Власти Владивостока планировали отдать часть Тихвинского леса — зеленой зоны в спальном районе — «Институту моделирования одежды». Эта компания в том числе разработала модель бронежилета и занимается ее поставкой приморским военным. Сотни местных жителей встали горой против вырубки деревьев, резонно замечая, что мест для швейного цеха в городе и без того предостаточно, а нагнетать конфликт перед президентскими выборами как-то странно. Провластные медиаресурсы «по методичке» моментально окрестили протестующих фейкометами и противниками СВО, а лес — помойкой. Однако, вняв аргументам про близость выборов, правительство и мэрия отступили, оставив деревья людям. Но почему-то стыдливо умолчали о том, что у хозяев «Института моделирования одежды» есть бизнес в недружественной Чехии.
Ты за деревья? Значит, против СВО!
Тихвинский лес — это пригодный для прогулок и отдыха зеленый уголок в Первомайском районе Владивостока, объединяющий несколько улиц. В 2018 году часть деревьев уже хотели вырубить, чтобы построить именно на этом месте детский сад. Но тогда территорию удалось отстоять: местные активисты выходили на митинги, обращались в городскую думу и заксобрание Приморья, писали в СМИ. В общем, тогда буря стихла — но оказалось, что чиновники перевели территорию из рекреационной зоны в производственную. Все пять гектаров леса.
Два из пяти гектаров отдали в аренду на пять лет ООО «Институту моделирования одежды» (остальные три пока у города). Без торгов, по программе импортозамещения. Предприятие занимается пошивом спецодежды, рыбацкой амуниции, школьной формы. И с недавнего времени — бронежилетов пятого класса защиты. Почему именно там? Дело в том, что недалеко от этого места у этого предприятия уже есть цех, да и дорога рядом. В общем, в начале февраля вопрос снова встал ребром. И люди вышли на улицу…
«Земельный участок в районе ул. Тихвинская […] предоставлен ООО «Институт моделирования одежды» в реализации инвестиционного проекта по строительству производственно-складского комплекса по пошиву одежды […] для осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств, в целях строительства цеха по производству одежды», — сообщали в муниципальном центре управления мэрии Владивостока.
Встреча местных жителей с депутатом Геннадием Шульгой. Фото: соцсети
Директор ИМО Виктор Липатов в показаниях сначала путался. Когда около сотни жителей окрестных домов вышли на встречу с депутатом заксобрания Геннадием Шульгой (если б не он, собрание можно было бы признать несанкционированным митингом) высказать свое негодование, Липатов попытался объяснить собравшимся, что строить будет «производственное помещение по пошиву одежды, спецодежды». Конкретно о бронежилетах — ни слова.
А на встрече с активистами, депутатами и исполнительной властью в городской думе Липатов заявил прямо: шить будут именно бронежилеты для СВО, выпуск продукции наладят через 7–8 месяцев, нацелены на получение прибыли. И вообще, бронежилеты они уже шьют, около 2000 штук передали на фронт. Даже товар лицом директор показал в Думе.
— Мы производим именно баллистическую защиту. Но важно не забывать противоосколочную. Каждая деталь нашего жилета укомплектована — по бокам, по всему периметру, — объяснял Липатов, демонстрируя «броник» собравшимся.
Блогеров, депутатов, местных активистов, обеспокоенных судьбой леса, провластные СМИ и паблики с ходу обозвали распространителями фейков (они ведь писали о вырубке леса, а лес, по мнению правительства, вырубать никто не хотел — ну разве что часть, а это как бы не считается). На защиту бизнесменов встали даже официальные аккаунты приморского правительства и мэрии. Более того —
оппозиционных депутатов и местных активистов в духе легкого доносительства назвали противниками СВО и обвинили в намерении устроить бунт. Ну а как же: тут люди бронежилеты шить хотят, а другие люди в лесу гулять хотят! Непорядок.
Логической связи тут, конечно, никакой, но аргумент хорош в свете того, что приморский губернатор Олег Кожемяко — ультрапатриот. Он часто ездит на фронт, общается с российскими военными и демонстрирует крайнюю вовлеченность в дела спецоперации. Более того, источники предполагают, что он из своего кармана якобы выделил через предприятие сына и ДОСААФ большую сумму на пошив вот этих самых бронежилетов.
Гулять среди деревьев тем временем хотели уже больше 3000 человек — столько подписей собрали за спасение Тихвинского леса.
Купирование недовольства в действии
Но обвинения обвинениями, а разум все-таки победил (точнее, победили аргументы о том, что не стоит злить людей перед выборами президента). Почти сразу после поднявшегося шума мэрия создала рабочую группу, в которую вошли общественники, депутаты городской думы, представители администрации и правительства.
Сначала власти делали вид, что нашли компромисс, и люди как бы не против строительства цеха — лишь бы лишнего не попилили. Члены рабочей группы, по мнению мэрии, будут следить за строительством производства и смотреть, «чтобы ни одно лишнее дерево не было спилено». Это, конечно, попытки сделать хорошую мину при плохой игре.
Один из защитников Тихвинского леса, депутат краевого заксобрания Геннадий Шульга в своем телеграм-канале официально повторил позицию коллегии активистов: «Никакого строительства швейного цеха, обратный перевод земли из зоны П-1 в Р-1 и наложение санитарно-защитной зоны Морского кладбища, в которую как раз попадает Тихвинский лес. Я понимаю, что все эти рабочие группы создаются властями исключительно для купирования народного недовольства и замыливания протеста граждан, но тем не менее это какой-никакой инструмент коммуникации между обществом и администрацией, и им тоже можно пользоваться».
Местные жители резонно замечают, что бронежилет может сшить любая опытная швея на совершенно обычном оборудовании, да к тому же их уже шьют другие предприниматели во Владивостоке — то есть чего-то уникального «Институт моделирования одежды» не предлагает.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Встреча мэра Владивостока Константина Шестакова с губернатором Приморья Олегом Кожемяко. Фото: соцсети
Да и многовато два гектара для такого цеха. Звучат предположения о том, что земля в этом месте нужна, чтобы ее потом можно было перепродать для точечного строительства или пересдать в аренду. К тому же возникает большой вопрос: так если вы уже сшили 2000 «броников», значит, у вас есть где шить?
Помощь пришла откуда не ждали. Вмешалась прокуратура Владивостока, обещала провести проверку и дать «принципиальную оценку исполнению требований земельного и градостроительного законодательства, в том числе соблюдению санитарно-защитной зоны кладбища».
А после этого (но вряд ли именно из-за этого) случилась более или менее приятная для всех участников процесса развязка. Мэр Константин Шестаков обратился к губернатору с тем, чтобы тот поддержал «благоустройство парка на Тихвинской, где сейчас находится лесной массив. Там планируется сохранить все зеленые насаждения, а саму территорию сделать более комфортной для прогулок — установить освещение и малые архитектурные формы. Необходимые средства на благоустройство парка на Тихвинской предусмотрят в бюджете на текущий год».
Что до бронежилетов — их будут шить за пределами Владивостока, в Надеждинском районе, в ТОР «Приморье». Соответствующее обращение направлено в Минвостокразвития РФ и Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики.
Местные жители, правда, к инициативе отнеслись с подозрением. Им и парк особо не нужен. Им нужен лес, и чтобы их не трогали.
Вид на лес сверху. Фото: соцсети
…Но есть нюансы
Самое забавное в этой истории — то, что владельцы «бронежилетного бизнеса» пытаются усидеть на двух стульях сразу. И у них получается!
Виктор Викторович Липатов, который, собственно, бронежилеты в думу приносил, — учредитель владивостокских ООО «Верона Мебель» и ООО «Маркет Мебели». Первое предприятие, собственно, зарегистрировано на Борисенко, 48-б, второе — на 1-й Морской, 11, кв. 47. «Институт моделирования одежды» (адрес: Борисенко, 48-а) возглавляет его супруга Вера Липатова.
Заходим на сайт Министерства юстиции Чехии. Там можно найти Виктора Липатова, 1951 года рождения, — отца учредителя «Вероны мебель». Он 2 января 2014 года зарегистрировал в Праге торговую компанию. А адрес резидентства Липатова — именно 1-я Морская, 11, кв. 47. Другие факты: «На основании нотариальной записи от 18.03.2014 года на физическое лицо Липатов Виктор Викторович, 1977 г.р., […] в качестве приобретающего партнера активы прекратившей свое существование компании DALKVEST s.r.o.».
Кроме того, в распоряжении «Новой» оказался скриншот переписки, из которой можно сделать вывод: владельцы «Института моделирования одежды» не особо довольны, что информация о том, что они шьют бронежилеты для СВО, попала в информационное поле. Боятся, как несложно понять, персональных санкций. Мысль о том, что надо бы, как говорится, или крест снять, или трусы надеть, в переписке, конечно же, не мелькает.
Приморье
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68