Очевидная черта бурного развития мировой отрасли информационных технологий за последние 30 лет — его вопиющая неравномерность. Монополии, захватившие сегодня все мировые рынки, относятся к США и Китаю. Небольшую часть рынка удалось занять российским компаниям (или компаниям с российскими корнями).
Но американские и китайские фирмы зародились и живут в принципиально отличной политической среде — в либеральной демократии и коммунистической диктатуре. Как это влияет на перспективы, успехи, развитие талантов? Там, где демократия США и Европы требует для внедрения IT длительной согласительной процедуры в парламентах, Китай и Россия легко «срезают углы», быстро принимая целые комплексы законов управляемыми законодательными органами. Дает ли это преимущество и есть ли вообще разница?
Я поговорил об этом с несколькими ведущими российскими специалистами в области интернет-технологий. Увы, по вполне понятным причинам люди, занимающие хорошие позиции на отечественном рынке, не готовы выступать под своими фамилиями. Поэтому приведу их обобщенную экспертную оценку.
Монополии в области IT возникли в США, Китае, сегодня это признанные лидеры в этой индустрии. Первыми стали американцы, и они поэтому получили огромные преимущества: чтобы догнать конкурента в поисковой системе, нужно лет 10–15. Тем не менее в России удалось встать на путь устойчивого развития и занять хотя бы небольшую долю рынка.
А вот в Европе мощные компании так и не выросли. Не совсем ясно, почему так произошло. Возможно, это и не связано с регуляторикой. Нужны традиции развития математики, национальной школы и соответствующие кадры.
Израиль — страна стартапов, где собрались очень талантливые организаторы и квалифицированные продавцы продуктов программирования. В России программисты скорее отличаются упорством — множество молодых ребят безвылазно сидят за компьютером и хотят чего-то добиться, создать что-то интересное и значительное. При этой очевидной страсти к познанию они совершенно не умеют продавать результаты своей работы.
«Боги программирования» чаще получаются именно из таких по-хорошему упертых ребят, и они встречаются повсюду. Индия сравнительно недавно вступила на эту площадку, но ситуация там осложняется тем, что самые умные и образованные граждане непрерывно уезжают в другие страны, прежде всего — в США и Англию. Недаром основные языки программирования и операционные системы создаются в США, которые работают в отношении одаренных программистов со всего света буквально как пылесос.
Лидерами Европы можно назвать Германию и Нидерланды, но в целом в Старом Свете мало внимания уделяется изучению математики в школах. Больше инноваций и достижений рождается там, где выше средний уровень изучения математических наук именно в школах.
Специалистам очевидно, что давние национальные традиции в математике неожиданно сыграли большую роль в странах, казалось бы, безнадежно отставших на старте в начале 90-х годов — Индии и Китае.
Фото: AP / TASS
Пример Китая очень вдохновлял и наших программистов: там множество инноваций и очень сильных решений. Многие российские специалисты ездили туда изучать достижения местных монополий в финтехе и торговле. Есть известные российские проекты, которые развиваются под влиянием китайского примера. Но надо учитывать, что эти достижения стали возможны вне конкуренции с Google: в Китае не работает американский поиск, YouTube и множество других сервисов. То есть коммунистическая партия, контролирующая всю жизнь в стране, обеспечила своим программистам и бизнесу комфортные условия для самостоятельного развития.
До тех пор пока китайские специалисты и бизнес в этой области не создают альтернативных масс-медиа, беспокоящих власть, и прочих сервисов вне контроля, им создана абсолютная свобода творчества.
Но если мы углубимся в детали регулирования отрасли в США, придется признать, что то же самое надо сказать и об отношениях с властью Google и Facebook* — они работают на весьма жестко контролируемом рынке. Нигде государство не любит, когда кто-то начинает выполнять его функции лучше, чем оно само.
Попытки игнорировать власть в области IT заканчиваются плачевно для всех. Многочисленные законы, регулирующие развитие этой сферы в той или иной стране (в первую очередь — в медиа и финтехе) не слишком связаны с политическим строем — проблемы у всех общие. Например, среди специалистов существует устойчивое мнение о монстре европейской бюрократии, который портит многие начинания.
Известна проблема Европы с развитием медицинских технологий в IT — распознаванием изображений, обработкой больших массивов конфиденциальных данных, снимков компьютерной томографии и так далее. Автоматизированное распознавание аномалий, в том числе опухолей, очень помогает врачам. Чтобы довести эти технологии до готового к применению вида, в Европе надо пройти несколько кругов ада, то есть согласовать их с законом.
Там очень много проблем с личными данными физлиц — согласованиями, больше похожими на запрет. Они практически остановили развитие отрасли. Когда мы читаем новости о том, что наш условный министр объявил об очередном внедрении технологий IT и искусственного интеллекта в медицину, мы понимаем, что это внедрение вряд ли согласовывали с регулирующими органами типа Роскомнадзора и уж тем более с парламентом.
А впереди еще более сложные проблемы. Долгая согласительная процедура предстоит правительствам развитых стран по мере развития искусственного интеллекта (ИИ). У нас в России даже и дискуссия толком об этом не началась. Ведь пока и последствия внедрения ИИ не очень понятны.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ
Хотя всем уже сейчас очевидно, что он порой ведет себя очень странно. Если ИИ не распознает человека на дорожном полотне и допустит смертельное ДТП, это не будет фатальным явлением для всего человечества. Но вот генерация концепций в глобальном управлении — область неизведанного. Все страны очень осторожно подходят к этому.
Военные по всему миру тоже мало интересуются законодательным согласованием внедрения ИИ независимо от того, какой стране они служат — демократии или автократии. Особенно актуальны стали эти вопросы в связи с массовым применением беспилотных устройств на фронте. Куда больше потенциальных опасных последствий внедрения ИИ генералы боятся отстать от потенциального противника.
Они все равно тайно ведут свои разработки управления оружием и войсками. В этой сфере рассуждают примерно так: война сама по себе несет гибель огромного количества людей, что уж тут о рисках развития задумываться?
Из-за этого военная сфера в плане НИОКР и внедрения никогда не регулировалась парламентами. На примере ядерного оружия можно увидеть, что и демократические, и коммунистические страны одновременно добровольно решили его контролировать и ограничивать только тогда, когда стали совсем уже очевидны ужасные последствия его применения.
В целом закономерность развития новых технологий такова. На ранних этапах создания ни в каких странах они не регулируются. Новые технологии в любой политической системе сначала появляются в отсутствие закона и даже вопреки действующим законам. При этом и само последующее регулирование не статично, по мере развития технологий и ЦК КПК, и Конгресс США его постоянно корректируют.
И вот на этом этапе мотивация регулятора уже может быть разной: от обеспечения национальной безопасности до вульгарного лоббирования. Решения в пользу конкретных производителей и отдельных монополий тоже часто оправдывают самыми гуманистическими целями и благородными намерениями. При этом бюджетные деньги в авторитарных странах выделить на ключевые технологии легче. Поэтому, когда внутри регуляторов начинаются битвы бенефициаров, можно уверенно сказать — новая технология прошла детский период и встала на ноги.
* принадлежит компании META, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ,
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68