СюжетыКультура

Птицы смерти в зените стоят

В Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге к 80-летию полного снятия блокады открылась необычная выставка «Город-герой Ленинград»

Птицы смерти в зените стоят

Экспонаты выставки «Город-герой Ленинград». Фото: соцсети

Впервые такая масштабная городская выставка, посвященная самому трагическому времени в истории Ленинграда-Петербурга, рассказывает о блокаде лишь негромкими голосами жителей осажденного города. Организаторы экспозиции обошлись без грома орудий, без вдохновляющей и направляющей роли партии. При этом в залах «Манежа» сохранена вся полифония жизни Ленинграда в блокаде — от эвакуации по льду Ладожского озера и организации производства до смертного голода, каннибализма и борьбы с «ленинградской болезнью» — алиментарной дистрофией.

Проект «Город-герой Ленинград» реализован ЦВЗ «Манеж», комитетом по культуре Петербурга и Александринским театром при поддержке Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, музеев, библиотек, театров, предприятий города, частных коллекционеров, с привлечением экспертов-историков. Около 50 институций предоставили «Манежу» свои экспонаты. Предметы быта, фрагменты заводского оборудования, результаты лабораторных исследований, кинохроника, фотографии, документы, подлинные вещи блокадников, около 200 графических и живописных полотен ленинградских художников, рисовавших город, и даже живые растения — все это собрано авторами экспозиции в единое повествование со своим сюжетом и главными героями. Что стало возможным благодаря масштабному использованию приемов театральной бутафории и современным мультимедийным технологиям.

Выставка «Город-герой Ленинград» в центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге. Фото: Наталья Шкуренок

Выставка «Город-герой Ленинград» в центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге. Фото: Наталья Шкуренок

— Мы не показываем войну, мы показываем жизнь, нам хотелось сделать проект, который разбудил бы в современных зрителях не только интерес к фактам, но и заставил их пережить эмоции и чувства, которые испытывали ленинградцы в блокаду,

— рассказала Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж». — Для этого нужна была сильная драматургия, поэтому мы обратились в Александринский театр. С нами работала целая команда сценаристов, драматургов, театральных художников под руководством театрального режиссера Антона Оконешникова.

Выставка «Город-герой Ленинград». Фото: Наталья Шкуренок

Выставка «Город-герой Ленинград». Фото: Наталья Шкуренок

«Город-герой Ленинград» выстроен не по принципу «посмотрите направо, посмотрите налево» и проходу вдоль витрин. Это проект-погружение с сюжетом, созданным на основе социального портрета жителя блокадного города в период с сентября 1941 по август 1942 года. Главные герои — воспитательница детского сада, молодой ученый из тех, кто продолжал работать в Ленинграде, девушка-художник, помогающая эвакуировать музейные ценности, уже немолодой музыкант, семья которого уехала, и десятилетний мальчик, оставшийся один.

По ходу действия судьбы всех пятерых персонажей переплетаются. У каждого из них есть реальный прототип, монологи героев собраны из подлинных дневников ленинградцев и литературных текстов в единый аудиоспектакль. Цветовая композиция выставки выдержана в черно-серо-белых цветах кадров кинохроники, ритмично сменяющих друг друга: от аванзала, где под потолком висят черные аэростаты с пятнами света от прожекторов, до белоснежного зала филармонии в финале экспозиции.

Экспонат выставки «Город-герой Ленинград». Фото: соцсети

Экспонат выставки «Город-герой Ленинград». Фото: соцсети

И так же ритмично меняются пространства, по которым проходят посетители. Маршрут соответствует сюжету аудиоспектакля — на входе каждый посетитель получает в придачу к билету аудиогид с этой записью. Посетители сначала приходят в кинотеатр первых месяцев войны, где крутят музыкальную комедию «Антон Иванович сердится» и смеются зрители. Оттуда, через коридоры Смольного и зал, где показывают учебный фильм о борьбе с зажигалками, в пространства каждодневной блокадной жизни — на черный рынок, в детский сад, разбитую квартиру, на завод, в лабораторию, опустевший музей, на заснеженный берег Ладожского озера.

— Самое сложное было — не манипулировать зрителями, не выжать из них слезу, а передать глубину эмоций, страданий реальных людей, — говорит режиссер проекта Антон Оконешников. — Мы даже обращались в другие музеи, например, в Музей холокоста Яд Вашем, специально знакомились с тем, как нужно работать с трагедией, с переживанием катастрофы.

Постамент «Медного всадника», укрытый мешками с песком. Фото: Наталья Шкуренок

Постамент «Медного всадника», укрытый мешками с песком. Фото: Наталья Шкуренок 

Значительное пространство посвящено теме спасения памятников и музейных фондов — на стенах вокруг бутафорского, но практически в натуральную величину постамента «Медного всадника», укрытого мешками с песком, представлены документы, фотографии, рисунки с маскировочными укрытиями, проектами будущих памятников. На экспозиции есть даже живые объекты — настоящая рассада крапивы, одуванчиков и подорожника, которую специально для выставки вырастили сотрудники Ботанического института.

Маршрут подчинен сюжету аудиоспектакля, в который включены все самые страшные и драматические эпизоды блокады. У черного рынка музыкант рассказывает, сколько стоит полкило хлеба или сто грамм сахара, и мечтает — что приготовит жена, когда вернется из эвакуации?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Рассада крапивы — экспонат выставки «Город-герой Ленинград». Фото: Наталья Шкуренок

Рассада крапивы — экспонат выставки «Город-герой Ленинград». Фото: Наталья Шкуренок 

Воспитательница детского сада рассказывает, как несколько часов потратила, чтобы принести детям елку, а потом выпросила на кухне немного муки, чтобы сварить клейстер для бумажных игрушек. А когда на минуту вышла в другую комнату за ножницами, дети съели клейстер и заплакали… Мальчик рассказывает, как мама читала ему страшную сказку про ведьму, пожирающую людей, и строго-настрого велела никогда ничего не брать у «добрых» теть на улице и стараться не ходить в одиночку по городу.

Кинотеатр первых месяцев войны. Фото: соцсети

Кинотеатр первых месяцев войны. Фото: соцсети

Девушка-художник рассказывает, как музеи эвакуируют свои фонды, молодой ученый — как, пытаясь спасти машины, идущие по льду Ладоги, ученые изобрели прогибограф (прибор для измерения колебаний льда), как ботаники и биологи разрабатывали новые продукты и искали способы борьбы с «ленинградской болезнью» — алиментарной дистрофией. Кстати, результаты этих исследований помогли потом в лечении освобожденных узников нацистских лагерей.

В залах есть и «говорящие» экспонаты — если к этикеткам поднести аппарат аудиогида, можно услышать их историю.

Выставка «Город-герой Ленинград». Фото: Наталья Шкуренок

Выставка «Город-герой Ленинград». Фото: Наталья Шкуренок

Например, историю двухкопеечной монеты: голодной зимой 1941–42 года женщина подбросила ее, чтобы решить, кого из двух сыновей оставить в живых. Ему она отдавала порции еды — и свою и его брата. Мальчик выжил и сохранил монету, благодаря которой он остался жить. Или — свадебное платье, сшитое из ночной сорочки, принадлежавшей Марии Бенуа, жене Леонтия Бенуа. Сорочку, за неимением ничего другого, переделали в свадебное платье для Варвары Мясоедовой. Ее потомки сохранили его как драгоценную реликвию.

Читайте также

На колеснице тихо едешь, дальше будешь…

На колеснице тихо едешь, дальше будешь…

Петербургский музыкальный театр ЛДМ переделал спектакль по роману Бориса Акунина* «Алмазная колесница» в мюзикл «Марко Поло»

— Современного зрителя можно зацепить только личными историями, переплетением судеб, живыми эмоциями, и этот выставочный проект — несомненная удача, — уверен Никита Ломагин, доктор исторических наук, эксперт. — Здесь удачно реализованы принципы современного музееведения, выдержана мера между драматургией и исторической правдой, и это цепляет, особенно молодого зрителя. Это очень хороший эксперимент, пища для размышления для всего нашего музейного сообщества.

  • Выставка продлится в «Манеже» до 12 мая 2024 года.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow