ДИСКУССИЯ С ПЕРЕХОДОМ НА ЛИЧНОСТИПолитика

Ужасная Россия прошлого

У власти есть прекрасная Россия позапрошлого, сторонники Навального ругают 90-е, и ни у кого нет представления о будущем. Как и в период перестройки

Представляете, что началось бы, если бы в фильме Марии Певчих* было, допустим, четыре серии. Или восемь! Уже после первой все со всеми переругались. После второй все всех прокляли — перспективы размежевания до полного уничтожения в оппозиционно-либеральном лагере открылись неслыханные.

Кадр из сериала «Предатели», первая серия

Кадр из сериала «Предатели», первая серия

Хотя я ничего страшного в этом не вижу. Точнее, ничего противоестественного. Лет тридцать я слышу о необходимости консолидации всех демократических сил и те же тридцать лет слышу сожаления о том, что этой консолидации не произошло. Мол, как же это обидно и как же это зря. Но когда все консолидировались вокруг чего-то или кого-то одного — это совсем не про либерализм и демократию история. Это история КПСС. А либерализм — это бессчетное множество точек зрения. Это возможность их высказывать — и возможность не соглашаться! Причем не рискуя быть за другую точку зрения оштрафованным или даже посаженным.

В идеале примерно так и должно быть устроено нормальное общество. С открытой дискуссией и самыми разными мнениями, свобода выражения которых и несогласия с которыми является обязательной. Желательно еще, чтобы это происходило в парламенте, который принимает независимые решения и представляет все слои общества во всем их опять-таки многообразии. Но пока либеральная дискуссия кипит на просторах ютуба и соцсетей. И огорчаться здесь нужно лишь не всегда высоким уровнем культуры спорщиков. Что, впрочем, тоже не удивительно.

Изучая этот сериал, мы должны учитывать одну вещь.

Он снимался по конкретному поводу. И должен был выйти в канун выборов. Его делали по мотивам последнего программного выступления Алексея Навального, и эти серии стали бы своеобразным участием и самого Навального, и его команды в тех выборах. Но Алексей умер, и, выйдя теперь, сериал приобрел совершенно новый смысл.

Если сформулировать коротко, то команда Навального начинает отсчет с нуля. У нее происходит свое «обнуление». И никаких «но». Когда людей называют «предателями», ясно, что с ними рвут целиком и полностью. И получается, что до нас не было никого, кто мог бы считаться предшественниками и кому мы могли бы приходиться наследниками. Отдельные достойные люди были, но либерализма как системы — не было. Избитые фразы типа «до основания, а затем» я здесь педалировать не буду, но смысл похожий на то, как мы начинаем новую жизнь то с понедельника, то с первого числа, то с нового года. Как правило, все эти начинания с чистого листа ничем толковым не заканчиваются.

Мария Певчих. Кадр из сериала «Предатели», первая серия

Мария Певчих. Кадр из сериала «Предатели», первая серия

И тут мне вот что кажется важным. В фильме Певчих прозвучало то, что говорил нам и Путин примерно четверть века. И что я давным-давно уже устал слушать. Как плохо было в 90-е, каким они были лихими и как хорошо, что сейчас не они. Я все никак не мог понять, сколько же нашей власти нужно времени, чтобы последствия 90-х преодолеть? 10 лет не хватило, 20 лет не хватило. Только в последние два года про 90-е немножко забыли — тут уже другая «тема» пошла. Но к проклятию 90-х подключились теперь либералы и тоже отринули ту страшную эпоху. Вдохновения в ней, так выходит, не ищет никто?

Но есть разница. У власти и ее оппонентов нет светлого Прошлого. Но у власти зато есть светлое Позапрошлое! С Александром Невским, Иваном Грозным, Петром I. И советское время тоже прекрасно власти подходит — до Горбачева и Ельцина. Потому что для власти главной ценностью является сильное государство. А оно что при Грозном, что при Петре, что при Сталине таким и было. Такое оно и сейчас.

И в концепции сильного государства, которому подчинены судьбы людей, и есть понимание будущего для Путина и его окружения. Будущее — это наше Позапрошлое!

Читайте также

В поисках ржавых грабель

В поисках ржавых грабель

К обсуждению политического манифеста, которым стал сериал «Предатели»

А что мы должны увидеть в будущем из фильма Певчих? Для нее и ее товарищей ведь и Грозный со Сталиным точно не образцы для подражания. То есть ни Прошлого нет, ни Позапрошлого. Что творится в настоящем — вы сами видите. А концепции будущего не существует. На что это мотивирует людей, когда они понимают, что хорошо-то мы вообще никогда не жили? Что даже те, кто вроде казались хорошими людьми, тоже все были проходимцами, обманувшими нас и предавшими.

Конечно, понимать свое прошлое необходимо. И не просто для того, чтобы назвать плохих людей нехорошими словами, но и чтобы знать, что конкретно было не так и как конкретно это можно исправить с учетом печального опыта. Жизнь наша коротка, и танцевать на граблях бесконечно до гробовой доски как-то не хочется.

Я, слава богу, помню не только 90-е, но и 80-е. Тогда тоже казалось очень важным разобраться с прошлым. Шла вторая после хрущевской волна десталинизации. Тогда и про Ленина сказали, наконец, кем он был на самом деле. Общество пыталось сформулировать ответы на самые важные вопросы про «хорошо и плохо». И несмотря на то, что и Горбачев и Ельцин сегодня стойкие антигерои, что-то, по крайней мере, формально, закрепить удалось. Что репрессии сталинизма были преступными и нельзя ради каких-то «идеалов» отправлять на тот свет сотни тысяч соотечественников. Пускай популярность Сталина растет, а мероприятия в день памяти жертв политических репрессий запрещают под предлогом ковида (!), но официально репрессии по-прежнему — зло.

Однако тогда, перед крахом Союза, разговорами о прошлом слишком увлеклись, забыв про настоящее и не понимая, каким должно получиться будущее. Людям не платили зарплаты, полки в магазинах были пустыми, а мы все про Сталина и ГУЛАГ.

В итоге герои перестройки быстро превратились в пустомель, а через какое-то время начались уже встречные вопросы: а так ли при советской власти все было плохо? Была «стабильность и уверенность в завтрашнем дне», жили небогато, зато понятно, и все были равны.

В итоге мы теперь имеем ностальгию даже не по СССР, а по мифу об СССР. Потому что взамен ничего так и не предложили.

Если когда-нибудь к власти придут условные сторонники Навального — они тоже начнут громить путинизм. Но есть ли им что предложить взамен? И не начнется ли через какое-то короткое время романтизация уже вот этого, нынешнего времени, в котором мы живем? Ну а что — не голодаем же, покупаем квартиры и машины в огромных количествах. Зарплаты, говорят, растут. В Дубае загораем. Не все, конечно. Но на то он и миф, что ловко умеет обобщать. Как и антимиф про те же 90-е, для которых ни у кого уже не осталось никаких красок, кроме серых.

Читайте также

Машина добра и зло второй свежести

Машина добра и зло второй свежести

Кого стоит ненавидеть и бояться русской оппозиции. О «Предателях» и предателях, о простоте и большевиках, о новой инквизиции и старых ведьмах

* Внесена властями РФ в реестр «иноагентов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow