / AFP / East News

Фото: ANAS BABA / AFP / East News

Ближневосточная Одиссея

Израильтяне радовались освобождению заложников. В общественных местах люди ликовали. Кадры объятий освобожденных заложников с близкими были показаны всеми телеканалами и облетели соцсети.

Но эта радость была омрачена.

Выяснилось, что мама Ноа Аргамани, которая долго ждала и надеялась увидеть свою дочь, уже была в плохом состоянии. Она не узнала Ноа.

А папа Альмога Меира Джана по трагическому совпадению скончался в ночь перед спасательной операцией. По словам его сестры Дины, он «умер от горя».

Здесь был МИД

Российский МИД попытался «состричь купон» с израильской операции. В аккаунте министерства в социальной сети Х появилось сообщение о встрече посла РФ в Израиле Анатолия Викторова с «освобожденным из сектора Газа» Андреем Козловым и его близкими. Формулировка сообщения может трактоваться двояко — как будто бы Россия причастна к «освобождению» Андрея.

В итоге официальный представитель Армии обороны Израиля Питер Лернер опубликовал пост, в котором поправил российских дипломатов: «Не освобожденного, а спасенного».

Читайте также

«Сейчас модно ненавидеть евреев»

«Сейчас модно ненавидеть евреев»

Политический аналитик Владимир Бейдер — о том, почему в мире хотят поражения Израиля

В конце ноября действия российских дипломатов действительно привели к освобождению одного из заложников — россиянина Рона Кривого.

Сейчас замминистра иностранных дел России Михаил Богданов заявляет, что ХАМАС обещает Москве освободить двух последних удерживаемых в плену россиян — 28-летнего Александра Труфанова и 32-летнего Алекса Лобанова.

Богданов обсуждал вопрос освобождения россиян с замглавы политбюро ХАМАСа Мусой Абу Марзуком, но тот выдвинул условие — полное прекращение Израилем огня в секторе.

Это главный камень преткновения на опосредованных переговорах Израиля с ХАМАСом. Группировка требует полного завершения войны, но это означает капитуляцию Израиля, одной из двух целей которого, помимо освобождения заложников, является ликвидация режима ХАМАС в секторе.

По состоянию на момент публикации, ХАМАС удерживает в плену 120 заложников. 70 из них предположительно живы, как и семеро иностранцев — шестеро тайцев и один непалец. Израиль подтвердил смерть 43 заложников.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow