СюжетыОбщество

Факультет свободы

Как бывшие преподаватели «Шанинки» и РАНХиГС, эмигрировавшие из России, создают новое образование

Факультет свободы

Студенты частного университета Faculty of Liberal Arts & Sciences (FLAS). Фото: ТГ-канал университета FLAS

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Так русской поговоркой оценивает создание в Черногории частного университета Faculty of Liberal Arts & Sciences (FLAS) один из его соучредителей, известный черногорский политолог Любомир Филипович. Это первый на Балканах вуз, который будет работать по стандартам международной программы Liberal Arts. Она принципиально отличается от традиционной образовательной модели, принятой в России и странах, расположенных на территории бывшей социалистической Югославии.

Инициаторами создания Liberal Arts & Sciences стали эмигрировавшие из России бывшие преподаватели Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки») и РАНХиГС. Они работали по программе Liberal Arts много лет, пока прокуратура в 2022 году не объявила, что эта западная модель образования направлена на «разрушение традиционных ценностей российского общества и искажение истории», грозит «деструктивным иностранным влиянием на российскую молодежь». Программу закрыли, а педагогический костяк «Шанинки» и РАНХиГС уехал из России, чтобы начать все с нуля.

— Решение принималось не так долго и мучительно, как может показаться, — рассказывает бывший руководитель Школы медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС, а ныне директор и соучредитель FLAS Андрей Фетисов. — Нам было понятно, что, во-первых, в России нам не дадут делать то, что мы хотим, во-вторых, что будут репрессии, угрозы и прочие прелести.

— Железный занавес в академической среде опустился моментально, — говорит бывший декан факультета свободных искусств и наук «Шанинки», декан FLAS Марина Калашникова. — Для нас возможность академических международных обменов очень важна. Поэтому когда такая возможность закрылась, стало понятно, что надо собираться с духом и уезжать.

По словам Андрея Фетисова, он не раздумывал, какую страну выбрать для начала новой жизни. В Черногории давно живут и работают его друзья, в том числе основатель и директор сети русскоязычных частных школ Adriatic Владимир Шмелев. Он стал одним из сооснователей FLAS. Благодаря ему Андрей Фетисов познакомился с Любомиром Филиповичем, который загорелся идеей создания уникального для Балкан вуза и тоже вошел в состав учредителей.

Основатели FLAS решили не просто создать еще один частный вуз (их в Черногории немало), а предложить принципиально новую модель образования, которая широко распространена в Европе и США, но мало кому понятна на Балканах.

— В Черногории, как и в России, тот, кто хочет стать социологом или искусствоведом, поступает на соответствующий факультет, — объясняет Марина Калашникова. — А все европейские и американские программы Liberal Arts заключаются в том, что ты сначала заходишь в университет, а потом, после первого или второго года выбираешь себе major — специализацию. Например, социология, политология или история искусств. Это то, о чем ты пишешь дипломную работу, в каком-то смысле твоя профессиональная идентичность. Но это не все. В Liberal Arts важна широта образования.

По словам декана,

все студенты, независимо от специализации, должны будут прослушать хотя бы один курс по основам компьютерного программирования, истории искусств, социальным наукам и балканистике, где будут изучать историю и культуру Балканских стран.

Кроме того, у каждого будет возможность самостоятельно выбрать дополнительные курсы, которые его интересуют.

— Это другой тип студента, — продолжает Марина Калашникова. — У него нет фокусировки на чем-то одном. Мы говорим: если вы не знаете, что выбрать — журналистику ли историю искусств, то не надо выбирать. Приходите к нам, и вы получите и то и другое. Надо не ориентироваться на три года вперед, а быть готовым к тому, что мы каждый семестр будем программу корректировать. В Черногории это не так. Здесь как в России: политологи — к политологам, социологи — к социологам. А мы предлагаем вообще другую модель обучения. Ее в Черногории нет, и до нашего появления не было процедуры, внутри которой можно было действовать.

На лекции. Фото: ТГ-канал университета FLAS

На лекции. Фото: ТГ-канал университета FLAS

Чтобы получить официальную аккредитацию, программу Liberal Arts & Sciences надо было защитить в Национальном совете высшего образования Черногории и добиться одобрения в министерстве образования. У черногорских чиновников предложение произвести мини-революцию в этой сфере вызвало противоречивую реакцию. Кто-то ухватился за такую возможность с энтузиазмом, а кто-то отнесся с недоверием.

— Были те, кто смотрели на нас и говорили, что не верят, что мы справимся, преодолеем систему. Но в Совете много людей, получивших образование на Западе, — рассказывает Любомир Филипович. — Они знают, что такое Liberal Arts, и с большим энтузиазмом нам помогали. Лоббировали нашу идею в министерстве образования, объясняли, как это хорошо повлияет на рынок труда. В названии факультета слово «искусство» означает не какое-то художество, а навык, умение. Например, если ты выходишь из вуза как политолог, который знает, как писать компьютерные программы, то ты лучше готов к рынку труда. Это очень заинтриговало людей.

При разработке программ основатели FLAS не стали копировать то, что было на факультетах Liberal Arts в «Шанинке» и Институте общественных наук РАНХиГС. Многие курсы написали заново. В мозговом штурме участвовали несколько команд педагогов, работающих по всему миру. Итогом стал учебный план, состоящий из шести majors. Это Cross cultural linguistic, посвященная межкультурным коммуникациям, Digital Humanities (цифровые методы в гуманитарных науках), Media Studies and Journalism (медиакоммуникации и журналистика), New Political Sciences (новые политические науки), Sociological theory and sociological research (научная и практическая социология) и Art history (история искусств).

Читайте также

«Начали строить "Сербский мир"»

«Начали строить "Сербский мир"»

Кто называет Черногорию выдуманным государством и как российские эмигранты приняли националистов за «настоящих европейцев»

Прием заявлений на поступление в FLAS начнется в апреле. Обучение платное. По словам руководителей, FLAS не получает финансирования от каких-либо фондов. Если не считать гранта на стартап, вуз будет содержать себя сам. Администрация вуза уже получает запросы от потенциальных абитуриентов. Среди них много бывших студентов «шанинского» факультета Liberal Arts, которые не смогли доучиться из-за его расформирования. Студентов из России в первой волне будет большинство.

— К нам приедут люди в эмиграцию, а сама фора Liberal Arts дает возможность адаптации, — считает Андрей Фетисов. — С помощью гибкой системы навыков, которые молодые люди здесь получат, они смогут выбрать, куда сделать следующий шаг.

У нас есть тьюторская служба, которая будет подсказывать, куда двигаться, к какой карьере. Наша задача не накормить, а дать удочку.

В такой удочке не меньше нуждается и молодежь балканских стран, у которой теперь появилась возможность получить образование европейского образца, не уезжая далеко от дома, считает Любомир Филипович.

— У нас в Черногории до сих пор самый главный работодатель — это государство. Каждый человек старается продавать свой скилс на Запад, где это больше ценят, и поэтому у нас есть отток мозгов. Это основная проблема. Все говорят, что надо развивать предпринимательский дух, но никто этого не делает через систему образования. Частные университеты, которые у нас открываются, к сожалению, частные только в названии. Это система социалистического образования, которая готовит специалистов для государственного механизма. В этой системе государство — это и мама, и папа, и работодатель. Наша миссия — дать людям ответы на вопросы, которые они задают. Liberal Arts — это ответ.

Фото: ТГ-канал университета FLAS

Фото: ТГ-канал университета FLAS

Преподавание в FLAS будет вестись в основном на английском языке. Дипломы об окончании бакалавриата будут признаваться во всех странах, участвующих в Болонской системе образования, из которой Россия вышла в 2022 году.

— Комиссия, где мы проходили защиту для получения аккредитации, в своем заключении написала, что видит в этом возможность для Черногории войти в международный контекст, — говорит Филипович. — Сейчас Черногория — туристический хаб, а может стать хабом для образования. В Болгарии есть такой вуз, куда едут учиться из многих стран Европы. Такая же роль может быть и у FLAS. Это важно не только для обучения местных студентов, но и стратегически. У преподавателей FLAS связи по всему миру, здесь будут совместные проекты с вузами мирового уровня. Это будет рекламой для Черногории.

FLAS может стать своего рода рекламой и для самого русскоязычного комьюнити в этой стране. Местные власти получили возможность увидеть, что новая волна эмиграции принесла из России в Черногорию не только многочисленные точки общепита, мастерские автосервиса и салоны красоты.

— Благодаря тому несчастью, в котором оказалось российское общество, мы получили приток высококлассных специалистов, — говорит Любомир Филипович. — Черногория может стать прибежищем для академических кругов из России. Территорией академической свободы, где преподаватели из России смогут работать. Это качественная эмиграция, которая приехала сюда, и Черногория должна найти способ задержать этих людей здесь. На государственном уровне это пока не понимают, но в экспертных кругах это обсуждается — то, как после Октябрьской революции сюда приехало множество эмигрантов и как эта старая эмиграция положительно влияла на Балканы. Теперь снова появилась такая возможность.

Сергей ИЛЬИН

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow