КомментарийПолитика

Иран пошел в разнос

Какой план придумали муллы, зачем Корпус стражей исламской революции обстреливают соседей и при чем тут Красное море

Иран пошел в разнос

Результаты ракетного удара КСИР по Эрбилю. 17 января 2024 года. Фото: SAFIN HAMID / AFP / East News

Пока ведущие мировые нефтедобывающие и логистические концерны один за другим разворачивают корабли и пускают их вокруг Африки из-за блокады Красного моря хуситами, решил сказать свое слово и Тегеран, и затеявший на самом деле этот региональный кризис. Словно праздничные фейерверки стаями полетели через границу персидские ракеты. За 16 января Иран атаковал цели в Сирии, Ираке и Пакистане.

Расположение курдских сепаратистов в Ираке и ИГИЛ* в Сирии иранцы бомбят не первый раз. Примерно тот же сценарий был осуществлен в марте 2022 года. Ровно так же они обстреливали территорию строительства нового корпуса американского консульства в Эрбиле (символ независимости курдского государства) и, предположительно, располагающиеся в этих местах объекты «Моссада». Корпус стражей иранской революции (КСИР) запустил ракеты и официально сообщил об этом. Считается, что удар по консульству США (пострадавших среди служащих нет, ущерб минимален) — ответ на обстрел территории хуситов в Йемене американским и английским флотом.

Но смелость атаковать территорию Пакистана КСИР взял на себя впервые. В этот день в Иране продолжались переговоры о торгово-промышленном сотрудничестве двух стран на министерском уровне. И вот посреди этого ренессанса дружбы народов КСИР без предупреждения запускает ракеты по двум поселениям в пакистанской провинции Белуджистан. Цель — командование сепаратистской группировки «Джейш аль-Адль». И это нечто удивительное.

Исторический Белуджистан разрезан границами Ирана, Пакистана и Афганистана. Цель местных сепаратистов — выйти из состава этих стран и образовать независимое государство. Наибольшая часть белуджей (более 6 млн человек) проживают на западе Пакистана и более 60 лет непрерывно поднимают вооруженные восстания и мелкие бунты против властей Исламабада.

Почти всю свою недолгую историю Пакистан воюет с белуджами. Разумеется, полтора миллиона белуджей, проживающих в соседней иранской юго-восточной провинции Систан, и Белуджистан борются за отделение от Ирана. История этой борьбы не уступает истории курдского националистического движения.

Нет более заинтересованного союзника Тегерана в борьбе с белуджскими боевиками, чем Исламабад.

Трудно сказать, чем руководствовались муллы, когда приняли решение нанести удар по территории соседнего ядерного государства. На Востоке так можно вусмерть разругаться. Даже если сами пакистанцы регулярно воюют на этих же территориях, но это — их территории.

Пакистан ответил зеркально. Он отозвал своего посла из Тегерана и назвал ракетный удар «не спровоцированным и вопиющим нарушением суверенитета Пакистана». Военные в Исламабаде заявили, что имеют право нанести по Ирану ответный удар. Ракеты для этого у них имеются. Можно указать на «Шахин-2» дальностью не менее 1500 км или на крылатую ракету «Бабур» (дальность не менее 450 км), построенную по переданным пакистанцам Украиной советским технологиям и чертежам Х-55. Эта ракета принята в СССР на вооружение 40 лет назад.

Исламабад. 18 января 2024 года. Демонстрация с осуждением удара Ирана по приграничным районам Пакистана. Фото: Anjum Naveed / Associated Press / East News

Исламабад. 18 января 2024 года. Демонстрация с осуждением удара Ирана по приграничным районам Пакистана. Фото: Anjum Naveed / Associated Press / East News

Но добрые соседи не обратились к этим грозным запасам и остановились на «сдержанной реакции». Ровно в тот же самый час на следующую ночь самолеты ВВС Пакистана пересекли территорию Афганистана и нанесли семь ограниченных ударов тактическими ракетами и авиабомбами по лагерям белуджей в провинции Систан и Белуджистан. Надо добавить, что белуджи — кочевники и каждый сезон пересекают границу с Ираном дважды. Такие поселения правильнее называть кочевьем, табором или даже лагерем. Понятно, что их передвижения армия должна отслеживать.

Кочевья находились рядом с городком Сараван, и все их жители — граждане Пакистана. Погибло семь человек. Наутро МИД Пакистана снабдил эти удары сногсшибательными комментариями, которые сразу попали во все ведущие иранские СМИ. Вот что прочитали персы в Tehran Times, ИРНА, «Эттелаат», Фарс, parstoday.ir:

  • «Источники сообщают о взрывах в некоторых частях города Сараван».
  • «После взрыва в городке Сараван и убийства семи иностранцев Исламская республика Иран потребовала от пакистанских властей немедленных объяснений».
  • Мархамати, заместитель главы политической безопасности губернатора Систана и Белуджистана: «В результате ракетной атаки погибли три не иранские женщины и четверо детей».
  • «МИД Пакистана сообщил о сотрудничестве с Ираном в борьбе с терроризмом и заверил, что Пакистан нанес удары по убежищам террористов пакистанского происхождения на территории Ирана».
  • «МИД Пакистана: Мы полностью уважаем суверенитет и территориальную целостность Ирана. Иран является братской страной, и народ Пакистана испытывает большое уважение и привязанность к народу Ирана».
  • «По словам главы пограничного КПП Мирджаве Хусейна Али Шаха Карама, ситуация на ирано-пакистанской границе спокойная, и КПП открыт и транзитные транспортные средства движутся без проблем».

Понятно, что в истории с бомбежкой местного Воронежа для Пакистана и Ирана важно сообщить о дружбе и взаимоуважении режимов: Ирану — что погибли не иранцы, а Пакистану — что террористы. Но суверенное право ответа Исламабад осуществил. Такого, кажется, в истории народов еще не было.

Но случайно ли поздней осенью Тегеран начал атаковать руками хуситов мировую торговлю в Красном море? Постепенно увеличивая количество инцидентов к январю, он довел дело чуть ли не до блокады. Вот статистика инцидентов в районе Аденского залива и Красного моря, по данным Британского центра морской торговли (UKMTO).

Сначала все обозреватели видели в этом акт солидарности с ХАМАС, хотя и не отвечающий формальной логике. Но после начала операции ЦАХАЛ в Газе очевидно, что лидеры Исламской республики исполняют цельный план и транслируют свою военную решимость на весь регион.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В ту же ночь 16 января КСИР нанес ракетный удар по целям в Эрбиле (Иракский Курдистан) и сирийскому Идлибу, остающемуся под контролем запрещенной в РФ террористической «Аль-Каиды». Багдад тоже возмутился и обещает подать жалобу в Совет безопасности ООН. На большее сил нет. А Сирия и вовсе не реагировала.

Очень показательно заявление Барзани, премьера Иракского Курдистана: «Я призываю федеральное правительство в Багдаде занять принципиальную позицию против вопиющего нарушения суверенитета Ирака и Курдистана». То есть курдский лидер толкует о двух независимых государствах. Что же, курдская администрация давно уже выдает иностранцам въездные визы и ставит штампы в паспорта при въезде. Да и консульство США в Эрбиле фактически исполняет функции полноценного посольства.

То есть главный союзник Тегерана в борьбе с курдским сепаратизмом — шиитское правительство Ирака. Но и оно не в восторге от обстрелов своей земли, даже если скоро ее потеряет. Таким образом, после начала операции против ХАМАС Иран разработал целую серию шагов, призванных представить его как единственного и последовательного защитника ценностей исламского фундаментализма.

Важный эпитет, которым обозначают духовные лидеры Ирана Запад — «высокомерный». При этом сам Тегеран стал региональной силой, не считающейся ни с интересами мировой экономики, ни с соседями, ни с реальной силой врагов.

Добавим, что одновременно ВВС Турции начали интенсивные бомбардировки курдских районов в Ираке и позиций курдского ополчения в Сирии, вдоль границы. У Турции в этих краях своя война, и она не закончится в ближайшие 20 лет. (Кстати, я диву даюсь, что до сих пор в военных вузах МО РФ нет хотя бы одной кафедры курдского языка.)

Сирия. Деревня Тальтета после бомбардировки. Фото: Omar Albam / Associated Press / East News

Сирия. Деревня Тальтета после бомбардировки. Фото: Omar Albam / Associated Press / East News

Война по всему региону, кажется, на пороге. И все же это не Третья мировая война, которой так любят пугать себя и окружающих наши самые высокопоставленные чиновники. Потому что это конфликт, который растет на Востоке. Реакция Пакистана, США, Багдада говорит о возможности умиротворения. Ведь стоявшие в планах ровно в день бомбардировки ирано-пакистанские военно-морские учения в Персидском заливе не отменили! Их сократили до суток, но все-таки провели.

Известно, что США и Израиль ведут непрерывную кампанию по уничтожению командиров «Хизболлы» и видных иранских военачальников. Это открытая война по всем признакам. Иран отвечает сообразно своим возможностям, перекрывая торговые пути и атакуя сателлитов Запада.

Но никто пока не перешел точку невозврата: удары нанесены по сателлитам, хуситы атаки игнорируют, консульство США в реальности не тронули. Решимость сторон и их действия военных обозревателей на Западе не впечатляют. Например, США заявили, что 17 января вернули хуситов в список террористических организаций. И готовы отменить решение, если командование боевиков прекратит атаки на торговые суда.

Не самый сильный ход, как мне представляется. Хуситы вообще не интересуются, в какие списки и кто их вносит или вычеркивает. О формальном характере целей для бомбардировки Йемена мы писали.

Никому сегодня в регионе не по силам настоящая бойня вроде ирано-иракской войны или операции США в Афганистане. Но все эти танцы на грани катастрофы сопровождает неизменный военный риск: в любое время контролируемый конфликт может пойти по худшему сценарию. 

Ведь дело происходит в самом пожароопасном в последние 60 лет регионе мира, тут любая случайность может вызвать катастрофу.

Все это пока что скорее политика, чем война, и военные всего мира лишь наблюдают за ситуацией. Впрочем, одна новость имеет чисто военное значение. Показанная два года назад на военном параде ракета «Хейбар Шекан» с отделяемой боеголовкой действительно пролетела 1200 км (заявленная дальность — 1450 км) и попала в цель с приличной точностью. Таким образом, мы знаем теперь, что гипотетическая атомная бомба Тегерана может долететь не только до Израиля, но и до Стамбула, Воронежа, Волгограда, всех главных баз США на Ближнем Востоке, Бомбея. Бомбы, как уверяет нас МАГАТЭ, пока нет. Но ракету нам продемонстрировали.

* Запрещенная в РФ террористическая организация.

Читайте также

Узкое горлышко в руках дикаря

Узкое горлышко в руках дикаря

Как мировая торговля страдает от иранских прокси — йеменских хуситов и поможет ли военный способ решения проблемы

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow