КомментарийЭкономика

Что будет с долларом? У кого будет, у кого — нет!

Варианты развития событий после жестких санкций США и Великобритании против Московской биржи

Что будет с долларом? У кого будет, у кого — нет!

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Что сказал Центральный банк РФ

Новый раунд ограничений, введенных США в отношении Московской биржи, Национального клирингового центра и Национального расчетного депозитария, привел к остановке биржевых торгов долларами и евро. Народ выстроился в очереди к обменникам, а ЦБ РФ тут же выпустил оптимистичный релиз. В нем заверил, что «торги на всех остальных биржевых сегментах и по биржевым инструментам в рублях и в прочих валютах будут проводиться в штатном режиме», а «сделки с долларом США и евро продолжат совершаться на внебиржевом рынке».

Переводим. Очень упрощенно можно сказать, что курс обмена будет теперь определяться не на основе торгов, а на основе договора между покупателем и продавцом в рамках конкретной сделки.

Как связаны биржа и клиринговый центр (НКЦ)? НКЦ — это банк биржи, гарант сделок, он покупает валюту у продавцов и продает покупателям. Благодаря тому, что НКЦ до сих пор не попадал под ограничения, подсанкционные российские банки легче пережили отключение от SWIFT. Через НКЦ (при помощи ЦБ, конечно) они могли совершать на Мосбирже сделки с долларом и евро практически без ограничений.

Но сейчас НКЦ нельзя будет держать долларовые счета в американских банках, и потому быть таким «центральным посредником» для биржи он не сможет.

Поэтому останутся внебиржевые расчеты.

цитата

Из заявления ЦБ

«Для определения официальных курсов доллара США и евро к рублю Банк России будет использовать банковскую отчетность и сведения, поступающие от цифровых платформ внебиржевых торгов, в соответствии с Указанием Банка России от 03.10.2022 № 6290-У «О порядке установления и опубликования Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю».

При этом для частных покупателей, как уверяет ЦБ, ничего измениться не должно:

«Компании и граждане могут продолжать покупать и продавать доллары США и евро через российские банки. Все средства в долларах США и евро на счетах и вкладах граждан и компаний остаются сохранными. По вкладам и счетам граждан и организаций в долларах США и евро сохраняется прежний режим выдачи средств, установленный Банком России».

Правда, тут следует уточнить, что ввоз в Россию наличных долларов и евро запрещен США и ЕС уже более двух лет тому как. Тогда ЦБ РФ пришлось ввести ограничения: со счетов можно было снять не более $10 000 (остальное — рублями), а продажа наличной валюты была запрещена. Затем финансовый регулятор сделал поблажку, разрешив банкам продавать людям наличную валюту, которую банки ранее купили у других граждан. Каждые полгода ЦБ РФ продлевает действие этих ограничений.

«Китай на нашей стороне?» Нет

Но дальше — больше. Через несколько часов после сообщения о том, что «торги в прочих валютах будут продолжены», ЦБ заявил о приостановке торгов уже гонконгским долларом. Почему это важно? Потому что операции с платежной единицей Гонконга были одним из инструментов конвертации альтернативных валют развивающихся стран в доллары и евро.

Связано это может быть с неопределенностью позиции крупных китайских банков — в этой ситуации именно они будут решать судьбу биржевых торгов по юаню, на который так рассчитывала российская сторона.

Если китайские финансовые институты не захотят иметь дело с подсанкционной российской биржей, то единственным вариантом торговать юанями за рубли может стать «работа» через уполномоченные банки: ЦБ РФ продает юани одному из банков, который не находится под санкциями, по договорному курсу, а дальше торгует банк.

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Но повторим: в этой ситуации все будет зависеть от китайских банков, которые теперь смогут выдвинуть более выгодные для себя условия. Злые языки могли бы сказать, что, отстаивая финансовый суверенитет от доллара, Россия оказалась в гораздо более жесткой зависимости от Китая, и теперь параметры внешнеэкономической деятельности РФ будут определять китайские функционеры.

Впрочем, финансовый регулятор продолжает рассчитывать на юань.

Из заявления ЦБ

«В последние два года роль доллара США и евро на российском рынке последовательно снижалась. Это результат перенаправления торговых потоков на Восток и изменения валюты расчетов на рубли, юани и другие валюты дружественных стран. <…> Биржевой курс юань/рубль будет задавать траекторию и для других валютных пар, станет ориентиром для участников рынка».


реакция

На момент написания этого текста прошла информация, что российские филиалы китайских банков приостановили обработку расчетов в российско-китайской торговле в долларах и евро. Многие банки — Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, через которые часто оплачивались поставки товаров в РФ, — перестали проводить операции по обмену рубля на доллар и евро или предлагают невыгодные курсы.

В то же время рубль в четверг, 13 июня, подорожал во всех сегментах местного валютного рынка, и смог достичь пиковых значений.

В паре юань/рубль на Мосбирже была достигнута отметка 11,8430 рубля, на внебиржевом рынке доллар опускался к отметке 86,60, евро стоил дешевле — 93,20. К 13.15 МСК пара юань/рубль расчетами «завтра» котируется по 11,98, и рубль дорожает на 2%.

На внебиржевом рынке рубль сейчас котируется по 87,01 за доллар и 94,02 за евро. Для сравнения: последние торги Мосбиржи, во вторник 12 июня, завершились на отметках 89,10 и 95,62 соответственно.

Но это могло произойти, потому что запрет на биржевые торги долларом США и евро был способен спровоцировать продажу иностранной валюты за рубли.

Такое временное укрепление рубля, когда избыток валюты на российском рынке не мог найти себе «применение», мы наблюдали летом 2022 года. Однако в дальнейшем курс рубля снизился.

Что будет дальше. Все варианты

Оценки текущей ситуации для российской экономики со стороны экспертов можно условно разделить на две группы

Оптимисты — вариант «Все хорошо»

На курс рубля запрет биржевых торгов повлияет постольку-поскольку — ровно в той степени, в какой сделает рубль более волатильным, что повысит издержки риски для покупателей-импортеров и, соответственно, вынудит их закладывать эти риски в «рублевые цены» продаваемых в России товаров.

Но в России и так значительный объем сделок проходил на внебиржевом рынке, так что катастрофического падения курса рубля по отношению к доллару быть не должно. В первую неделю июня 2024 года внебиржевой оборот торгов валютой составлял, по данным ЦБ РФ, от 70 до 110 миллиардов рублей в день.

Читайте также

Нам рубли, а вам копейки

Нам рубли, а вам копейки

В чем суть «повышения» НДФЛ, которое подготовило правительство, кого это затронет и в каких масштабах

В то же время прекращение биржевых торгов снизит конкуренцию на рынке торговли валютами, позволит банкам расширить разницу в ценах покупки/продажи «против клиентов» — в первую очередь физических лиц и небольших компаний. Купить валюту людям можно будет «подороже», а вот продать «подешевле»

Кроме того, оптимисты говорят и о возможном росте внешней торговли РФ в рублях.

Возможно, будет создана какая-то альтернативная электронная площадка для торговли валютами — как в Иране,

где с 2018 года под контролем иранского ЦБ действует онлайн площадка NIMA, где импортеры и банки покупают валюту, которую продают экспортеры. Правда, в рамках NIMA действуют различные валютные курсы — один курс для тех, кто покупает валюту, необходимую для обеспечения критического импорта (этот курс субсидируется ЦБ Ирана), другой курс — при продаже валюты экспортерами, третий курс — при продаже наличной валюты. Последний курс наиболее близок к «рыночному» (такому, по которому валюту меняют «на улице»).

справка

О множественности курсов

Словосочетание «множественность курсов» несет в себе два разных значения.

Первое значение состоит в том, что без биржи теоретически может вырасти спрэд на рынке валюты.

Например, если истинный курс условно принять за «100 покупка» и «100 продажа», то «с биржей» сделки будут заключаться в диапазоне 98 покупка / 102 продажа, а «без биржи» в диапазоне 90 покупка / 110 продажа. Сделки будут совершаться по тем ценам, по которым раньше они не совершались бы. Будет «много курсов» в более широком диапазоне, по которым идет торговля.

Совсем другое значение — «множественность курсов», как в Советском Союзе (или в Иране,) — когда при одной торговой операции (покупка товара А) используется один курс, а при другой торговой операции (покупка товара Б) — другой.

Так что «множественность курсов» означает совершенно разные вещи. И первое значение, и второе — «плохо», но второе — значительно хуже. Потому что в этой ситуации потребительские товары будут продаваться людям по самому высокому курсу из возможных.

Пессимисты — вариант «Все плохо»

Да, теоретически расчеты по внешнеторговым контрактам можно проводить вне контура Мосбиржи через различные механизмы внебиржевого рынка. Но все будет зависеть от содержания самих контрактов. Крупные компании/банки, в первую очередь китайские, будут избегать подобных схем из-за риска вторичных санкций со стороны США.

С новыми ограничениями российский рубль окончательно перестанет быть конвертируемым,

поскольку объемы торгов в других валютах слишком малы, чтобы они полностью могли обеспечить потребности экономики РФ, а Китай не позволит использовать юань для обеспечения доступа российских компаний к доллару.

Дефицит долларов и евро, в свою очередь, может повлиять на способность исполнения внешних обязательств перед кредиторами и инвесторами. В настоящее время эти обязательства составляют порядка $200 млрд и практически полностью номинированы в валютах развитых стран.

Из-за невозможности оплачивать внешнеторговые операции в долларах и евро в перспективе ближайших шести месяцев существует риск сокращения экспорта и импорта в пределах 10–20%. Это может привести к дефициту критического импорта и затормозить инвестиционную активность предприятий.

Нет, ограничение доступа к доллару не обрушит одномоментно российскую экономику. Но издержки всех экспортно-импортных операций РФ существенно вырастут. Также значительно снизится интерес иностранных компаний к экономике РФ: если из страны невозможно вывести прибыль, зачем в нее инвестировать?

***

Истина, скорее всего, находится где-то посередине между оптимистической и пессимистической позициями.

Вариант «все сложно», но вы за все заплатите

Ключевой элемент, «краеугольный камень», обеспечивающий устойчивость РФ-экономики и позволяющий правительству проводить свою политику, — это профицит торгового баланса: превышение выручки от экспорта над расходами на импорт.

Пока валюты в РФ-экономику «вливается» больше, чем выливается, — у хозяев этой экономики будет возможность и поддерживать «критический импорт для обрабатывающей промышленности», и наполнять товарами «потребительскую витрину».

Новые ограничения в отношении операций с долларом могут сократить доходы от экспорта и увеличить издержки на импорт.

Возможное сокращение предложения валюты будет означать рост курса доллара. Это обернется ростом расходов импортеров, который «перейдет» в цены.

Если сроки проведения внешнеэкономических операций будут удлиняться — через существенные временные лаги в поставках и расчетах — это будет напрямую влиять на цену товаров.

Возможный дефицит импорта также повлияет на рост цен — сначала подорожают товары, привезенные из-за границы, а потом подтянутся вверх цены и на товары «сделанные в России».

Что же касается возможности перехода во внешней торговле на рубли, то круг желающих принимать рубли сравнительно узок — это страны СНГ, Китай, частично Индия, Иран, некоторые страны Африки и Латинской Америки (по последним ничтожный торговый оборот). Да, китайская экономика огромна, но китайским компаниям рубли нужны в ограниченном объеме.

Изучение опыта обхода блокирующих санкций финансовыми институтами Ирана настраивает скорее на пессимистический лад —

да, будут задействованы бартерные сделки, да, возникнут новые теневые финансовые схемы, но в любом случае замедление товарооборота на первом этапе обернется ростом издержек бизнеса, а на втором — сокращением реальных доходов людей, большая часть которых будет оплачивать политику правительства за счет роста цен или снижения качества своего потребления (а по-другому не бывает).

Правда, Центральный банк РФ настаивает на том, что никаких «множественных валютных курсов» не будет. Но соблазн пролоббировать такое решение у покупателей «критического импорта для промышленности» (того же ВПК) очень высок. В том же Иране покупатели валюты по льготному курсу зарабатывают порядка 5 млрд долларов в год, перепродавая доллары и евро тем, у кого нет «особого доступа» к валютному рынку. В России такие прибыли могут быть намного выше.

Впрочем, что далеко ходить в Иран — большой опыт внешней торговли при курсе своей валюты, не соответствующем рыночному, а определявшемуся в административном порядке, накопил СССР. При завышенном «официальном» курсе рубля получалось так, что советские потребители, покупая импортные товары, продававшиеся в Союзе в десятки раз дороже, чем они стоили на Западе, субсидировали советских экспортеров. Но это уже другая история.

P. S.

Впрочем, по поводу всех валютно-финансовых потрясений в РФ есть универсальный ответ (в советском анекдоте, естественно)

Нас спрашивают: будут ли деньги при коммунизме?

Отвечаем: в Китае догматики считают, что не будут. В Югославии ревизионисты считают, что будут.

В Москве подходят к этому вопросу диалектически — у кого будут, у кого — нет!

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow