КомментарийЭкономика

Тайны налоговой реформы

Какие подводные камни скрываются за бурным обсуждением «справедливой прогрессивной шкалы». И кто пострадает

Тайны налоговой реформы

Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Если повышение налогов на «доходы» (на самом деле на «зарплаты») — тот самый НДФЛ с новой «прогрессивной шкалой» — оказалось ниже ожидаемого, то с налогами на бизнес все получилось иначе. И это дает возможность увидеть действительный замысел правительства с его налоговой реформой. В ходе которой никакой «справедливости» не добавится, пострадает прежде всего малый бизнес, зато правительство сможет скорректировать денежные потоки и получит деньги, которые будет давать тем, кто производит вовсе не торты с трусами.

Железо и химия

  • «Налог на прибыль» должен быть повышен с 20 до 25%.

Повышение налога на прибыль позволит с 1 января 2025 года отказаться от использования оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины, которые увеличивают потребность бизнеса в оборотном капитале и не учитывают его финансовый результат, отмечает Минфин: «Повышение ставки налога на прибыль организаций будет более справедливой фискальной альтернативой курсовым экспортным пошлинам».

При этом по налогу на прибыль предлагается повысить только федеральную часть ставки, платежи по которой идут в федеральный бюджет. Сейчас она составляет 3%. Учитывая, что ставку по налогу планируют поднять с 20 до 25%, федеральная часть вырастет до 8%, а региональная так и останется на уровне 17%.

  • Рента

Пакет налоговых изменений предусматривает и увеличение рентной нагрузки для ряда сырьевых отраслей.

«На высокодоходные отрасли должны распространяться сопоставимые налоговые условия, особенно когда речь идет о природной ренте <…> Проведенный Минфином за 2021‒2023 гг. анализ выявил ряд отраслей, в основном сырьевых, где достигнутые уровни операционной рентабельности бизнеса существенно превышают средние по экономике 10‒12% (в два и более раза). При этом уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5‒6% от выручки. Это явные признаки того, что в отрасли имеется экономическая рента, которую нужно разделить с государством», — говорится в материалах Минфина.

Производство аммиака, азотных и сложных минеральных удобрений. Фото: Эрик Романенко / ТАСС

Производство аммиака, азотных и сложных минеральных удобрений. Фото: Эрик Романенко / ТАСС

Речь идет о производстве минеральных удобрений и добыче железной руды. Поэтому:

  • «налог на добычу полезных ископаемых» (НДПИ) горно-металлургического комплекса на добычу железа и руд увеличивается в 1,15 раза;
  • НДПИ для предприятий агрохимического комплекса увеличивается в 2,3 раза, для отрасли производства калийных удобрений, фосфорных удобрений — в 2 раза;
  • для производителей азотных удобрений предлагается ввести акциз на приобретение газа в размере 1200 руб./1 тыс. куб. м.

Уровень рентной налоговой нагрузки для производителей удобрений может вырасти до 13‒15% от выручки (в настоящий момент 5‒7%).

«Малые» будут платить «по большому»

Наиболее серьезно налоговая нагрузка возрастает для малого бизнеса. В рамках пакета налоговых изменений Минфин также предложил корректировку режима упрощенной системы налогообложения (УСН).

Концепция ведомства предусматривает, что НДС начнет платить часть применяющих УСН компаний — численно не значительная, но генерирующая почти половину суммарной выручки в этом режиме. В основном это предприятия, занятые в розничной и оптовой торговле, общепите, аренде недвижимости.

«Для дальнейшего развития малого бизнеса предлагается поэтапное увеличение порога для применения УСН. Такой подход позволит малому бизнесу плавно встраиваться в общую систему налогообложения, масштабируя свои предприятия, и при этом направлен на пресечение схем дробления бизнеса», 

— говорится в материалах Минфина к налоговому пакету.

Ведомство предлагает увеличение порогов УСН «по доходам» до 450 млн руб. (на 2024 г. планка составляет около 265 млн руб.) и «основным средствам» до 200 млн руб., с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн руб.

Бизнесу будет предоставлена альтернатива по выплате НДС на его выбор: либо общий режим со ставкой 20% (10% для определенной категории товаров) и всеми вычетами, либо 5%-ный НДС без права на вычеты при выручке 60‒250 млн руб. и 7% при выручке 250‒450 млн руб.

По подсчетам Минфина, сейчас 96,8% предпринимателей на УСН имеют выручку до 60 млн руб., при этом на остальных 3,2% приходится 46% доходов УСН.

«Основную долю среди них составляют налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области розничной и оптовой торговли, операций с недвижимостью и общественного питания, то есть непроизводственные предприятия», — отмечает Минфин.

Рост налогов Минфин предполагает компенсировать вычетами и возвратами. Предполагается использование налогового вычета для компаний, реализующих крупные инвестпроекты и/или доля инвестиций которых находится на высоком уровне относительно выручки.

Цена вопроса

Как налоговая инициатива повлияет на бюджет? По оценкам Минфина, чистый эффект в 2025 году составит около 2,5‒2,6 трлн руб., которые складываются в следующей пропорции:

  • налог на прибыль — 1,6 трлн руб.;
  • НДФЛ — 533 млрд (за прошлый год сборы составили 159,5 млрд на доходы свыше 5 млн руб. по ставке 15%);
  • УСН — чистыми около 350 млрд, которые формируются из доходов в 473 млрд в федеральный бюджет, 258 млрд в региональный бюджет минус недополученные 324 млрд руб. по УСН и еще минус 58 млрд руб. по налогу на имущество из-за расширения диапазона доходов по включению бизнеса в УСН. Недополученные доходы компенсируются из федерального бюджета.

Для бизнеса эффект выглядит негативным, в особенности для малого бизнеса — речь идет о чистом изъятии у бизнеса минимум 2 трлн руб. в год.

Для населения с точки зрения потребительской активности особого эффекта ждать не следует, т.к. повышение налогов коснется порядка 5% налогоплательщиков. Но и «изъятие» 2‒3 процентных пунктов дополнительных доходов у «условно богатых» едва ли окажет влияние на потребительские расходы из-за существенной нормы сбережений.

Конечно же, рост налогов может быть (и будет, чего там) переложен с бизнеса на население в рамках компенсации убытков.

Кроме того, как отмечает ряд экспертов, рост налогов может спровоцировать реализацию механизмов ухода от налогов, усиление оттока капитала (ну это прогнозировать легко).

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Суть вопроса

Макроэкономический эффект реформы просчитать сейчас сложно, поскольку неизвестна конфигурация вычетов и льгот — кому и в каком объеме. Понятно, что основная задача Минфина заключается в попытке сохранить инвестиционные расходы и инновационную активность бизнеса, в котором заинтересовано правительство, с одновременным изъятием «сверхдоходов» у остального бизнеса. Но почему правительство схватилось за налоговую реформу именно сейчас? А вот это интересно.

Для того чтобы иметь возможность проводить свою политику, правительству нужны деньги. Получить оно их может двумя способами — либо собрать налоги, либо взять в долг. Два года назад правительство, как ему казалось, нашло волшебный ключик для финансирования растущих расходов экономики — пусть бюджет увеличивает расходы только на то, что критически важно («расходы на выполнение задач»), а вся остальная «гражданская часть» экономической деятельности финансируется за счет расширения банковского кредита (печатания денег, если хотите).

Это очень важный момент — здесь не правительство напрямую прибегает к займам для финансирования своей деятельности, а именно люди и предприятия «берут в долг», чтобы иметь возможность:

  • компенсировать издержки от правительственной политики;
  • воспользоваться возможностями, которые эта политика предоставила.

Отсюда и цифры экономического роста, которыми правительство так гордится.

Но в чем проблема «увеличения объемов выпуска» (то, что у нас называют «рост ВВП») через «накачку экономики деньгами»? Увеличением совокупного спроса.

«Увеличение совокупного спроса» через расширение денежного предложения — это допинг для «роста выпуска», который имеет много побочных последствий для экономики.

Узкие места здесь следующие:

Во-первых, возможности для быстрого увеличения выпуска всегда (всегда!) ограничены существующей структурой экономики (отсюда, кстати, заявление о необходимости «структурной трансформации экономики РФ», которое было озвучено финансовым регулятором в апреле 2022 года).

Это похоже на поднятие тяжестей — допустим, вы можете «на своих мышцах» выжать штангу весом в 50 кг, скрипя зубами — 60 кг, но «выжать сотку» просто так не получится, хоть сотри зубы в порошок — надо тренироваться и «наращивать мышечную массу» (ну и совершенствовать «технику жима»).

Так же и в экономике — в случае увеличения спроса, уже существующие предприятия могут увеличить выпуск:

  • загрузив «свободные» производственные мощности и
  • наняв дополнительных работников.

Но когда возможности использования труда и капитала исчерпаны — производство замедляется, а рост цены начинает ускоряться.

И тогда нужны инвестиции.

Но потенциальный инвестор, кто бы он ни был, в этой ситуации начинает смотреть — а можно ли вкладывать деньги в экономику с высокой степенью нестабильности, определяемой ростом цен?

В чем тут проблема — при высокой инфляции не просчитать, куда имеет смысл вкладываться и какие отрасли будут рентабельными «послезавтра». Черт знает, чем будут запасаться потребители в ситуации роста реальных зарплат? Может быть, это будут телевизоры, а может быть — квартиры или автомобили (пример условный)?

Читайте также

Сегодня на ужин ВВП

Сегодня на ужин ВВП

Экономисты прогнозируют рост российской экономики. Объясняем, почему то, что растет, может оказаться бессмысленным и никак не улучшит благосостояние россиян

Второе. В свою очередь, правительству в этой ситуации становится труднее балансировать бюджет — брать в долг становится трудно — для того чтобы остановить инфляцию, финансовый регулятор повышает ключевую ставку, и привлекать новые деньги под свои финансовые обязательства для правительства становится сложнее и дороже.

Поэтому правительство делает логичный (с его точки зрения) шаг — повышает налоги.

В первую очередь для потребительского сектора экономики (кто не выживет, ну и бог с ним, значит, плохой предприниматель, для «экономического прорыва» не годишься).

А еще — подсказывает предпринимателям, в какие отрасли им следует инвестировать, с помощью введения налоговых вычетов для инвестирующих компаний на фоне роста заработных плат. С точки зрения экономической теории это — изменение относительной цены труда к капиталу в пользу капитала. Можно сказать, что это стимул к развитию «капиталоинтенсивных» способов производства, вместо «трудоинтенсивных».

Это не очень хорошо для потребительского сектора экономики, и может тормознуть рост реальных зарплат. Но это именно то, чего хочет правительство.

С его точки зрения,

сильно сократить потребление людей за счет налогообложения все равно не получится (брать-то особо нечего), «нормировать потребление» напрямую — правительство тоже не хочет. Поэтому такая налоговая реформа — совершенно логична.

Читайте также

Нам рубли, а вам копейки

Нам рубли, а вам копейки

В чем суть «повышения» НДФЛ, которое подготовило правительство, кого это затронет и в каких масштабах

Дело не столько в увеличении сборов в бюджет, а именно в последовательном развитии «промышленного комплекса, обеспечивающего «выполнение текущих задач», для которого нужны и «деньги», и «ресурсы».

Деньги даст правительство (соберет налоги, и даст). А ресурсы, спрос на которые со стороны потребительской экономики должен будет снизиться, — тот же условный ВПК сможет купить.

А как же граждане и заявленная «справедливость»? Да никак. Не о том речь.

P. S.

Всегда готов

Среди «налоговых плюшек» реформой предусмотрен и вычет за сдачу норм ГТО. Физические лица, находящиеся в хорошей физической форме, смогут получить целых 65 рублей в месяц, это максимальная сумма для вычета такого типа (500 рублей ежемесячно, из которых можно вернуть 13%.)

Чтобы получить 65 рублей в месяц, придётся каждый год приходить на диспансеризацию и подтверждать нормативы ГТО. При этом стоимость обязательной справки для сдачи ГТО составляет 680 рублей.

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow