Чтобы понять, что сейчас происходит в Грузии, надо находиться в гуще событий, но текст только что принятого закона «О прозрачности иностранного влияния» на русском языке я нашел, и он отнюдь не является калькой с российского законодательства об «иностранных агентах». Это надо понимать, чтобы не вестись ни на официальную, ни на оппозиционную пропаганду.
В грузинском законе отсутствует сам термин «иностранный агент», который не только в РФ, но и в любой из бывших советских республик имеет отрицательную коннотацию. В русском переводе речь идет об «организациях, проводящих интересы иностранной силы», что соответствует «иностранному влиянию» в российском аналоге (255-ФЗ от 14.07.2022),
но здесь нет лукавого указания на «политическую деятельность», которую в России для его репрессивного использования Минюст трактует максимально расширительно и произвольно.
Под «организациями, проводящими интересы иностранной силы» грузинский закон понимает любое НКО, но только НКО, а также «вещателей» и юридические лица, владеющие печатными СМИ и интернет-доменами. В таком виде закон не может быть распространен на физических лиц, число которых в списках российского Минюста приближается к двумстам и регулярно пополняется.
Регистрации в качестве «организаций, проводящих интересы иностранной силы» в Грузии будут подлежать любые НКО, которые в течение года получили более двадцати процентов «некоммерческого дохода» в виде денежных или имущественных трансфертов из зарубежных источников, в том числе, несомненно, и из России. Вместе с тем в грузинском законе специально оговаривается, что в эти 20 процентов не входит коммерческий доход, полученный по договорам. Это крайне важно для «вещателей» и владельцев СМИ: для обязательной регистрации не будут учитываться, например, доходы от рекламы, тогда как в РФ, напротив, «организациям, находящимся под иностранным влиянием» полностью запрещено их получать с марта 2024 года.
В пояснительной записке, сопровождавшей проект, прямо указывалось: «Целью законопроекта является обеспечение прозрачности иностранного влияния… При этом важно, чтобы указанный законодательный акт служил только цели информирования и не ограничивал субъектов, зарегистрированных в качестве организаций, проводящих интересы иностранной силы, в осуществлении ими обычной деятельности». Если следовать тексту закона, он, действительно, не предусматривает для соответствующих НКО никаких обязательств, кроме регистрации, и никаких наказаний, кроме штрафов за уклонение от нее.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Напомним, что в РФ «иностранным агентам», в частности, запрещено:
- баллотироваться в представительные органы всех уровней (только что);
- занимать государственные должности, быть членом избирательных комиссий и участвовать в избирательных кампаниях;
- заниматься работой, требующей допуска к гостайне;
- участвовать в проведении антикоррупционной и экологической экспертиз;
- организовывать публичные мероприятия;
- заниматься педагогической деятельностью; участвовать в государственных закупках;
- получать государственную финансовую и иную имущественную поддержку;
- получать доходы от рекламы;
- пользоваться упрощенной системой налогообложения и др.
В грузинском законодательстве ничего этого нет — пока. Видимо, опасения гражданского общества, вылившиеся в массовые протесты в Тбилиси, связаны с тем, что Грузия может последовать курсом бывшего «старшего брата» и начать вводить аналогичные дискриминационные меры.
Судя по тому, как жестко эти протесты были подавлены полицией, такие опасения не беспочвенны. Но повторюсь, чтобы понять, насколько они обоснованны, надо находиться в Грузии, понимать тамошние расклады.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68