ФЕВРАЛЬ 24/7Политика

Барбиленд вместо будущего

Кризис целеполагания — основная политическая проблема властных элит

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОЛЕСНИКОВЫМ АНДРЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОЛЕСНИКОВА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.

Петр Саруханов / «Новая газета»

Петр Саруханов / «Новая газета»

В своем послании Федеральному собранию 2024 года Путин пообещал российскому народу коммунизм к 2030 году. Кстати, в 2020 году был утвержден указ президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Нацпроекты, многодетные семьи, которым поручается производить новых солдат, полицейских и работников ВПК, триллионы рублей на социалку — за все это надо заплатить такой мелочью, как избирательный бюллетень. То, что эти планы программного послания нереализуемы, знает каждый школьник. Но кого это будет волновать через шесть лет? Никого. Как сейчас никто не помнит, чем закончились предыдущие национальные проекты и так называемые майские указы. А закончились они подгонкой цифр, статистическими трюками и имитацией активности. Путинский «Барбиленд» вместе с выставкой «Россия» имеют такое же отношение к действительности, как павильоны ВДНХ в иные времена к реальной жизни советских людей.И это даже не цель. И даже не мечта. А просто нечто, чем была для тех же советских людей «Книга о вкусной и здоровой пище» — музей, по которому можно ходить и вздыхать, как у Ильфа и Петрова: «Эх! Люди жили!»

Это называется кризис целеполагания — никто не знает, куда, зачем и каким путем идут государство и общество. Известно только, что Путин намерен сидеть в своем кресле долго. Автократ даже публично объявил о формировании новой «элиты» под себя — он купит лояльность и обучит новых функционеров из числа тех, кто ментально (иной раз и физически) ранен спецоперацией.

Эта принципиальная бесцельность и безоглядность ковровых бомбардировок деньгами налогоплательщиков показывает главный принцип существования сегодняшних элит: «После нас хоть потоп!» 

Причем под «вертолетные деньги» попадают специфические категории граждан: работают и платят налоги одни, а получают деньги другие, в том числе воюющие, имеющие априорный статус героев и отныне хозяев жизни и страны. Коммунисты были последователями учения Ленина–Сталина, а нынешние — последователи мадам де Помпадур. На их век ресурсов хватит — хотя и это совершенно не очевидно при таком масштабе трат на «оборону и безопасность» и ВПК, а что там будет после них — никого не волнует.

В погоне за горизонтом

Можно с естественной иронией относиться к планам строительства коммунизма в программе КПСС 1961 года. Но тогдашняя власть в принципе нарисовала некий образ будущего, и в очень правильный момент. Да, цифры были взяты с потолка, дата достижения коммунизма — тоже, по поводу лозунга «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» его же предполагаемый автор, сотрудник аппарата ЦК КПСС Елизар Кусков, иронически заметил: «Этот лозунг переживет века». И тем не менее. Страна была на эмоциональном подъеме: избавление от сталинизма, отдельные квартиры, первый человек в космосе — все это настраивало на позитивный и конструктивный лад. Важно вот еще что — это был пафос строительства, а не разрушения. Хотя система и в том состоянии не была застрахована от срыва в ядерную войну, что, собственно, едва не случилось в 1962-м.

Сейчас этого пафоса избавления от темного прошлого и строительства чего-то принципиально нового и светлого нет. Наше светлое будущее — это наше темное прошлое. 

Идентичность — негативная: как поется в песне Шамана, «я русский всему миру назло». Даже в большей степени назло, чем при советских вождях. Зато способы планирования и постановки задач — такие же, как при позднем СССР, в те годы, когда эмоции коммунистического строительства выдохлись. Будущее вдруг оказалось ампутированным. В Центральном экономико-математическом институте шутили: «Программный подход — хитроумный метод правдоподобного обоснования бессмысленной деятельности по достижению нереальных целей и по решению неразрешимых проблем».

Рынок, построенный совсем не Путиным в 1990-е (хотя в годы своей санкт-петербургской карьеры он был одним из его бенефициаров), решал многие неразрешимые проблемы и достигал нереальных целей лучше Госплана. Тяжелый транзитный период завершился как раз к приходу Путина к власти, не говоря уже о счастливым образом изменившейся нефтяной конъюнктуре. Остатки рынка спасают кремлевский режим и сейчас — у людей есть работа и еда, голодные бунты невозможны. Но пока вместо потребительского рая довоенных лет режим может предложить только дорогие китайские автомобили и плоды параллельного импорта.

Существенная часть населения, которая хотела бы мира, пусть и при Путине, в виде национальной идеи охотно приняла бы качество жизни, характерное хотя бы для периода до 24 февраля 2022 года. Но теперь это уже невозможно:

рост ВВП достигается за счет производства танков, а не отечественных стиральных машин. Рост зарплат и соцпособий — за счет налогоплательщиков и нефтегазовой ренты, но только для тех, кто производит разрушительное оружие и сам использует его в своей повседневной активности.

В экономике это называется непродуктивные, или непроизводительные, расходы — они против человеческого капитала, а не за него.

Читайте также

Скрепить ряды, законопатить пробоины

Скрепить ряды, законопатить пробоины

Внутренняя политика в России: модели развития, вызовы, цели и методы их достижения

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Такая модель не может произвести образ будущего, сколько бы триллионов ни было обещано населению. Будущее абортировано. Цель неясна. Война с Западом заменяет движение к коммунизму. Равно как и движение в сторону Запада, которого так хотела страна на рубеже 1990-х и чего, вообще говоря, в какой-то момент добилась. А потом выяснилось, что для полного счастья все-таки не хватает «гордости великороссов». Для ее утверждения потребовалось сначала повернуться на Восток, а потом объявить Запад — как это делалось веками — источником всех бед.

На втором году «несчастья» идеологи режима нащупали формулу: Запад на нас всегда нападал, напал и сейчас (при этом разницы между Гитлером и Байденом, естественно, нет), и наша «экзистенциальная» цель — победа над Западом, обретение подлинной «свободы» от него и суверенитета. Желательно — строительство мира по нашим правилам (перечень которых не прилагается). Поскольку победа эта не очень возможна, целеполагание превращается в бесконечный процесс. Как достижение целей при советском режиме: «Ты рядом, даль социализма. Ты скажешь — близь?» Ты стремишься к цели, а она все время удаляется от тебя, и нет конца этой гонке за горизонтом. Так и здесь —

битва с Западом, эта «цель-в-себе», — не имеет конца. Именно поэтому так много времени требуется для достижения горизонта и, соответственно, правления Путина, который только один и может справиться с задачей.

Целеполагание слабое, но пока достаточное, чтобы сохранять власть.

Фото: Андрей Титов / Бизнес Online / ТАСС

Фото: Андрей Титов / Бизнес Online / ТАСС

Страховка для одного

Путин не столько ставит цели для страны, сколько строит страховочную сетку для себя, платя за «консолидацию» не своими деньгами, а средствами налогоплательщиков (иногда их ошибочно называют государственными деньгами — таких финансовых средств не существует в природе, поскольку они образуются либо из ренты, либо из платежей граждан страны). No taxation without representation — никакого налогообложения без представительства — это не про наш режим. Самые разные группы населения не имеют никакого представительства (если, конечно, допустить, что Федеральное собрание в принципе выполняет такую функцию), но успешно налогооблагаются. Людей преследуют и отправляют на СВО за их же счет!

Важный компонент страховочной сетки — новая «элита», в которую автократ готов верить. Именно для них придумана кадровая программа «Время героев». «Герои» возвращаются из окопов или с командных пунктов, проходят краткие курсы управленцев и начинают руководить страной — снизу доверху. Есть некоторые сомнения в том, что их багаж соответствует предполагаемым должностям, но именно они-то для движения в будущее и нужны вечному президенту Российской Федерации. Старые элиты стареют, Путину нужны молодые (как когда-то Сталину потребовались совсем молодые наркомы с «бычьими нервами»): эти сломались, несите других.

Элиты у нас и так силовые — именно они правят Россией, да еще и давно переделили огромные фрагменты собственности в ходе «переприватизации», начавшейся в нулевые. Они же и заместили и высший средний класс, и просто средний класс. А тут еще придут из армии молодые и крепкие. Все для них — и мечты о будущем, и бюджеты, состоящие из отчислений работающего населения.

Путин готов тратить ресурсы, пока они есть. Не оставляя их следующим поколениям. В том числе ресурсы человеческие, которые и так убывают.

Где-то есть, возможно, психологический предел истощению эмоций. А может быть, и нет его. Но ресурсов останется мало. Их придется восстанавливать после многолетней деятельности — без цели и образа будущего — тех, кто действовал в духе мадам де Помпадур.

Читайте также

Один двигатель перегрет, другой вот-вот заглохнет

Один двигатель перегрет, другой вот-вот заглохнет

Российская экономика напоминает самолет, пилотам которого приходится изо всех сил работать рулями, чтобы выправить полет

Так уж совпало, что Путин огласил свою программу трат денег налогоплательщиков и перераспределения ренты в духе раздаточного государства за день до похорон человека, который персонифицировал альтернативу гибридному тоталитаризму. У Алексея Навального было видение этой «прекрасной России будущего», он мог дать людям мечту, причем реализуемую — достаточно было вернуться к общечеловеческим ценностям, гуманизму, терпимости, демократическим институтам и полностью рыночной экономике.

Зато… Зато понятно целеполагание гражданского общества: демонтировать все те механизмы репрессий и ограничений нормальной человеческой жизни, которые накопились за годы путинизма, отскрести слои безнравственности, которые снова, в который раз в истории, превратили Россию в «немытую». И тогда можно будет начать пересобирать страну — открытую, соблюдающую права и свободы человека и гражданина, нормы приличий и человеческого поведения. В ней уж точно будут отдавать матери тело умершего сына.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Россия. Накануне марта

Неправительственный доклад ведущих российских экспертов

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow