Одни считают его борцом с криминалом, другие обвиняют в фашизме. Его считают самым популярным политиком Латинской Америки, и он только что переизбрался на пост президента при поддержке более 80% населения. Его зовут Найиб Букеле, и он будет править Сальвадором еще пять лет.
В прошедшее воскресенье в Сальвадоре прошли президентские и парламентские выборы. Окончательных результатов пока нет, но, по утверждению самого Букеле, он победил с 85% голосов. На официальном сайте с предварительными итогами цифры примерно такие же — 83%. Его партия «Новые идеи» получила абсолютное большинство в парламенте — 58 мест из 60.
Страна-убийца № 1
В 2015 году Сальвадор стал самой жестокой страной в Западном полушарии — на 100 000 населения страны приходилось 103 убийства. Всего за год были убиты 6650 человек. Для сравнения: в 2014 — 3912 человека. Граждане Сальвадора — это 13,6% от населения всей Центральной Америки, при этом в 2015 году на страну приходилось 35,3% от всех убийств в регионе.
Вообще, за последние 30 лет больше 120 000 человек погибли в этой стране от рук бандитов, 80% Сальвадора принадлежали криминальным группировкам. И цифры жертв сравнимы с теми, что унесла гражданская война, длившаяся с 1979 по 1992 год. По разным оценкам историков, тогда погибли от 55 000 до 75 000 человек.
В отличие от Эквадора причина разгула преступности далеко не наркотики. В Сальвадоре действуют несколько криминальных группировок, две самые крупные из которых — MS-13 и Barrio 18. Они столь внушительны, что США признали, например, MS-13 глобальной криминальной организацией наравне с японской Якудзой, а президент Трамп сравнил ее с Аль-Каидой*.
MS-13 — это низовая структура, основу которой составляют представители бедных слоев общества. Ей, конечно, далеко до мексиканских картелей по капиталам, да и наркотики — не основной вид деятельности. Но влияние ее существенно.
Представители сальвадорских банд проникли в местную власть, они, например, участвуют в деятельности 247 муниципалитетов (а всего их 262). Банды занимались рэкетом и контролировали до 70% бизнеса страны. Ежегодно страна терпела убыток в 4 миллиарда долларов, или около 15% ВВП из-за бандитского «бизнеса».
И в 2012 году было заключено перемирие между правительством и двумя крупнейшими группировками, посредником в переговорах выступила Католическая церковь. И это на время сократило хотя бы количество жертв криминальных разборок — с 14 до шести в день. Но мир длился недолго.
И тут пришел Букеле
Найиб Букеле стал президентом Сальвадора в 2019 году, тогда он набрал 53,10%. И причина его нынешнего политического успеха проста — он обещал бороться с преступностью и сдержал обещание.
Политическая карьера Букеле началась в 2012 году, когда он стал мэром одного из муниципалитетов департамента Ла-Либертад. Примечательно, что тогда он выдвигался от правящей партии FMLN. И уже в те времена он отличался широкими жестами — например, отказался от зарплаты.
В 2015 году он становится мэром столицы — Сан-Сальвадора — и обходит оппонента от второй по влиянию партии в стране — Националистического республиканского союза (ARENA).
А вот к 2017 году его пути с правящей партией FMLN («Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти» — название, которое знал любой советский пионер, переживавший за дело революции в Латинской Америке. — Ред.) расходятся, и Букеле объявляет о создании партии «Новые идеи».
Зарегистрировать ее к выборам 2019 года он не успел, пришлось договариваться с «несистемными». И Букеле стал первым президентом с 1980-х годов, который избрался не от одной из двух основных сальвадорсикх партий — FMLN и ARENA.
Свою кампанию он построил на двух принципах — борьбе с коррупцией и криминалом. А его политические взгляды охарактеризовать сложно. С одной стороны, он криптоэнтузиаст, и став президентом, начал инвестировать бюджет страны в биткоин. Биткоин — мечта экономических «анархистов» — стал в Сальвадоре признанной валютой, им теперь можно расплачиваться в магазинах.
С другой — он предпочитает сильное государство и не чурается ограничению свобод граждан.
Его рейтинг зашкаливал и в среднем составлял не меньше 70%.
Помимо борьбы с коррупцией и преступностью он озаботился и восприятием Сальвадора в мире: биткоин-экономика, конкурс «Мисс Вселенная — 2023», строительство одной из самых крупных в регионе библиотек в столице Сан-Сальвадоре, которая обошлась в 54 миллиона долларов.
Фото: AP / TASS
Это принесло ему популярность не только на родине, но и во всей Латинской Америке. Согласно опросу от ноября 2023 года, он стал самым популярным политиком региона с рейтингом в 90%.
А борьба с преступностью начиналась сразу же — в 2019 году, когда власти взяли под контроль все 28 тюрем в стране. На 2022 год в тюрьмах и под следствием находилось более 71 000 человек, что составляет примерно 1% населения Сальвадора. Количество убийств резко снизилось — до 7,8 на 100 000 населения. В 2022 году было совершено 495 убийств, хотя еще в 2021 году их было 1147. В 2023-м цифра упала до 2,4 на 100 000.
В марте 2022 года Букеле ввел чрезвычайное положение и объявил полномасштабную войну криминалу. Причина тому — неожиданно резкий рост насилия на улицах, в один день тогда было убито шесть десятков человек. Гражданские права были ограничены (особенно это распространялось на задержанных и подозреваемых в совершении преступлений. — Ред.).
Появилась и одна из крупнейших тюрем в мире, ее вместимость — 40 000 человек.
И эта «крепость» стала главным символом правления действующего президента, деятельность которого сподвигла международную общественность вновь поднять философский вопрос: какой ценой может быть достигнута безопасность в стране?
Организация Amnesty International считает, что примерно 2% населения страны в возрасте от 18 лет находятся в тюрьме. В докладе говорится, что следственные действия ведутся против 1190 детей, находящихся под стражей. Чрезвычайное положение в стране продлевалось несколько раз и до сих пор не снято. Без суда разрешено вмешиваться в частную переписку, связь и задерживать людей не на 72 часа, а до 15 суток.
Среди критиков президента популярно мнение, что полиция действует без разбора и хватает на улицах любого, кто напоминает им членов банд. Например, подростков с татуировками. Правозащитники сомневаются, что при среднем уровне задержаний 150 человек в день возможно решить проблему массовой преступности эффективно. Международная правовая организация Cristosal зафиксировала смерть 139 людей в тюрьмах, которые требовали особого ухода при содержании в таких местах. В докладе утверждается, что у заключенных отсутствуют любые права: их избивают, калечат и унижают в тюрьмах.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Громкой стала смерть Роберто Алонсо, который умер в тюрьме из-за диабета. В его биографии не было уголовных преследований, а по делу, в рамках которого его арестовали, — не было улик. Первое слушание в суде должно было состояться лишь в 2025 году, но его здоровье не выдержало заключения. И сейчас в Верховном суде лежат примерно 6000 похожих жалоб на незаконное задержание и арест.
При Букеле расцвели анонимные доносы на «горячую линию», которые приводят к реальным тюремным срокам. При этом сам президент признает, что в тюрьмах могут оказаться невиновные, но решение проблемы бандитизма перевешивает все «издержки».
Вообще, в странах Латинской Америки, где наркокартели могли контролировать целые регионы, как в Колумбии, или терроризировать мирное население, как в Эквадоре, выбор методов борьбы сильно ограничен. Например,
полная противоположность Сальвадору — мирный план президента Колумбии Густаво Петро, который выступает за легализацию кокаина. Он считает, что единственный способ положить конец наркопреступности — законодательно разрешить употребление наркотиков.
4 февраля 2024 года. Наиб Букеле и его супруга Габриэла Родригес во время голосования на президентских выборах. Фото: AP / TASS
«Самый клевый диктатор в мире»
Основания подозревать Букеле в диктаторских стремлениях есть, несмотря на то, что он сам иронизирует над тем, как его окрестили в СМИ. Февраль 2020 года стал тому подтверждением. Тогда парламент был еще оппозиционным и не планировал одобрять кредит на 109 миллионов долларов от Центральноамериканского банка экономической интеграции.
Найиб решил эту проблему очень просто — приказал военным оцепить здание парламента и никого оттуда не выпускать. Условие освобождения парламентариев было лаконичным — одобрить кредит.
Но кворума не было, и тогда президент на манер Наполеона Бонапарта, водрузившего себе корону на голову, сам сел на место спикера. Своего он добился.
После он провел две государственные реформы — сократил число муниципалитетов с 262 до 44, укрупнив их, и сократил размер парламента — с 84 до 60 депутатов. Вообще-то политологи уверяют, что чем меньше количество разыгрываемых мандатов во время выборов в парламент, тем сложнее новым и малым партиям попасть в законодательную власть. Потому действия Букеле можно охарактеризовать как централизацию власти или строительство административной вертикали.
Если бы Найиб следовал условно существующему гайду, как стать диктатором, то должен был реализовать и главный пункт в повестке каждого начинающего авторитарного правителя — продлить свою власть и обойти формальные процедуры выборов. Именно это он и сделал — ведь по Конституции запрещено переизбрание действующего президента. Благодаря большинству в парламенте, которое утверждает членов Конституционной палаты Верховного суда, трактовка этого запрета поменялась. Президенту пришлось формально уйти в отпуск и передать временное управление другому человеку. Получилось так: если срок президентских полномочий был реализован не до конца, то и запрет будто бы не действует. По крайней мере, с такой логикой согласился сам Найиб.
…Сальвадор стал заложником проблем, которые не решались десятилетиями. И сегодня избиратели довольны тем, что на улицах не стреляют, как раньше. Рейтинг президента бьет рекорды, экономика медленно восстанавливается. Имя Букеле стало нарицательным и превратилось в «букелизм» — жесткую политику нетерпимости к уличной преступности.
На вопросы: «Стоит ли оно того?» — избиратели Сальвадора сегодня отвечают: «да». А на вопрос: «Что важнее: безопасность или права человека?» — Сальвадор отвечает: «первое».
Сумеет ли государство остановиться, или ограничение прав и свобод станет долгоиграющей политикой — вот вскоре и увидим, ведь Букеле переизбран, несмотря на Конституцию, на второй срок.
* Запрещенная в РФ террористическая организация.
Телеграм-канал Павла Дубравского Campaign Insider
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68