портрет явленияПолитика

Четыре дня на приговор

За что судят украинских военных новые суды на «новых» территориях

Четыре дня на приговор

Фото: Николай Тришин / ТАСС

После начала спецоперации суды на присоединенных территориях Донецкой и Луганской областей Украины вынесли по меньшей мере 163 приговора в отношении украинских военных, подсчитали журналисты «Верстки»* на основе официальных сообщений СК РФ и данных судов. Их уголовные дела рассматривают Верховные суды ДНР и ЛНР, судьи особо не церемонятся и выносят украинским военным огромные сроки. Средний срок лишения свободы составляет 21 год. Минимальный — восемь лет колонии. Как правило, защитниками выступают адвокаты по назначению, а сами процессы проходят фактически за закрытыми дверями — без присутствия прессы. «Новая» рассказывает о нескольких судебных делах, по которым вынесены самые суровые приговоры.

Согласно принятым Пленумом Верховного суда постановлениям, суды в регионах, присоединенных к России в октябре 2022 года, начали рассматривать дела с 21 сентября 2023 года. Соответствующие законы Владимир Путин подписал в апреле 2023-го. В ДНР власти создали 42 новых суда, в том числе Верховный суд Донецкой Народной Республики. В ЛНР российских судов будет 35, и среди них ВС ЛНР. В Запорожье создали всего восемь судов, а в Херсонской области — 16. Арбитражный суд будет в каждом из четырех регионов.

Основные процессы против украинских военных рассматривают суды ДНР и ЛНР.

  • Больше всего приговоров (155) вынесли по статье за «жестокое обращение с гражданским населением и использовании в вооруженном конфликте запрещенных методов» (ч. 1 ст. 356 УК РФ).
  • Следом идет статья об убийстве (ст. 105 УК) — 139. В 71 случае эта статья сочеталась со статьей о покушении на преступление, что свидетельствует о несовершенном убийстве.
  • Третье место по количеству приговоров занимает «умышленное повреждение чужого имущества общеопасным способом» (ч. 2 ст. 167 УК РФ), по которой было осуждено 37 человек.

Помимо прочего, судят и за ряд других преступлений: умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), побои и другие насильственные действия по мотивам вражды в отношении российского военнослужащего (статья 116), насильственные действия сексуального характера (статья 132), умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115), изнасилование (статья 131), похищение человека (статья 126) и разбой (статья 162).

«За попытку захвата власти»

Один из самых суровых приговоров тогда еще не «присоединенный» суд ДНР провозгласил военным ВСУ гражданам Великобритании Эйдену Эслину и Шону Пиннеру, а также подданному Марокко Саадуну Брагиму. Всех троих признали виновными в наемничестве (ст. 430 УК ДНР), насильственном захвате власти (ст. 323), совершении преступления группой лиц (ч. 2 ст. 34) и прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 232).

Верховный суд ДНР рассмотрел дело в кратчайшие сроки — всего за четыре дня. Пресса не была допущена на процесс. Все новости, поступавшие из суда, появлялись в российских государственных СМИ.

Например, пропагандисты утверждали, что обвиняемые признались в «прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности». Прокремлевские журналисты публиковали лишь краткие видеозаписи с этого процесса. При этом родственники осужденных неоднократно говорили, что их близкие не получили нормальной защиты, а предоставленные им адвокаты ничего не делали.

Все трое служили в вооруженных силах Украины длительное время — причем заключив контракт в соответствии с национальным законодательством. Однако в Донецке это интерпретировали по-своему. «Следствием установлено, что иностранные наемники за вознаграждение принимали участие в вооруженной агрессии Украины по насильственному захвату власти в ДНР», — рапортовало со ссылкой на суд РИА «Новости».

Гражданин Великобритании Эйден Эслин, гражданин Марокко Саадун Брагим и гражданин Великобритании Шон Пиннер (слева направо) во время оглашения приговора, 9 июня 2022 г. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Гражданин Великобритании Эйден Эслин, гражданин Марокко Саадун Брагим и гражданин Великобритании Шон Пиннер (слева направо) во время оглашения приговора, 9 июня 2022 г. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Приговор вынесли 9 июня 2022 года. Иностранцев приговорили к самой высшей мере наказания — смертной казни. Однако она не была приведена в исполнение. Всех осужденных военных освободили из плена 21 сентября 2022 года в рамках обмена. С тех пор смертные приговоры не выносились, поскольку ДНР отменила их после вступления в состав России в октябре 2022 года.

Под угрозой пыток и с алиби

10 марта 2023 года «Верховные суды ЛНР и ДНР» осудили воюющего в составе ВСУ правозащитника Максима Буткевича, а также членов «Азова»** Виктора Похозея и Владислава Шеля. Всем троим назначили сроки в колонии строгого режима: Шелю — 18,5 года, Буткевичу — 13 лет и Похозею — 8,5.

В заявлении Следственного комитета РФ говорится, что Шеля обвинили в стрельбе из автомата по мирному жителю, а Похозея — в жестоком обращении с жительницей Мариуполя, которой он «нанес удары по телу и лицу ногами и прикладом автомата».

Согласно решению суда, Буткевича признали виновным в жестоком обращении с гражданским населением и применении в вооруженном конфликте запрещенных методов, а также в покушении на убийство двух лиц общеопасным способом и умышленном повреждении чужого имущества.

Буткевич служил в батальоне «Берлинго» ВСУ в должности командира взвода. По версии СК, 4 июня в Северодонецке он выстрелил из противотанкового гранатомета по подъезду жилого дома. «В результате двое гражданских лиц получили телесные повреждения, также было уничтожено имущество», — указано в сообщении СК. Буткевич, заявили в ведомстве, «полностью признал вину, раскаялся в содеянном».

Вместе с тем коллеги и друзья Буткевича рассказали изданию «Ґрати», что 4 июня его подразделение не могло быть в Северодонецке. По словам близких Буткевича, он попал в Донбасс не ранее 14 июня, а до этого находился в Киеве и Киевской области.

Информацию об этом подтверждают личные переписки, которые есть в распоряжении журналистов.

Максим Буткевич. Фото: соцсети

Максим Буткевич. Фото: соцсети

Саша Файнберг, правозащитник:

«По моей переписке с Максимом у меня нет ни малейшего сомнения, что он не был 4 июня в Северодонецке: он был на связи каждый день, что невозможно в условиях военных действий. Более того, когда его подразделение отправляли на какое-либо задание, он предупреждал, что не будет на связи какое-то время. Что, собственно, происходило несколько раз: один раз в апреле и вот 19 июня».

Во время рассмотрения апелляционной жалобы на приговор (13 марта) Буткевич рассказал, что признал вину под угрозой пыток. «С одной стороны, мне было сказано, что если я соглашусь, то после осуждения меня в сжатые сроки поменяют на осужденного военнопленного ВС РФ. В качестве других аргументов мне было объяснено, что в случае отказа я буду подвергнут различным методам физического воздействия. Некоторые [методы] мне были продемонстрированы», — добавил правозащитник. ВС РФ приговор оставил без изменений.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Тридцатка

Максимально суды назначали военным 30 лет. Таких приговоров два, оба — в составе одного дела. Они были вынесены 1 ноября 2023 года в отношении членов батальона «Запорожье» Дмитрия Добровольского и Александра Ромашина. Обоих признали виновными в жестоком обращении с гражданским населением и применении в вооруженном конфликте запрещенных методов, а также в убийстве двух и более лиц, совершенном организованной группой по мотивам политической, идеологической ненависти.

Один из последних приговоров, по которому назначали почти тридцатилетний срок заключения, провозгласили в феврале 2024 года. Верховный суд ДНР приговорил 33 украинских военных, служивших в 36-й отдельной бригаде морской пехоты и 17-й отдельной танковой бригаде ВСУ.

Им назначили от 27 до 29 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Как сообщает СК РФ, фигурантов дела признали виновными по статьям о жестоком обращении с гражданским населением, убийстве, покушении на убийство и умышленном повреждении чужого имущества.

По данным обвинения, в первые дни СВО — с 24 февраля по 10 марта 2022 года — украинские военные вели обстрел, под который попали жилые дома в населенных пунктах Сартана, Саханка, Талаковка, Старый Крым, Заиченко и Дзержинское в Донецкой области.

«В результате погиб 17-летний мирный житель, причинена контузия головного мозга женщине, повреждены и уничтожены 42 домовладения и два гражданских транспортных средства», — сообщили в СК.

В ведомстве раскрыли имена и фамилии некоторых из осужденных: Роман Шостак, Владимир Торшин, Денис Назаров, Артем Швыдкой, Александр Олейник, Александр Плотников, Юрий Акимов, Сергей Палийчук, Сергей Довгалюк, Михаил Изотов, Евгений Попцов.

Читайте также

По законам бредового времени

По законам бредового времени

«Новая» собрала топ самых абсурдных уголовных дел и жестоких приговоров за год

Приговоренные на пожизненно

Помимо сроков в колонии строгого режима и смертной казни, судьи назначали пожизненное заключение в колонии особого режима. Как минимум два таких приговора вынесли в этом году. 6 марта в ДНР военных ВСУ Александра Печарского и Сергея Георгиу признали виновными в убийстве по мотивам политической и идеологической ненависти, покушении, а также в жестоком обращении с гражданским населением. По данным суда, в период с марта по апрель 2022 года на боевой позиции на проспекте Карпова в Мариуполе украинские военные по приказу командования якобы расстреляли из автоматов семерых жителей. В результате пятеро человек погибли, а двоим пострадавшим удалось спастись. Печарскому и Георгиу назначили пожизненные сроки.

27 марта Верховный суд ДНР вынес сразу два приговора с максимальным сроком наказания двум украинским военным Владиславу Сыгысу и Павлу Гусеву. Первого признали виновным в убийстве двух лиц по мотивам ненависти и вражды в отношении социальной группы, а также в применении в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов.

Суд установил, что в марте 2022 года подразделение «Азов», в котором проходил службу Сыгыс, занимало здание Орджоникидзевского суда города Мариуполя. Рядом с ним были оборудованы артиллерийские позиции, с которых личный состав обстреливал ближайшие пригороды.

Владислав Сыгыс. Фото: Следственный Комитет РФ

Владислав Сыгыс. Фото: Следственный Комитет РФ

Верховный суд ДНР:

«Сыгыс, находясь в патруле, будто бы обнаружил рядом с охраняемой территорией двух невооруженных мужчин в гражданской одежде. Прохожие имели на рукавах белые повязки. Сыгыс, полагая, что мужчины могут оказывать содействие российским военнослужащим, а также Народной милиции ДНР, стал стрелять по ним из автомата. Прохожие скончались на месте».

Ранее Сыгыс был осужден в декабре 2023 года за обстрел из артиллерийских орудий жилого массива села Лебединское в ДНР и приговорен к 24 годам строгого режима. После второго приговора он будет отбывать наказание в колонии особого режима.

По аналогичному обвинению назначили пожизненный срок и солдату Гусеву. В суде установлено, что 20 марта 2022 года он находился на боевом посту в одном из жилых домов в Мариуполе. Заметив двух мужчин, которые шли по улице и проигнорировали его приказ остановиться, он произвел в них не менее 10 выстрелов из автомата АКС-74. От полученных ранений потерпевшие погибли на месте.

Читайте также

«Храните гордое терпенье…»? Вот и храните

«Храните гордое терпенье…»? Вот и храните

Лишение гражданства за «военные фейки», отлучение от тюремной библиотеки за цитирование Пушкина и уголовное дело за жалобу на Путина

* * *

Минимальный срок, который назначали украинскому военному — восемь лет колонии. Такой приговор вынесли 14 июня 2023 года в отношении Юрия Закопца. Его признали виновным в похищении человека группой лиц по предварительному сговору, с угрозой применения насилия, опасного для жизни, и с применением оружия.

По версии СК, в октябре 2021 года Закопец и два его подчиненных заметили сотрудника Совместного центра по контролю и координации, потребовали проследовать на подконтрольную им территорию. После отказа военные несколько раз выстрелили у него над головой, связали и увезли в неизвестном направлении, после чего удерживали там более 140 дней. Обвиняемый полностью признал свою вину. Дело в отношении двоих его сослуживцев выделено в отдельное производство.

P.S.

О том, какие дела в этих судах рассматриваются в отношении российских военнослужащих и членов добровольческих батальонов, а также некомбатантов — в следующем материале.

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

** Организация признана террористической и запрещена в РФ.

Этот материал входит в подписку

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow