КомментарийКультура

А в нашей сказочной стране всего хватает нам вполне

На экранах «Мастер и Маргарита» — фантастический блокбастер с фантастическим бюджетом в 1,2 млрд рублей

А в нашей сказочной стране всего хватает нам вполне

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Фильм снимала молодая команда. Всем примерно по сорок лет: и режиссеру Михаилу Локшину (создавшему рождественскую сказку «Серебряные коньки»), и сценаристу Роману Кантору, и оператору Максиму Жукову, и композитору Анне Друбич. Люди одного поколения, воспитанные на зрелищном кино, влюбленные в роман, вознамерились не следовать рабски буквально полифонической истории, гуляющей между эпохами и странами, а сделать вольную фантазию, сохранив дух и магнетичность романа. И, несмотря на некоторые огрехи, с этой амбициозной задачей справились.

Но для этого надо было придумать концепцию, которая связала бы все в один поток. И этой связующий нитью стал Мастер как альтер-эго Булгакова и его сожженный и возрожденный роман.

Итак, успешный писатель (Евгений Цыганов) оказывается в центре большого скандала. Спектакль «Пилат» по его пьесе накануне премьеры снимают с репертуара, декорации разрушают по решению Наркомпроса. Коллеги по литературному цеху дружно и пламенно громят его на собрании за вредоносную вещь. Тираж «Нового мира» идет под нож. Редактор публично кается за проявленную политическую близорукость. Критик Латунский (Дмитрий Лысенков) и Барон Майгель (Алексей Гуськов) обвиняют нераскаивающегося писателя в апологии ревизионизма и прочих измах, которые следует выжигать каленым железом.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Мастер на грани самоубийства, хотя уже задумал роман жизни. И именно в этот момент встречает прекрасную Маргариту (Юлия Снигирь) — не только возлюбленную, но музу, вдохновительницу (и даже редакторшу) книги. И теперь уже сама книга, по мере написания, втягивает всех людей из их окружения на свои страницы, смешивая античное прошлое с настоящим и будущим.

«Мастер и Маргарита» Михаила Локшина и Романа Кантора — кино мирового уровня, вольная, вдохновенная и пышная фантазия по мотивам несгорающего в пекле времен романа.

Безумству храбрых! Своей волей они некоторые линии серьезно урезали, обездолив многих знаковых персонажей, а свиту Воланда превратив в яркие, запоминающиеся, но шаржи. Из десятков памятных героев выбрали и укрупнили главных. Мастера и его музу Маргариту. Их трагичный роман — история бесконечной безоглядной непоказной любви и самопожертвования. Они будут изгнаны из своего рая в подвале знаменитого деревянного дома с садиком и розовым кустом на Арбате.

История Пилата и Иешуа Га-Ноцри рассказана более бегло, она выходит со страниц книги Мастера, зато рифмуется с реалиями сталинских тридцатых, с размышлениями о неизменяющихся на протяжении веков «добрых людях». Римский прокуратор (Клас Банг) мучается головной болью и поначалу свысока смотрит на тщедушного Иешуа (проповедник Аарона Водовоза совершенно лишен привычного величия, иконописной красоты Мессии). «Добрые люди» перепутали и неверно записали все, что говорил Иешуа. Но синедреон и Пилат поверят именно им. Убийцу Варавву помилуют, проповедника казнят… за слова.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

А центральным героем романа становится некий Воланд (Аугуст Диль), на первый взгляд — просто любопытствующий иностранец c визиткой D-r Theodor Voland. Возникающий из майского зноя мессир со своей свитой прибывает в страну мечтателей, страну героев и их столицу. Повелитель сил Тьмы желает увидеть не только экстренно хорошеющую в тридцатые годы Москву, нового человека из общности будущего. Ему предстоит убедиться, что люди и здесь не новые, а «забытые старые».

Именно Воланд в безупречном и остром воплощении Аугуста Диля позволяет посмотреть со стороны на «дорогих моих москвичей», на тьму лживого общества со светлыми идеалами, на карательную медицину, в которой морфий перемежают с током. И на меняющийся моральный климат: «То, что вчера еще можно, — сегодня уже нельзя». На великую широкомасштабную стройку Страны Советов. И даже заглянуть к нам в ХХI век с помощью прогрессивного мюзикла «Вперед в будущее!», там в 2022-м году в состав великой Страны Советов войдут уже все республики мира. И хором споют: «А в нашей сказочной стране всего хватает нам вполне».

Главное достоинство фильма — футуристическое пространство, альтернативная утопическая Москва, которая перестраивается, засучив рукава

(художник фильма Денис Лищенко). Герои ходят по качающимся доскам, проложенным по грязи вместо тротуаров, мимо строительных лесов, кранов. А вокруг — красоты победившего социализма: величественный Дворец Советов, фонтаны, широкие проспекты и скверы, гранит и мрамор, в небо устремлена архитектурная поэма конструктивизма. На Тверской жаркая первомайская демонстрация: шеренги, живые пирамиды, шары. А в небе дирижабли. Это достроенный фантазией художников фантасмагорический мир, в котором коммунальное настоящее уживается с вымечтанным «послезавтра». Самым циклопическим зданием, поражающим своим великолепием и видами, оказывается психиатрическая клиника, в которой встретятся писатель и поэт Бездомный (Данил Стеклов). В которой Мастер и допишет свой роман.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Новый мир строится — щепки летят. В том числе неблагонадежные писатели и зарвавшиеся поэты. Между фантастической «Новой Москвой» и Ершалаимом Пилата простроен невидимый мост со многими параллелями. Здесь и там диспут о вере. В знаменитом прологе на Патриарших пытаются доказать, что в новом обществе новая религия — атеизм. Идеализм Мастера, вообразившего, что романом можно изменить к лучшему человека и окружающую реальность, рифмуется с верой Иешуа в силу человеческого духа. А трусость, сестра коварства и подлости писателя Алоизия (Яценко), состряпавшего донос на Мастера и поселившегося в разрушенном арбатском раю, — дивиденды иудиных 30 сребреников.

Вообще, при всей внешней эффектности, уместной и вполне качественной компьютерной графике, авторам удалось затронуть немалое количество тем и нитей романа. Среди них и двойная жизнь советских людей: днем на собраниях и комитетах — вечером в злачных местах на тайных приемах, и диспут о добре и зле, начатый Пилатом, а завершенный Воландом, и размышления о грехе убийства, и тема решимости любви, готовой пойти на сделку с дьяволом. При этом

фильм строится как монтаж аттракционов. Будет и сеанс черной магии, и дождь из купюр, и неведомо куда отлетающие головы.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

В квартире Латунского качается люстра, пустой лифт поднимается на нужный этаж, по коридору с красной дорожкой вслед за невидимой Маргаритой летит камера, в кухне со звездным кафелем находится молоток — орудие возмездия. Он начинает крушить все в этой барской квартире, включая бюст Маркса и портрет Латунского, напоминающий Эраста Гарина. В окне — зловещая круглая Луна, по квартире летает смех невидимой мстительницы Маргариты, превратившейся из надломленной женщины в прекрасную ведьму. В «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Хотя бы в книге можно расквитаться с безнаказанным и громадным злом и мелкой подлостью?

Метафизические и философские мотивы романа легко сшиваются с сатирическими фресками, высокая шекспировская трагедия — с бытовым фарсом, бурлеск — с макабром. И мы летим вместе с камерой Максима Жукова по заколдованной темными силами Москве, гуляем между строками романа, между реальными исковерканными судьбами и их литературными воплощениями, остро сочувствуя таланту любить, неуместным на грешной земле идеалам, продолжающим существовать даже после смерти, в другом измерении.

У фильма — устроенный по законам симфонизма саундтрек с прописанными лейтмотивам героев и их тем. Композитор Анна Друбич смешивает, как того и требует драматургия, музыкальные стили: от джаза до скрежета индастриала, хорала и классических тем, вписанных в партитуру.

Читайте также

Комбинат безнадежья

Комбинат безнадежья

На экраны вышел фильм «Панические атаки» Ивана Твердовского

В кинотеатре «Октябрь» для премьеры у громадного Первого зала возвели огненную алую конструкцию, напоминающую капище. Или вход на бал Маргариты. Нарядная публика проходила в зал мимо этого искусственного пламени на встречу с экранным мессиром Воландом (Аугуста Диля на премьере не было).

Выпуск после долгих раздумий фильма в прокат можно было бы рассматривать как послабление цензуры. Но, как говорится в неубиваемом романе: «Не бывает так, чтобы все стало, как было».

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow