КомментарийЭкономика

Во всем новости виноваты, а живем — хорошо

Кому теперь можно говорить о росте цен, а кому нельзя и почему. Посмотри на ценники и на официальные прогнозы

Во всем новости виноваты, а живем — хорошо

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Осторожнее в выражениях!

Федеральная антимонопольная служба за неделю направила сразу два предупреждения о недопустимости рассуждений экспертов на тему роста цен. Одно касалось заявления с прогнозом роста цен на стройматериалы, которое 13 мая 2024 года процитировали ряд СМИ. Служба отмечает, что подобные заявления могут быть восприняты как побуждение к действию по повышению цен хозяйствующими субъектами, реализующими стройматериалы.

«В соответствии с антимонопольным законодательством, ФАС России выдала ему предостережение, поскольку подобные заявления могут привести в последующем к нарушению закона о защите конкуренции и спровоцировать необоснованный рост цен», — сказали в ФАС. (ТАСС)

После стройматериалов наступила очередь еды.

«ФАС выдала предостережение в связи с публичным заявлением о росте цен на продукты питания. 20 мая 2024 г. СМИ процитировали заявление с прогнозом роста цен на «самые ходовые и дешевые продукты», — говорится в заявлении службы, с которым ознакомились «Ведомости». В ФАС пояснили, что заявления о предполагаемом росте цен «могут (…) спровоцировать ажиотажный спрос со стороны потребителей».

А что, заявления экспертов действительно могут качнуть цены вверх? И правда ли, что «плохие новости» могут повилять на инфляционные ожидания и потребительское поведение людей?

Конечно, одного экспертного мнения для этого будет мало, но вот если вокруг таких заявлений поднимается шум, то да.

По этому поводу есть исследование экономистов ЦБ РФ Алины Евстигнеевой и Даниила Карпова, которое так и называется «Влияние негативных новостей на восприятие инфляции населением», опубликованное в феврале 2023 года.

Исследователи изучили почти восемь миллионов новостей из 28 ключевых российских СМИ за период с января 2014 по август 2022 года и составили список из 10 тем с вероятностным распределением слов внутри каждой из них:

  • бедность,
  • инфляция,
  • продовольственные проблемы,
  • закредитованность,
  • экономический кризис,
  • геополитика,
  • курс рубля,
  • пандемия COVID-19,
  • внутренняя нестабильность,
  • безработица.

После чего эксперты финансового регулятора оценили частоту появления каждой темы в российских новостях, получив временные ряды.

После этого «наложили» новостные паттерны на инфляционные ожидания населения (данные об инфляционных ожиданиях для ЦБ РФ ежемесячно собирает ФОМ). И выяснилось, что наиболее отчетливо динамика инфляционных ожиданий коррелирует с динамикой новостей на темы «инфляции», «экономического кризиса», «курса рубля», «геополитики». Причем

отношение человека к новостям зависит от того, есть ли у него лишние деньги или нет. «Респонденты без сбережений» в своих ожиданиях инфляции склонны обращать большее внимание на новости о геополитике и уровне бедности. А для группы «респондентов со сбережениями» в среднем более значимым фактором выступает курсовая динамика рубля.

«Выводы исследования говорят о том, что негативные новости могут иметь доминирующее влияние на восприятие людьми инфляции и их инфляционные ожидания. Прежде всего — это новости о собственно инфляции и отдельных ценах, курсовой динамике и экономической ситуации в целом», — пишут экономисты ЦБ РФ.

(Правда, неясно, как люди реагируют на «хорошие новости», но это уже не так важно, поскольку извечная дилемма деревьев и ветра приобрела уже вид рестрикций.)

Фото: Виктор Коротев / Коммерсантъ

Фото: Виктор Коротев / Коммерсантъ

Официально и нет

Другой вопрос: инфляция официальная и неофициальная, в чем разница? Ну, допустим, эксперты станут осторожнее в своих оценках инфляции, а что по этому поводу думают официальные ведомства?

Наиболее авторитетное из них (в смысле оценок роста цен) — Департамент денежно-кредитной политики ЦБ РФ — публикует комментарий «Динамика потребительских цен. № 4 (100) Апрель», где прямо говорится, что «в апреле 2024 года текущий рост потребительских цен возрос после значительного замедления в марте».

С поправкой на сезонность в годовом выражении месячный прирост цен увеличился до 5,8%. Годовая инфляция возросла до 7,84% (в марте — 7,72%), текущий темп роста цен опережал наблюдаемый в апреле 2023 года.

«Несмотря на замедление в апреле по сравнению с осенними месяцами прошлого года, темпы роста цен остаются стабильно высокими по широкому кругу товаров и услуг. ….Основной проинфляционный фактор — высокий внутренний спрос, который продолжает опережать возможности расширения предложения».

Новейшие (от 22 мая) данные Росстата тоже указывают на растущие цены . С 14 по 20 мая Индекс потребительских цен вырос на 0,11% (неделей ранее было 0,17%), с начала мая цены выросли на 0,38%.

С начала года свекла подорожала в среднем на 72,6%, капуста — на 46,7%, морковь — на 46,7%, картофель — на 27,5% и лук — на 23%. Правда, огурцы с начала года подешевели почти на 30%

Но это «официальные оценки инфляции».

А что говорят неофициальные?

Например, аналитическое агентство РОМИР сообщает, что по итогам прошедшего апреля Индекс Дефлятор получил значение в 216,4%, прибавив за месяц 0,6%. Относительно апреля прошлого года Дефлятор вырос на 17,9%. Накопленная личная инфляция с начала года, согласно расчетам Индекса, составляет 5,2%.

Читайте также

«Революция зарплат» откладывается

«Революция зарплат» откладывается

В российской экономике вакансий больше, чем желающих работать. Что же мешает их заполнить?

Справка «Новой»

Индекс-Дефлятор от РОМИР отражает изменения общего уровня цен на товары повседневного спроса (FMCG) за определенный период. На основе Единой панели данных проводится анализ информации о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому Дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.

Что же касается оценки уровня инфляции, по сравнению с прошлым годом, то РОМИР отмечает, что, что на неделе с 12 по 19 мая 2024 года среднестатистическая семья в среднем потратила на продукты питания и товары повседневного спроса 8005 руб. Относительно аналогичной недели прошлого года объем недельных расходов вырос на 1895 руб., или на 31%.

Так каков же все-таки у нас уровень инфляции? Ну, каждый может оценить его сам.

Плата за «рост»

Но проблема потребительского рынка в РФ не столько в инфляции, сколько в процессе плавной «подмены» «старого» потребительского рынка «новым» и его постепенной деградации.

Какая разница, какие цены на какие товары и каким образом считает статистика, если качество и ассортимент потребительских товаров устойчиво снижается?

Самый наглядный пример тут — автомобили. Что, кто-то всерьез верит, что «средний потребитель», имея возможность выбора между «немецкой» машиной (пусть и собранной в РФ) и «китайской» машиной, продаваемой по одной и той же цене, — выберет «китайскую»? Да, при наличии денег дефицита автомобилей нет — на улицах как были пробки, так и остались, но вы всерьез думаете, что «качество» российского потребительского автопарка выросло?

Почему правительство, которое реально много лет билось за «обеление импорта», разрешило ввозить ширпотреб хоть по серым схемам, хоть по черным — потому что прекрасно понимало: если опустеют торговые центры, главные избиратели поймут, что что-то идет не так.

Рост реальных доходов и реального потребления — это когда человек работает столько же, сколько и работал, а покупать товаров стал больше, или товары стали более высокого качества.

Фото: Александр Подгарчук / Коммерсантъ

Фото: Александр Подгарчук / Коммерсантъ

И еще: уровень потребления и качество жизни растут, когда в семейном бюджете сокращается доля расходов на продукты питания, чего и Росстат не наблюдает: как составляла эта доля от тридцати до сорока процентов, в зависимости от уровня доходов, так и составляет.

«Структурная трансформация экономки» — это ведь еще и про серьезное искажение рыночных сигналов. Что, кто-то в самом деле думает, что рост спроса «на краснодарские курорты» связан с повышением их качества, а не с тем, что «некуда стало ехать»? «Стандартная квартира», которая раньше стоила «три годовых семейных дохода», а стала стоить «пять» — кто скажет, что это рост «доступности жилья»? Замена «европейских брендов» на «азиатские» — это и правда был сознательный выбор потребителей из-за «цены/качества»? Рост популярности магазинов формата «жесткий дискаунтер» — это, что ли, свидетельство роста и повышения качества потребления?

Нет, кто-то получает денег гораздо больше, чем раньше — но значит ли это, что все мы стали лучше жить?

Так что оценка положения дел в экономике зависит от приоритетов: кто-то смотрит на «рост цен» и на состояние потребительского рынка, кто-то — на «рост выпуска» и «прирост ВВП».

Но в любом случае в нашей ситуации и «рост выпуска», и «прирост» ВВП» оплачиваются людьми —

  • через рост цен
  • и через деградацию потребительского рынка. То есть в условиях нехватки капитала «производство» растет за счет снижения «потребления».

Ждать ли нам дальнейшего роста цен?

С инфляцией в РФ еще вот какое дело. Экономист Ульрика Мальмендир (Калифорнийский университет) много лет изучала, как опыт финансовых кризисов влияет на поведение людей, и пришла к выводу, что опыт пережитого кризиса сохраняется на десятилетия.

Экономист Ульрика Мальмендир. Фото: соцсети

Экономист Ульрика Мальмендир. Фото: соцсети

Немцы, пережившие гиперинфляцию в 1920-е, всю жизнь боялись роста цен; американцы, видевшие Великую депрессию, и то, как акции превращались в ничто, точно так же всю жизнь боялись вкладывать в фондовый рынок.

И еще: Мальмендир выяснила, что личный опыт переживания кризиса влиял даже на таких людей, как члены совета директоров Федеральной резервной системы США (ФРС) — те из них, кто в юности/на старте карьеры (школа/универ/первая работа) повидал безработицу, предпочитали голосовать за низкие ставки, те, кто в аналогичной ситуации столкнулся с инфляцией, — голосовали за высокую.

Что можно сказать в этой ситуации о гражданах РФ старше сорока?

  1. Они (или их родители) повидали инфляцию начала девяностых, и эту память из людей не выбить — там четкая связка: если товары появились (после дефицита) — значит, они будут дорожать. И если у тебя есть возможность хоть как-то повысить цены — повышай.
  2. С рублем может случиться все что угодно. Вообще все. Все, что может прийти в голову начальству. Могут приказать сдавать купюры, могут приказать «перейти на цифру», и самое главное — у людей есть понимание, что никак на это повлиять не получится. Поэтому рубли, конечно, хорошие деньги — но это не та штука, которая сохранит ценность на протяжении длительного времени.
  3. Люди старшего поколения боятся дефицита. Они помнят, как это было: деньги вроде и есть, а купить на них нечего.

Читайте также

Те же самые, только еще роднее

Те же самые, только еще роднее

Новое правительство продолжит преобразовывать «российские ресурсы» в фундамент стабильности семей старой и доверенной элиты: взгляд экономиста

Что можно сказать о тех, чьи решения определяют экономический курс РФ?

  1. Они тоже пережили инфляцию, не любят ее и опасаются (цены дело такое, приказом их не остановишь).
  2. Они пришли к власти на волне экономического кризиса 98-го года, поэтому боятся бюджетного дефицита, государственного долга — и вообще ситуации, когда вдруг пустеют полки магазинов, потому что это четкий сигнал для остального населения — руководители у них хреновые. А вот если товары есть, хотя бы и по высоким ценам, то всегда можно сказать: это ты не умеешь заработать (ну, как Медведев ответил в Дагестане занятым в образовательной сфере). А вот если товаров нет — значит, с системой что-то не так.
  3. Их буквально разрывает такая ситуация: чтобы полки магазинов были полны, нужен импорт, импорт — это валютная выручка. Чем выше курс валюты, тем выше цены, что не нравится главной группе поддержки власти — пенсионеркам, бюджетницам и получательницам пособий. ОК, давайте давить на курс? Давим на курс, группа поддержки власти довольна, но валюта тут же уходит на покупку ширпотреба — вместо того, чтобы использоваться для «выполнения задач».

И вот все эти факторы давят на цены гораздо сильнее, чем это могут сделать любые новости о положении дел в экономике.

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow