Со времен колумбийского наркокортеля Пабло Эскобара мир не видел столь ужасных кадров из Латинской Америки. Перевернутые машины, стрельба на улицах и в кампусах, захваченная ТВ-станция с заложниками и расстрелы охранников тюрем в прямом эфире. Эквадор захлестнуло волной насилия, и причиной тому стала война правительства с наркотиками.
Президент страны был вынужден объявить, что в стране начался «внутренний вооруженный конфликт». Умеренно правый молодой политик Даниэль Нобоа избрался лишь осенью этого года и всего на 16 месяцев, победив своего главного оппонента — Луису Гонсалес — благодаря обещаниям положить конец давнему разгулу преступности и вернуть в страну мир.
Эквадор захлестнуло криминалом и наркотиками. Отсюда массово бегут люди — больше 100 000 эквадорцев перешло южную границу с США в 2023 году. С 46 до 300 выросло количество убийств в тюрьмах за год.
Примерно 80% от общего числа убийств на улицах городов приходится на разборки наркокартелей, в 2021 году было убито 3538 человек.
- В 2014 году на 100 000 человек населения приходилось 8 убийств,
- в 2022 году — почти 26.
- В 2023 — уже 46.
Из некогда спокойной и мирной страны в 2010-х годах Эквадор превратился в территорию хаоса, где убивают кандидатов в президенты.
Беспорядки в Латакунге, Эквадор, 4 октября 2022 г. Фото: Dolores Ochoa / Associated Press / East News
Неделя насилия
9 января 2024 года в самом населенном городе Эквадора — Гуаякиле — произошла трагедия, причины которой еще долго будут анализировать историки и политологи. В студию государственного телеканала TC Televisión ворвались преступники и взяли в заложники журналистов прямо во время прямого эфира. Внимание всей страны было приковано к видеотрансляции с умолявшими о пощаде журналистами. Вечером этого же дня заключенные 5 тюрем взяли в заложники 125 охранников и 14 сотрудников администрации. Интернет заполонили кадры насилия и издевательств над мирными жителями, сотрудниками охраны и даже полиции.
Боевики берут в заложники журналистов в прямом эфире. Кадры трансляции
В Эквадоре ввели чрезвычайное положение, а к столице стянули бронетехнику. Соседние страны выразили свою поддержку и отправили к границе с Эквадором спецподразделения.
С этого дня в публичном пространстве преступников называют только террористами.
Больше десятка криминальных организаций признали террористическими и воюющими негосударственными формированиями. Это означало, что они стали «легальными военными целями».
Насилия на улицах не становилось меньше. Были похищены 4 полицейских, возле государственных зданий взрывали машины. Был убит прокурор Сесар Суарес, который расследовал захват заложников в телестудии, — его застрелили в собственной машине, выпустив по нему минимум 20 патронов.
Захватом телецентра все не ограничилось. Преступники пошли дальше и попытались захватить Университет Гуаякиля, а после отправились терроризировать местные больницы, грабя кабинеты и стреляя по сотрудникам.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Все это стало ответом на активные действия правительства, объявившим войну наркокартелям. В декабре 2023 года на территории Эквадора началась операция «Метастазы», в результате которой были выявлены коррупционные связи между наркобаронами и государственными служащими высокого ранга. Несколько десятков чиновников и судей были арестованы. Президент Даниэль Нобоа приступил к выполнению своих предвыборных обещаний — борьба с организованной преступностью стала приоритетом его политики.
Президент Эквадора Даниэль Нобоа. Фото: Carlos Luján / Associated Press / East News
Новым поводом для эскалации событий стал побег 7 января главы группировки Los Choneros Хосе Вильямара, более известного как Фито. Его должны были перевести в тюрьму строгого режима. Практически одновременно сбежал и другой известный главарь преступной группировки — Фабриско Колона Пико. Он возглавлял картель Los Lobos и во время побега прихватил с собой еще 38 заключенных. Позже он попросит президента Эквадора разрешить ему сдаться при условии гарантий безопасности. Президент ответит, что с террористами переговоров не ведет, а страна устала от ультиматумов преступников.
«Мы на войне»
Президент Нобоа отказался идти на уступки наркокартелям. Первая волна насилия со стороны преступников вызвала шок у международного сообщества, но еще больше удивил ответ правоохранительных органов. По мнению отдельных СМИ, Нобоа неофициально разрешил силовым структурам делать с преступниками все, что они захотят, включая издевательства с последующей видеофиксацией всего процесса.
Интернет снова заполонили видео, только в этот раз не с мирными жителями, трясущимися от страха перед преступниками. На многочисленных роликах видно, как полицейские заставляют связанных бандитов бить друг друга по лицу либо везут десятки связанных членов ОПГ полураздетыми в фургоне, периодически избивая их и пиная ногами по голове.
За несколько недель в Эквадоре было проведено более 10 000 военно-полицейских операций, которые привели к аресту 1105 человек. Больше двух десятков террористических группировок ликвидировано. Освобождались заложники. На границе с Перу найдено 80 пунктов нелегальной контрабанды оружия. Был обнаружен склад с 22 тоннами кокаина — это крупнейший «улов» в истории страны.
Ужесточился контроль за пересечением границы.
Теперь граждане Перу и Колумбии, чтобы попасть в Эквадор, обязаны предоставить справку о несудимости.
Заключенные в тюрьме Тури в Куэнке, Эквадор, 14 января 2024 года. Фото: AFP / East News
Эквадор плотно сотрудничает со своими соседями и другими латиноамериканскими странами. Президент Аргентины Хавьер Милей выслал в Эквадор семью сбежавшего преступника Фито, из-за которого и началось противостояние государства и преступных группировок.
После жесткого ответа на действия наркокартелей Нобоа выступил с программой нового курса для страны.
- Он предложил повысить НДС, чтобы финансировать борьбу с преступностью (сейчас налог составляет 12%, а будет 15%).
- Вторым пунктом стала реформа пенитенциарной системы. Из страны постараются выслать примерно 15 000 криминальных элементов с паспортами других стран. Построят две новые тюрьмы максимального и высочайшего уровня безопасности, которые будут находиться в удаленных от крупных городов местах, на 3000 человек.
В 2025 году Нобоа ждут перевыборы. Его политическое будущее зависит от того, как он сможет решить проблему наркопреступности в стране. Но повторять модель президента Сальвадора Найиба Букеле* действующий глава Эквадора не хочет, считая ее слишком авторитарной. Поэтому предлагает сочетать активную борьбу с преступностью и экономическое развитие.
Хватит ли одного года для возвращения Эквадора на мирные рельсы, покажут события ближайших месяцев.
Павел Дубравский, политтехнолог и автор телеграм-канала Campaign Insider
* В рамках войны с преступными группировками в Сальвадоре были фактически приостановлены некоторые гражданские свободы, полиция и армия получили карт-бланш на насилие, задержания без ордера, увеличение сроков административного ареста. В Сальвадоре была построена крупнейшая в регионе тюрьма — на 40 тысяч человек.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68