Здесь нет больницы, поликлиники и даже морга, здесь закрыли одну из двух школ, нет работы, а дорогу в середине мая так замела метель, что пришлось в очередной раз перекрывать движение на несколько часов. Ничего из перечисленного — ни новой школы, ни больницы, ни стабильного и безопасного сообщения с областным центром — здесь в ближайшие десятилетия не будет. Зато будет… острог. Североморская епархия мурманской митрополии РПЦ решила осчастливить селян новинкой — построить им «деревянный кремль».
Об этом в интервью мурманскому информагентству сообщил секретарь епархиального управления протоиерей Александр Козачук. Батюшка рассуждает: «Острог был бы здесь логичен как строение, характерное для Руси XVI–XVII веков. И в Териберке раньше был острог — острожек, как его называли. Здесь можно разместить множество интересных вещей». Острожек — это прелестно, только никаких крепостей, ни деревянных, ни каменных, в Териберке не бывало. Саамский погост — был, пока в колхоз не загнали. Стоянка древнего человека — тоже была, закатали бульдозерами, когда строили дорогу к так и не возведенному заводу «Газпрома».
Реконструкция «не-бывшего» становится отличительной чертой местного свящества. Лишь недавно мы рассказывали, что мурманский митрополит Митрофан Баданин строит «храм-памятник погибшим в Первой мировой», который, как он ранее уверял, якобы собирался строить еще Николай II. Попробуйте найти исторический документ, который подтвердил бы слова Баданина: «Священный Синод объявил всем верующим, что мы приступаем к строительству храма-памятника, который будет посвящен всем погибшим в Первую мировую войну».
Вот и в Териберке реконструируют мнимую действительность. И даже не очень этого стесняются.
Например, говоря о состоянии аварийного действующего храма в Лодейном (это новая часть Териберки), Козачук невозмутимо сообщает: «Мы собираемся построить в Лодейном храм Ильинский в его историческом виде, но не на историческом месте». Действительно, чего ему стоять между жилыми домиками, сюда и не всякий турист зайдет.
Визуализация проекта «Православная Териберка», разработанного епархией, ужасает. Удивительная, ни на что не похожая природа, ради которой и ездят сюда толпы, — нет, не закатана в асфальт — заложена мостками. Мостовые, стены, башни — где все это батюшки собираются размещать, даже не совсем понятно: столько места в селе просто нет. Чтобы соорудить все задуманное, нужно просто снести все остатки рыбацких домиков, уничтожить кладбище кораблей — и буквально стереть память о старой Териберке.
Замечательно и то, что сама концепция антиисторична не только архитектурно, но и противоречит самому образу жизни этого места.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
До советской власти жили здесь, кроме язычников-саамов, рыбаки-поморы, самые свободные люди Российской Империи. Они вольно торговали с Норвегией, ходили из своего фиорда в норвежские на карбасах и даже говорили на смеси двух языков, которая звалась «руссенорск». Эта открытость Западу, конечно, теперь подлежит забвению: и вот вместо рыбацких изб тут хотят построить крепость, ощетинившийся копьями острог. Да не было здесь сроду гарнизона, не строили поморы крепостей (даже двери не запирали), не воевали с соседями!
Проект «Православная Териберка». Фото: соцсети
Подделке нужно придать вид подлинника, а нечем. И вот епархиальный секретарь просит жителей идею «поддержать артефактами»: наполнить музей «не-бывшего» подлинными экспонатами, приметами поморского быта. Только зачем? Краеведческий музей в селе как раз есть, и люди действительно несут туда приметы старины, семейные реликвии, элементы не только поморского, но и саамского, и советского быта.
Помимо двух церквей концепция епархии включает «музей под открытым небом в виде острога, создание паломнического маршрута, сооружений в аутентичном поморском стиле, размещение скульптуры преподобного Варлаама Керетского на острове Крылатый, возведение строений и домиков для паломников и туристов».
Не знаю, что отцы хотят соорудить в «аутентичном поморском стиле», зато хорошо понимаю, при чем тут «строения для туристов». Териберка — золотая земля, одно из самых известных в России сел, десятки тысыч туристов в год, здесь даже квартиры стоят дороже мурманских: двухкомнатная хрущевка не меньше 4,5 млн. Потому что именно сюда идет основной турпоток. Жилье покупается под сдачу, домики строятся под нее же, рестораны, кафе, коттеджи и туалет — все в селе строится только для приезжих. Вот и церковь не отстает. Трудно себе представить оборот такого храмово-туристического комплекса, да и невозможно: финансовой отчетности РПЦ не подает, от налогов освобождена.
Открытая для мира Звягинцевым земля Левиафана давно стала суперпопулярной точкой российского внутреннего туризма. Ночь в гостинице стоит 8–10 тысяч рублей. Обед в ресторане — 1,5–3 тысячи.
По версии епархии, проект «воссоздаст облик поселения, который был близок его жителям и гостям в XIX–XX веках».
Чудная формулировка: «был близок». То есть на достоверность никто не претендует, без обмана.
Следующий тезис Козачука оставлю без комментариев, сохранив неологизм: «Основная цель концепции — возрождение, придача архитектурного облика Териберке как православному поморскому поселку».
Примечательно, что одновременно в селе собираются реализовать конкурирующий проект: на выставке «АРХ МОСКВА» был представлен проект териберского храма из стекла и дерева — по мотивам сгоревшей карельской церкви. От него епархия открестилась, посетовав, что авторы с нею «даже не посоветовались»!
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68