КомментарийОбщество

Донос — не вопрос

Социологи обнаружили: большинство в российском обществе все еще осуждает доносительство, но молодые — уже значительно меньше

Донос — не вопрос

Фото: URA.RU / TASS

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «ЛЕВАДА-ЦЕНТР» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «ЛЕВАДА-ЦЕНТРА».

Приходится слышать, что в последнее время стало больше доносов. Это хорошо или плохо? Как относиться к доносам и доносчикам?

Для кого-то ответ на этот вопрос прост и однозначен: доносы — отвратительная подлость, все доносчики — подлецы и мерзавцы.

Найдутся люди, которые скажут, что все зависит от конкретных обстоятельств. Иногда донос — это нравственно неприемлемое явление, но иногда это сообщение о нарушении закона, о совершенном или готовящемся преступлении, и тогда это морально оправданное и даже заслуживающее поощрения действие.

Есть, наконец, точка зрения, согласно которой любой донос — благое дело, люди должны следить друг за другом, чтобы в обществе был порядок.

Когда-то в советские (сталинские) времена людей призывали к бдительности, развешивали специальные почтовые ящики для «сообщений от граждан», помогающих выявить скрытых «врагов народа». Для инстанций, в которые направлялись эти сообщения от граждан («доносы»?), в какой-то момент стал вопрос: надо верить всем донесениям или только тем, которые подписаны? Это называлось вопросом об анонимках.

Общественное мнение было настроено против анонимщиков. Получалось так: если автор подписывается — значит, он готов отвечать за правдивость сообщаемых сведений или подозрений. И тогда это морально оправданное действие.

А без подписи это может быть клевета, ложное обвинение или вообще намеренное введение наших органов в заблуждение. Должностные инструкции не раз менялись — принимать к сведению анонимки или нет. Ведь может же быть так, что человек вынужден скрывать свое имя, но его сообщение позволит разоблачить скрытых же «врагов народа»…

Эпоха разоблачения культа личности и его последствий, массовые реабилитации безвинно репрессированных, в том числе по доносам, породила первую волну общественной дискуссии о доносах. Эпоха гласности, когда была создана новая общественная атмосфера, в которой анонимки и вообще доносы безусловно осуждались, — вторую.

Они обе вполне опирались на традиционную отечественную норму. На Руси существовало правило: доносчику — первый кнут, и, как говорят исторические источники, оно выполнялось. По доносу принимались меры, но и доносчика жестко наказывали, даже если донос не был ложным.

Вообще вопрос об отношении к доносу — это двойной вопрос о взаимоотношениях внутри сообщества обывателей (или граждан, если повезет) и о взаимоотношениях между этим сообществом и властью.

Фото: Илья Галахов / Коммерсантъ

Фото: Илья Галахов / Коммерсантъ

Норма «не доноси!» предполагает, что любые конфликты и проблемы взаимоотношений между членами коллектива могут и должны быть решены внутри этого коллектива, без привлечения внимания или каких-то сил извне.

Социология предлагает различать два вида социального контроля. Один — когда контроль за каждым осуществляют «все» (и это самоопределение коллектива). Другой — когда контроль осуществляют специализированные институты, опирающиеся на некие формальные (писаные) установления. Традиционное общество в большей степени полагается на первый вид, модерное — на второй.

Донос предполагает вынесение вовне вопроса о неких нарушениях внутри сообщества, апелляцию к институтам, стоящим над коллективом и наделенным правом применения насилия к его членам. Идея правового общества, торжества закона, правосудия для всех отменяет негативную моральную оценку доноса как предательства «своих». Если есть указание на нарушение неких норм закона, соответствующие органы проведут беспристрастное расследование, и далее беспристрастный суд вынесет справедливое решение, воздаст каждому по вине его. Общественно опасное явление будет ликвидировано ко благу общества.

А тот, кто обратил внимание инстанций на это нарушение или эту опасность, будет достоин по крайней мере общественного одобрения.

Читатель понимает, что мы реально существуем в системе, где продолжают действовать традиционные моральные нормы замкнутых коллективов, более того, часть из них распространяется вовне на все большое сообщество. Норма «своих не бросаем», как и вообще категория «своих», — из внутреннего понятийного обихода сплоченных групп. Но ее и ей подобные нормы нынешняя отечественная пропаганда пытается представить как норму всеобщую, когда «свои», «наши» — это вообще все, кто внутри наших границ.

При этом понятно, что ситуация с законом, органами, уполномоченными его применять, и их правоприменительной практикой далеки от идеальной ситуации правового общества, которая была бегло упомянута выше. Той ситуации, когда обращение в органы в случае ставшего кому-то известным нарушении закона — гражданский поступок.

Сегодня мы живем в таком спущенном сверху укладе, когда традиционные нормы, выработанные в устойчивых коллективах, оказались растянуты пропагандой на сообщества принципиально иной, большей размерности. А формальные институты, институты закона и права оказываются подчинены алгоритмам и нравам неформальных коллективов, где «своим» — все, а закон (точнее, его репрессивные средства) — «чужим», где кто «свои» и кто «чужие», решается, исходя из сообразности генеральной политической линии. Так донос снова становится доносом.

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

…И вот как это выглядит в зеркале соцопроса. «Левада-центр»* совместно с Лабораторией будущего «Новой газеты» провел опрос российского населения насчет отношения к доносам. Он показал, что в обществе господствует отрицательное, негативное отношение к доносам.

  • 38% россиян сообщили, что относятся к доносам «резко отрицательно» (с этих позиций, отметим, написан и данный текст).
  • Еще 35% предпочли ответ «отношусь к доносам отрицательно». Итого большинством в три четверти голосов российский социум поддержал норму негативного отношения к доносительству.
  • 17% выбрали ответ «отношусь к доносам равнодушно».
  • 4% заявили, что относятся к ним «одобрительно»,
  • а 1% — «весьма одобрительно».

То есть позитивное отношение к доносам — явно позиция маргинальная. А вот равнодушное отношение, т.е. игнорирование нормы, аномия, заслуживает особого внимания.

Детальный анализ показывает, что между социально-профессиональными группами существуют небольшие отличия во взглядах на это явление. Так, в массовых категориях — среди рабочих, в среде специалистов, а также среди предпринимателей — норма отрицательного отношения выражена весьма твердо: три четверти респондентов говорят об этом, причем внутри этого большинства, в свою очередь, больше половины заявляет о «резко отрицательном» отношении. Пенсионеры — вот кто, собственно, держатели этой нормы: среди них 80% относятся к доносам негативно и, что особо важно, лишь 10% — равнодушно. Это почти вдвое меньше, чем в среднем.

Среди руководящих работников также большинство выражает отрицательное отношение к доносам, но это большинство скромнее, чем у других категорий: не три четверти, а две трети. И сообщающих о «равнодушном» отношении к доносам побольше, чем в других общественных группах, — 25%.

Не говорит ли это о том, что в глазах бюрократии, в том числе высшей, донос — не такое уж большое зло, как о нем думают простые граждане?

Косвенным подтверждением служит то, что среди лояльных к верховной власти и одобряющих ее курс наблюдается меньше отрицательного отношения к доносам, а главное, почти вдвое больше равнодушного отношения, чем в среде тех, кто не одобряет деятельность руководства и курс страны.

Примерно о том же свидетельствуют похожие различия в позициях бедных и зажиточных. Те, кто нынче живет побогаче, они и к доносам терпимее. Таковы, в частности, обитатели столицы — главная бюрократия живет именно там. А люди попроще, живущие в средних и малых городах, как и деревенские жители, сохраняют более высокий уровень нетерпимости к доносам.

Но наиболее резкие различия в позициях по поводу доносов связаны, как показало исследование, с таким параметром, как возраст. Точнее, с принадлежностью к поколениям. 40 лет — это главная граница. Среди тех, кто старше сорока, восемь человек из десяти относятся к доносам отрицательно, а среди тех, кто моложе сорока, — только пять. И заявляющих о «равнодушном», т.е. терпимом отношении к доносам там вдвое-втрое больше.

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Особое внимание привлекает позиция самых молодых участников опроса. Это люди 18–24 лет, то есть те, вся жизнь которых прошла в нынешнюю, путинскую эпоху.

  • И в этой среде большинство (55%) согласны с тем, что доносы — отрицательное явление.
  • Но сильные чувства, резко отрицательное отношение там выражают на четверть реже, чем все, кто старше их (28%).
  • А о терпимости к доносам, об отношении «равнодушном» заявляют значимо больше — 37%, в полтора раза чаще, чем среди старшей молодежи, и втрое-вчетверо чаще, чем среди тех, кому более 40 лет.

Если же взять только ту часть молодежи, которая в данный момент учится, там толерантность к доносам еще выше. Отрицательное отношение не набирает и половины голосов, а равнодушное выражает более 40%.

Изложенные данные позволяют констатировать: в нашем обществе в настоящее время происходит интенсивная эрозия нормы на отрицательное отношение к доносительству. Носители нормы — старшее поколение — будут уходить с общественной сцены. А на нее будут приходить те, для кого донос — не такой уж большой грех.

Потребуются дополнительные исследования, чтобы выяснить причину этого изменения в отношении к доносам. Мы пока можем лишь предложить несколько (взаимоисключающих) вариантов объяснения таких перемен.

Версия 1.

Как мы мимоходом отмечали, в странах европейской культуры, правовых демократий является нормой внутри соседской или городской общины следить за тем, как ее членами соблюдаются законы и правила. Заметивший нарушение обязан сообщить в полицию или другие органы, которые будут принимать меры. Такое поведение считается правильным, поощряется и властями, и обществом. Можно выразить предположение, что этот тренд проникает и в нашу культуру. Известно, что молодые наиболее активно заимствуют элементы западного образа жизни. И вот среди какой-то части молодых нормой становится если не одобрять, то не порицать, например, информирование властей о неподобающем поведении кого-то из соседей.

Версия 2.

Поколение, выросшее в мирную часть путинской эпохи, не сталкивалось с массовым доносительством. Для них донос — нечто, известное лишь по пугающим рассказам бабушек. По их ощущениям, в наше время никаких доносов нет, а если и есть, то они не представляются чем-то опасным и ужасным.

Версия 3.

Гражданское созревание поколения, наиболее толерантного к доносам, прошло в атмосфере поздней путинской эпохи, после Крыма, после начала СВО. Сначала весело приняли игру в «вежливых зеленых человечков», в «их там нет»… Подоспели теории пост-пост-модерна и постправды, объясняющие, что правды нет и не бывает. А если так, то вся мораль поехала. Так что и донос не так уж аморален…

Читайте также

«Лень стучать, но время такое…» против «Не надо высовываться, и ОК»

«Лень стучать, но время такое…» против «Не надо высовываться, и ОК»

Молодежь, которая начала нормализовать доносы, отвечает на вопросы о будущем России: исследование «Новой газеты»

* Признан в России «иностранным агентом».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow