КолонкаПолитика

Мир не может быть «унизительным»

Обмен ударами не отнял шанс, но продолжение все дальше его отдаляет

Мир не может быть «унизительным»

Последствия обстрела Белгорода. Фото: Павел Колядин / ТАСС

2023 год я заканчивал статьей в «Новой газете» о формирующемся в обществе и становящемся все более популярным запросе на мир, на прекращение огня в Украине и переговоры как главном итоге года.

И шансе — пусть и не очень большом — на реализацию этого запроса.

Обмен ударами, случившийся в последние дни ушедшего года и первые дни года наступившего, выглядит как ответ тех, для кого этот запрос неприемлем.

Кто заинтересован в продолжении боевых действий, а не в их прекращении, полагая, что победа может быть достигнута на поле боя.

Стоит только поднажать, перетерпеть, набрать новых солдат и офицеров, получить или произвести новое оружие…

Жертвы и разрушения в Белгороде, Харькове и Киеве могут усложнить реализацию запроса на мир. Но могут и приблизить ее.

В «Утреннем развороте» 4 января на канале «Живой Гвоздь» ведущие спросили меня: надо ли помогать пострадавшим в Белгороде (как ни странно, по проведенному в эфире опросу, так считают отнюдь не все)?

Я ответил, что кровь у всех людей одного цвета. Что человеческие жизни — бесценны, а гибель людей — трагедия, и надо сожалеть о жертвах и помогать пострадавшим. А те, кто считает, что помогать им не надо, видимо, никогда в жизни не попадали (и пусть и не попадут!) в ситуацию, когда среди погибших или раненых будут их родные и близкие…

Происходящее в эти (и не только в эти) дни, когда один удар влечет за собой в качестве ответа второй, тот — третий, четвертый и так далее, может длиться очень долго. И потому

нет иного пути, кроме прекращения огня и переговоров, что означает и прекращение гибели людей.

Оно может быть очень долгим: достаточно вспомнить, что между Северной и Южной Кореей оно длится уже семьдесят лет (!), а полноценного мирного договора между ними так и нет. Но все это время не погибают люди — ни с той, ни с другой стороны. И, кстати, посмотрите, какой уровень жизни и технологий сегодня у Северной Кореи, а какой — у Южной…

Только что были редкие за последнее время хорошие новости: впервые за долгое время (с 7 августа) состоялся обмен военнопленными. В Россию возвращено 248 человек (официальные данные Минобороны), в Украину — 230.

Это означает, что коммуникация сохраняется, что разговоры между российской и украинской стороной (пусть и при участии посредников) не только возможны, но и могут приносить результат.

Значит, возможно и соглашение о прекращении огня и переговоры. Сколь угодно долгие — но без обстрелов и стрельбы, без жертв и разрушений.

Читайте также

«Есть огромный запрос на мир»

Обращение Дмитрия Муратова*

Да, возможно, что каждый удар и каждая новая жертва, увеличивая степень ожесточения, усложняют продвижение к этой цели.

Потому что велико желание посчитаться за свои потери, наказать и отомстить.

И потому что очень много есть желающих объяснить, что продолжение боевых действий нужно, чтобы потери не были напрасными, а мир будет «унизительным».

Но возможно и иное: понимая, что обмен ударами может продолжаться сколь угодно долго, будет нарастать понимание того, что все-таки надо прекратить огонь.

Что надо разорвать цепочку причин и следствий, в которой каждое следствие становится новой причиной.

Иначе в ней будут появляться все новые и новые звенья, каждое из которых означает смерть и кровь.

Читайте также

«Попали по городу Белгород…»

Российский региональный центр вблизи линии фронта пережил крупнейший с начала СВО обстрел: погибли 24 человека, ранены более 100

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow