Фраза председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрея Широкова о том, что приватизация квартир в 1990-е была ошибкой и эту ошибку можно исправить, полетела по социальным сетям, что называется, впереди своего визга.
Экономист, услышав такое странное предложение, пожмет плечами, а потом пойдет проверять источник информации.
И действительно найдет детали, которые если не полностью меняют смысл этой фразы, то, во всяком случае, значительно ее корректируют.
В интервью «Аргументам и Фактам» господин Широков сказал следующее:
Андрей Широков. Фото: cnis.ru
Андрей Широков:
«Возможно, приватизация жилья была одной из самых больших ошибок 90-х. Потому что она породила огромный класс "нищих собственников", не умеющих, а часто и не желающих управлять своим домом, не имеющих достаточно средств на его обслуживание и ремонт. По-хорошему, при нашем уровне развития экономики 60% населения должны были бы жить в арендном жилье, а не в собственных квартирах. А мы всех без разбора загнали в частную собственность. И продолжаем загонять дальше, с помощью ипотеки…»
Вот с этого места можно подробнее.
Начать нужно, конечно же, с приватизации.
Себе заводы, народу квартиры
С точки зрения правящего класса РФ приватизация — что «большая» (крупных активов), что «малая» (тех же квартир) — не просто удалась, она удалась превосходно. Собственниками активов стали те, «кому положено», в кругу «приватизационной олигархии» нет посторонних. «Социалистическая собственность» не сразу, не без конфликтов, но распределилась «между своими». Как и на каких условиях — это уже было делом десятым.
Иное дело, что «свои» до сих пор не вполне признают друг за другом эту собственность и так же до сих пор не могут договориться о гарантиях ее сохранения.
При этом, что характерно, всякие декларации типа «приватизация нужна для создания в РФ массового среднего класса» или «собственность народу» остались декларациями.
Реальная цель — сделать наследников советской элиты владельцами «заводов/пароходов» — не декларировалась, но понималась как настоящее политическое обязательство власти.
Фото: Кавашкин Борис / Фотохроника ТАСС
Но надо было что-то оставить и народу.
Народу оставили квартиры.
В СССР ведь на квартиры в целом тоже не было права собственности, было право на занятие жилплощади (определенного метража и по определенному адресу), причем качество квартир одинаковой площади могло отличаться в разы. И наследование было довольно условным, сохранить за собой «хорошую квартиру» могло быть непростым делом.
Можно сказать, что «ответственный квартиросъемщик в СССР» был кем-то вроде «временнообязанного» бывшего крепостного в России второй половины XIX века. Да, у него был участок земли, за который он должен был вносить платежи и в распоряжении которым он был ограничен. А вот «приватизация квартир» в 90-е сыграла ту же самую роль, что и прекращение «выкупных платежей» в начале XX века.
И что характерно, приватизация квартир была организована массово, быстро, без всяких «нацпроектов» и «цифровизации». Квартиры отдали людям без излишней бюрократии, максимально комфортным способом (причем срок приватизации много раз продлевался).
Почему?
Потому что здесь тоже было политическое решение и политическое согласие элит. В 90-е власть вполне могла бы предложить людям выкупить свои квартиры, да и мысли такие бродили в высоких коридорах, но нет: раз уж успел зацепиться за «метры» в СССР — ну, значит успел, оформляй в собственность, думай, что с ними сделать дальше. Мы не дергаем тебя из однокомнатной панельки на окраине города, ты не дергаешься, что кто-то стал владельцем горно-обогатительных комбинатов и сталепрокатных заводов.
Обрушение дома на Гороховой, Санкт-Петербург. Фото: Бумага
Все понимали, что за «свои квартиры» постсоветские люди платить не будут ни при каких обстоятельствах, особенно после того как выяснилось, что на «сбережения в сберкассах» ничего особенно не купить.
И самое лучшее, что можно сделать, чтобы не злить людей, — это быстро отдать им то, что они и без того считают своим.
Можно даже сказать, что эти две приватизации были двумя сторонами одной и той же монеты, своего рода договора: мы не спрашиваем, откуда у вас взялись заводы/пароходы, вы без разговоров закрепляете за нами права собственности на жилплощадь, на которой мы и так сидим.
Приватизация квартир оказалась очень успешной с точки зрения создания «рынка жилья». Квартира — это самый понятный актив, в отношении которого у граждан нет сомнений, как он оценивается и сколько стоит.
Это вам не акции, которые сегодня есть, а завтра нет. И не наличные, которые могут отменить, обменять, обесценить за пять минут — видели, знаем. И даже не банковский счет, пусть и трижды застрахованный. И не «две «Волги» на ваучер».
Фото: Алексей Зотов / ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Кроме того, квартиры — это такая штука, которую в этой стране массово не отбирали у людей уже почти 100 лет, четыре поколения.
Плюс (давайте по правде) снимать квартиру и жить в своей квартире в реалиях РФ — это две большие разницы: да, снимать можно и лучше, и чище, и к работе ближе, но… это если у тебя есть деньги и место, куда вернуться, если что-то пойдет не так. А если такого места за спиной нет — ты полностью зависишь от условного хозяина квартиры.
Но у «монеты» нового общественного договора неожиданно оказалась третья сторона.
Третья сторона монеты
Плюсы быстрой приватизации квартир были очевидны, но, как и любое быстрое решение, она несла в себе издержки, которые могли проявиться значительно позднее.
Оборотной стороной быстрой приватизации оказалась… консервация низких зарплат на макроуровне.
Это не так очевидно на первый взгляд, но для стран с аналогичным России подушевым ВВП собственное жилье в городе — это действительно скорее исключение, чем правило.
Как это работает: в нормальной ситуации работодатель и работник, договариваясь о зарплате, по умолчанию имеют в виду, что работнику надо где-то жить (то есть оплачивать аренду квартиры или оплачивать ипотеку), и эта сумма становится частью зарплаты.
В 90-е эта часть договора, также по умолчанию, выпала из процесса определения зарплаты в РФ. У тебя же должно быть, где жить, предполагал наниматель, зачем мне учитывать в зарплате эти расходы.
И очень похожая ситуация сложилась в коммунальных услугах: мы искусственно поддерживаем их на низком уровне, но вы миритесь с низкими зарплатами.
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Тут ведь вот еще какая проблема: Советский Союз сильно опоздал с урбанизацией и строительством массового жилья — Сталин строил заводы, до жилых кварталов ему не было дела; кто не хотел устраиваться в барачных городках или в углах общежитий, мог оставаться в колхозе. За жилищное строительство взялись уже при Хрущеве, и «квазибесплатная квартира от государства» на самом деле стала важной частью общественного договора — да, советская власть «выделяла жилье», но это с точки зрения макроэкономики было то же самое, как если бы она удерживала с человека значительную часть зарплаты, а потом возвращала бы ее «метрами» по собственному усмотрению.
Именно это обстоятельство сильно перекосило будущий рынок жилья в России: человек получал квартиру, но в распоряжении этой квартирой он был очень сильно ограничен, да и ценность формально одинаковых «метров» оказалась очень различной в зависимости от возникшего потом реального спроса на это жилье:
московские «метры» превратили их обладателей в долларовых миллионеров, а с «метрами» на окраинах промышленных моногородов такого чуда не произошло.
И если мы обратим внимание, где происходят аварии ЖКХ, большей частью это будут те города и районы, где живут люди, оказавшиеся в странном промежуточном положении: да, свое жилье есть, но нет достаточных доходов, чтобы оплачивать издержки, связанные с обслуживанием этого самого жилья.
Собственно, об этом и говорил господин Широков: если нет денег на содержание своего жилья — значит, нужно создать механизм, который превратит человека из собственника в арендатора «государственной квартиры», а уже государство будет нести ответственность за поддержание этих квартир в приемлемом состоянии.
Но это паллиативное решение.
Оно кажется привлекательным, но само по себе еще не создает экономического механизма мотивации для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Для того чтобы у собственника жилья, сдающего его в аренду, существовала такая мотивация, он должен нести риски потери арендаторов: если в твоем доме холодно зимой — ок, мы съедем на другую квартиру, и ты вообще не получишь платежей.
Так что «развитие системы ЖКХ» не решается «деприватизацией» — только ростом доходов людей и ростом предложения жилья. Но для этого нужно такое же системное решение: ведь и то и другое потребует ресурсов — финансовых, материальных, человеческих, — которые правительство предпочитает концентрировать на других направлениях.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68