КолонкаОбщество

Битва очередей под аккомпанемент зеленки

Выборы. Итог. Годы — даже десятки лет уже — людей целенаправленно отучают думать. Тебе говорят — ты выполняешь

Петербуржцы, пришедшие проголосовать в полдень. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Петербуржцы, пришедшие проголосовать в полдень. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

…А потом — концерт! Выборы (хотите, в кавычках, хотите — без) прошли. Большинство выбрало еще на шесть лет того же самого человека, которого выбирало до этого и которого с высокой вероятностью выберет и еще через шесть лет. В этом смысле в нашем пейзаже мало что поменялось. Седых волос стало больше и оптимизма меньше.

Но эти последние недели запомнятся еще одним, что достигло кульминации в три дня голосования. Это битва очередей под аккомпанемент зеленки.

Зеленка, которую вливали в урны, а также поджоги этих же урн и кабинок — самое зрелищное и самое печальное впечатление от выборов. Конечно, есть те, кто начал чуть ли не героев делать из этих людей — вот, мол, протест против режима и его так называемых выборов. Но чем больше лилось зеленки и чем ярче горели кабинки, тем очевиднее становилось, что ни к какому гражданскому протесту это отношения не имеет. Люди разного возраста и образования, снимая себя на телефоны, выполняли работу, кажется, даже не понимая, что они делают и что вот этим своим поступком не только закрывают какие-то кредиты, но и открывают себе дорогу в тюрьму.

Это напомнило такие же флешмобы по поджогу военкоматов и релейных шкафов. Не могла всем этим людям в разных городах страны одновременно прийти в голову одна и та же идея с зеленкой. И можно, конечно, обратить внимание на масштаб деятельности спецслужб Украины, которым нужно было выйти на связь с тысячами людей, чтобы найти несколько десятков, готовых сделать буквально что угодно. А можно увидеть в этом другое.

Годы — даже десятки лет уже — людей целенаправленно отучают думать. Мозги — это не главное. Критическая оценка — атавизм. Тебе говорят — ты выполняешь.

Когда-то наша учительница (да и ваша тоже) говорила: «А если все плюнут, ты тоже плюнешь? А если все из окна прыгнут, ты тоже прыгнешь?» Так вот, настало время, когда мы утвердительно отвечаем на вопрос: да, плюнем, да, прыгнем. Отдадим мошенникам последние деньги, подарим проходимцам квартиры, по команде голоса в трубке подожжем и выплеснем зеленку. Я со страхом думаю, когда государство сообразит, что это может стать и его ресурсом. Бестолковая биомасса, готовая на все — даже во вред своим интересам, здоровью и самой жизни.

А пока власть применяет иную технологию. Утром в пятницу на участках были очереди. Бюджетники голосовали, а потом отчитывались. Им велели голосовать — они выполняли. Охотно или вынужденно — но выполняли. От страха, нежелания подводить руководителя и свою организацию, за лишний отгул или еще более укороченный короткий день — но выполняли. А другая часть в это время обрушивала порталы электронного голосования, потому что им сказали зарегистрироваться, привести еще 3–5, в зависимости от организации или города, знакомых, сдать персональные данные и телефоны — и голосовать. Не важно даже за кого. Но с той же мотивацией, что голосовали в аналоговых очередях: отгулы, страх подвести кого-то или потерять премию, нежелание высовываться и идти наперекор.

Бюллетени, испачканные зеленкой. Фото: соцсети

Бюллетени, испачканные зеленкой. Фото: соцсети

Аналоговые и цифровые очереди, помимо прочего, демонстрировали еще и лояльность — зримую и всем понятную. Вот эти все люди — они электорат власти и ее опора. Они должны были перекрыть в негласном соревновании эффект от нежелательных очередей нашего времени: хоть за яйцами, хоть на могилу Навального.

У нас вообще началась какая-то битва очередей. После прощания с Навальным в государственных СМИ и подконтрольных ему ресурсах и поисковиках всякое мероприятие начали обязательно усиливать словом «очередь» или даже «огромная очередь». И человек, который хотел посмотреть фотографии с Борисовского кладбища, попадал то на очередь за билетами в театр, то на очередь на встречу с артистом-патриотом, то еще на какую угодно очередь.

А поскольку на полдень воскресенья была намечена оппозиционная акция на участках, то именно на это время стали назначать встречи в тех же местах с Чебурашкой, масленичные гулянья и собрания ветеранов СВО.

И поди пойми, в какую очередь стоят все эти люди. Они недовольны властью или они хотят блинов?

Протестный «полдень воскресенья» имел, конечно, иной смысл. Там стояли точно не из-за страха — скорее, вопреки ему. И не за отгулы или чтобы кого-то не подвести и перед кем-то отчитаться. А потому, что явка в определенное время в определенное место с легальным поводом вновь стала возможностью высказаться. Не только придя с цветами на кладбище, но и с бюллетенем к урне. И это встретило вполне ожидаемое абсурдное противодействие, когда людям начали говорить «приходите через час-два» или что такое участие в выборах является нарушением закона. Да, участие в выборах постепенно становится противозаконным. Как и желание реальный выбор иметь.

Избирательный участок в Санкт-Петербурге. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Избирательный участок в Санкт-Петербурге. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Для пришедших в полдень сложилась странная ситуация. Ведь надо не только прийти на выборы, но и кого-то выбрать. Дошло до предложения использовать генератор случайных чисел, что, откровенно говоря, так же глупо, как выполнять распоряжения неизвестного из телефонной трубки. Потому что ты из мыслящего существа превращаешься в функцию, инструмент. Других людей или какой-то лотереи — тоже фактически придуманной другими людьми.

Характерный вопрос, который задают почти всем хоть немного известным людям. Мне тоже задавали: как голосовать, скажите? Всем, кому мог, отвечал: своя-то голова у вас есть? Почему вы ждете советов и распоряжений от других людей? Даже если вы их уважаете, цените и их мнение для вас важно. Но где же ваше собственное? Сердце, разум, душа — что-то пускай вам подскажет уже, и вы сделаете именно свой выбор.

Однако свой выбор делать у нас не получается. Не про всех поголовно речь, конечно. Но по сумме миллионов волеизъявлений итог именно такой. Цифры и проценты остались в истории. А за ними — очереди тех, кто своему «уму» предпочел чужой.

Читайте также

Третий день выборов президента

Третий день выборов президента

Очереди на участках. Видео

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow