В прошлом году, 25 октября, «Уолл-стрит джорнэл» поместила статью бывшего военного летчика, экс-советника Белого дома Уильяма Лути под названием «Как мы в последний раз сдерживали Иран в Персидском заливе». В самом ее начале автор отмечает, как американский военно-морской флот в декабре бахвалился тем, что один из его эсминцев в Красном море выиграл стычку с обстреливавшими его хуситами со счетом 22:0. «Но если счет сделается 100:1, — продолжает Лути, — то американцы потребуют, чтобы им объяснили, почему у Ирана не было ощущения, что наши военно-морские силы так уж его сдерживают и почему наши моряки были ранены или убиты».
Эти предсказания сбылись 29 января, когда дрон проиранских ополченцев убил в Иордании троих американских военнослужащих и ранил более 50. По данным вашингтонского Института по изучению войны, с 7 октября по середину февраля шиитские группировки, которые Тегеран называет своей «Осью сопротивления», совершили более 170 ударов ракетами и дронами по американским кораблям в Красном море и по сухопутным позициям США, в основном в Сирии и Ираке.
Бывший военный летчик, экс-советник Белого дома Уильям Лути. Фото: соцсети
По словам Лути и других критиков администрации Байдена, спорадические ответные удары США, в том числе те, которые последовали за гибелью троих американцев в Иордании, были слишком вялыми и изобличали отсутствие у Белого дома политической воли, необходимой для того, чтобы отбить у проиранских группировок охоту атаковать американские базы и корабли. Перед американцами проследовала на экранах череда отставников, доказывавших необходимость удара по объектам самого Ирана, а не только его клевретов.
«К счастью, мы знаем, как отбить [у Ирана] охоту лезть на рожон, — пишет в своей статье Лути. — Мы однажды это уже сделали».
…14 апреля 1988 года американский фрегат «Сэмьюэл Робертс», сопровождавший кувейтские танкеры в Персидском заливе, подорвался на иранской мине. Взрыв поднял корабль над водой, проделал 10-метровую дыру ниже ватерлинии, разрушил пятиметровую секцию киля и тяжело ранил 10 моряков. Экипаж фрегата наскоро сварил вместе стальные листы и протянул тросы, которые не дали корме отвалиться от корабля.
Американский фрегат «Сэмьюэл Робертс». Архивное фото
Спустя четыре дня американские корабли и авиация, следуя приказу президента Рейгана, вступили в бой с иранским флотом, длившийся один день и носивший кодовое название «Богомол». По словам Лути,
операция «Богомол» остается наглядным примером того, как нужно отбивать у агрессора охоту безобразничать.
«Наша победа, — пишет ветеран, — более двух десятилетий отпугивала иранский флот и помогла изменить ход ирано-иракской войны, которая на протяжении восьми кровавых лет переворачивала регион вверх дном. Иран больше никогда не ставил мин в Заливе».
Американским военным требовалось «разрушить две иранские нефтяные платформы, которые служили базой сосредоточения для атак на суда в Заливе, и потопить один из двух иранских фрегатов, имевших дурную славу, поскольку они расстреливали из пулеметов моряков на мостиках торговых судов».
Эскадрилья самолетов электронной борьбы ЕА-6В «Праулер», в которой служил Лути, получила приказ вырубить иранские РЛС управления огнем и средства связи с тем, чтобы американские летчики могли беспрепятственно приблизиться к целям. Первый же залп корабельных орудий повредил нефтяные платформы. В ответ иранцы перебросили к месту боя два истребителя Ф-4 «Фантом», сторожевик с управляемыми ракетами и стайку вооруженных быстроходных катеров «Богхаммер».
Американцы повредили один «Фантом» и отогнали обоих ракетами. Корабли «Уэйнрайт» и «Симпсон» потопили иранский сторожевик ракетами и орудийным огнем. Штурмовики А-6Е «Интрудер» атаковали «Богхаммеры», потопили один и повредили остальные. Оставшиеся на плаву катера ретировались на базу.
Морские пехотинцы осматривают зенитную установку ЗУ-23-2 на иранской нефтяной платформе, 18 апреля 1988 года. Архивное фото
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В середине дня другой «Интрудер» был обстрелян иранским фрегатом «Саханд», который подоспел к месту сражения. «Интрудер» огрызнулся ракетами и бомбой с лазерным наведением. Одновременно в «Саханд» врезалась ракета, запущенная с американского корабля «Джозеф Страус».
Сверху на иранца напустились еще один «Интрудер» и А-7 «Корсар», которые подожгли его бомбами и ракетами. Спустя несколько часов «Саханд» перевернулся и затонул. Его близнец «Сабалан» подошел к месту боя и открыл огонь по одному из «Интрудеров». Самолет ответил бомбой с лазерным наведением, которая влетела в трубу фрегата и взорвалась в машинном отделении.
Когда самолеты, поднявшиеся с палубы атомного авианосца «Энтерпрайз», заходили на бомбежку, председатель Объединенного комитета начальников штабов Уильям Кроу сказал: «Мы пролили достаточно крови на один день». Рейган дал отбой. Иран отбуксировал тяжелораненый «Салабан» в порт. С тех пор Иран предпочитает убивать американцев чужими руками.
…Наши дни. Спустя шесть дней после того, как изготовленный в Иране дрон «Шахед-101» врезался в сделанный из тонких листов железа жилой контейнер, в котором спали американские военнослужащие на базе «Тауэр 22» в Иордании, убил троих и ранил десятки, США нанесли по противнику «один из самых разрекламированных ударов в истории», саркастически заметила 2 февраля редколлегия «Уолл-стрит джорнэл». Пентагон ударил не по Ирану и не по его объектам за границей, а по командным пунктам, складам и позициям шиитских ополчений, которые курирует и вооружает Тегераан.
Фрегат Саханд горит после попадания ракеты и бомбы с лазерным наведением. Архивное фото
Американские представители несколько дней подряд открыто говорили о готовящихся бомбардировках и даже слили в прессу информацию о том, что в Пентагоне только и ждут, пока над Ближним Востоком рассеются облака. «Главари боевиков, — замечает «Джорнэл», — не могут пожаловаться, что их не предупредили, и если кто-нибудь из них все еще околачивался на объектах, на которые обрушились удары, то они — самые тупые террористы в мире».
Их иранские кураторы тем более вряд ли оставались на месте и ждали американцев, которые заранее предупредили, что их ответные удары продлятся несколько дней. «У них большие возможности, — заметил на это шеф Пентагона Ллойд Остин, имея в виду противника. — У меня намного больше».
Это да, но пока американская ответка выглядела вяло, а предупреждения, которые делал Пентагон несколько дней подряд, сигнализировали, что он не хочет наносить противнику слишком большой урон.
В Вашингтоне несколько раз повторяли, что не желают эскалации конфликта, а на самом деле сигнализировали этим, что ее боятся.
Спутниковый снимок военной базы США Tower 22 на северо-востоке Иордании, 29 января 2024 года
«Удары по американцам, скорее всего, прекратятся лишь тогда, когда враг станет опасаться эскалации больше, чем президент Байден», — пишет «Джорнэл», замечающая, что сдержанность, которую, по словам своих поклонников, проявляет Байден, «в отличие от милитаристов в конгрессе», пока привела к гибели трех американцев, не уберегла десятки других от ранений и не отбила у противника охоты лезть на рожон.
«Это выглядит как весьма знаковая акция администрации Байдена, — сказал «Вашингтон пост» Чарльз Листер из Института Ближнего Востока. — Но, с другой стороны, я не думаю, чтобы этого было даже минимально достаточно для того, чтобы сдержать эти группировки. Ополчения ведут эту кампанию больше 20 лет и рассматривают ее как долгосрочную борьбу. В конечном итоге они ведут кампанию по изматыванию США».
«Я не вижу, чтобы эти воздушные налеты решали американские задачи или помогали избежать дальнейшей эскалации в регионе, — заметила «Нью-Йорк таймс» Стейси Филбрик Ядай, специалистка по Иордании в колледжах Хобарта и Уильяма Смита. — Хотя они могут в краткосрочной переспективе потрепать хуситов, руководство группировки поклялось подолжать атаки в Красном море и расквитаться за эти воздушные удары».
Вскоре после ответных ударов Пентагона американский эсминец в Красном море едва увернулся от очередной хуситской ракеты.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68