Бьет рекорды продолжение нравоучительной комедии Клима Шипенко, выстрелившей в кассовое «яблочко», преодолевшей 3 миллиарда и ставшей самой успешной дочебурашковой комедией за всю историю российского проката. И вот «холопка» на первом же вираже обходит «холопа» — миллиард за три первых дня нового года у сиквела.
От добра добра не ищут, лучше не рисковать — прикинули продюсеры. А с ними и авторы сценария (Дарья Грацевич, Антон Морозенко, Дмитрий Пермяков) решили не изобретать велосипед. Проехать по накатанной — назидательное фэнтези на фольклорном материале дубль два с сильным мелодраматическим привкусом. Народ проверенный временем полюбившийся рецепт поддержал (мы вообще за стабильность, в том числе и в новогодние каникулы, неоскудевающая франшиза «богатырей» — это подтверждает).
В первой серии перевоспитывали мажора Гришу (любимец публики Милош Бикович с бархатистым голосом Сергея Габриэляна), во втором — бэд-герл, наглую мажорку без берегов Катю (Аглая Тарасова). Она пуляет по спортсменам фейерверками, врезается на похищенном полицейском катере в питерское кафе, благодаря высокопоставленной мамаше, вместо тюрьмы летит в Дубай, бузит в бизнес-джете. Потому как дочери крупной федеральной чиновницы можно все.
Кадр из фильма «Холоп 2». Источник: Кинопоиск
Гриша видит в ней свои ошибки молодости и готов наставить девицу на путь истинный по проверенной на себе «программе». Устроить шоу Трумэна а-ля рюс в сарафанах и кокошниках плюс бальные платья и говорящие пушки. Все ради воспитания «очередной Митрофанушки».
Та самая деревенская ретро-усадьба в урочище Лосковском Псковской области, декорированная под поместье XIX века из первого фильма, превратилась с экоотель. Убыточный, потому что Грише не до него. Он и сам, хоть и перевоспитанный, проводит время на курортах/бассейнах с эффектными красавицами в лососевых купальниках. И только встреча с наглой кудрявой оторвой Катериной меняет траекторию жизни: он (как и режиссер Шипенко) поднимет на новый уровень сценарий насильственного «превращения».
Кадр из фильма «Холоп 2». Источник: Кинопоиск
В первом организованном сплоченной командой реалити-шоу мажор оказывался крепостным конюхом, в его сильно подорожавшем «повторе» мажорка Катя (за все заплатит ее мама) — Золушкой-крестьянкой в золотых туфельках.
Впрочем, в новой серии буквально все учатся чему-нибудь и как-нибудь. Гриша, перевоспитывая мажорку, преодолевает личностный кризис и, понятное дело, влюбляется в свою подопечную. Про его любовь из первого «Холопа» — бедную Лизу (Александра Бортич) по многим причинам пока просто забыли. Но есть у Гриши и иная — тайная цель: добиться уважения отца.
Папа Гриши, тот же крупный бизнесмен (Александр Самойленко), обучается пониманию и принятию своего взрослого сына как другого — отдельного человека. И — тоже не без насилия («встал и пошел!») — умению вальсировать на балах. Федеральная чиновница (Наталья Рогожкина) — начинает видеть и слышать свою позабытую в государственных делах и брошенную на нянек — дочь Катю. И в какой-то момент готова гордиться наследницей по прямой.
В первой серии от всех социальных болезней лечили любовью. Во второй — самоотверженным патриотизмом, — от которого до подвига рукой подать.
Режиссер Клим Шипенко своей мастеровитой рукой пытается героический пафос снять иронией, но для этого в сценарном материале, в диалогах должен присутствовать юмор. А фильм — крепко скроенным, изобретательно снятым — но не смешным. Сегодня у нас с юмором напряженка. И шутки над лягушатниками — не самые удачные. Зато актуально.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Главное отличие от первого фильма — масштаб и бюджет, увеличенный в три раза (!). Ставка продюсеров на зрелище, в котором нуждается обедневший после ухода Голливуда зритель. Действие выходит за «берега» небольшой ретро-усадьбы и переносится во дворец в усадьбе Кусково. И этот «дворцовый переворот» забавно рифмуется с отвязным праздником во «Дворце» Поланского с русским гангстером Петровым, прячущим миллионы в подвал. В российской комедии миллионы не прячут. Частный капитал бизнесмена-папика и государственной мамы сливаются ради воспитания юного поколения.
Сьемки фильма «Холоп 2». Источник: Кинопоиск
В воспитательный сюжет реалити-шоу помимо костюмной фейковой деревни вписана… война 1812 года с баталиями и ожидаемым героизмом перевоспитавшейся мажорки. Есть оммаж Бондарчуку — первому балу Наташи: ее танец с солидным одноглазым генералом (папой Гриши в роли графа Голенищева-Кутузова) в окружении многочисленной костюмированной вальсирующей массовки. Снова путешествия по киноклассике: от «Золушки» и «Гусарской баллады» — до «Укрощения строптивой», «Касабланки» и даже маскарадной «Жанны д’Арк» («а мы ее сожжем!»). Если помните, в первом «Холопе» тоже был шипучий коктейль отсылок от спагетти-вестернов Серджио Леоне, гайдаевского «Ивана Васильевича» до «Ностальгии» Андрея Тарковского.
В саундтреке бьются забойные аранжировки Вивальди, Бетховена и «Эй, ухнем», «Золушки», с кульминацией — музыкальной цитатой из любимого советского фэнтези «31 июня» («Всегда быть рядом не могут люди»). Среди камео — Малахов со своим кринжовым телешоу. Микробенефис Павла Деревянко в роли шутейного Наполеона, цитирующего «Нотр-Дам де Пари», так как свою роль подставной Наполеон не успел выучить.
Но в первом фильме действие реалити-шоу разворачивалось в канун отмены крепостного права, у порога свободы, которую крестьяне обретали благодаря смекалке и храбрости конюха.
Во втором в духе времени Катя призвана совершить подвиг исключительно во славу отечества, что уравнивается с познанием самой себя.
Четыре года назад визуальный аттракцион «Холоп» Шипенко стал главным фильмом нового года. В этом году, несмотря на отсутствие новизны и юмора, фильм не просто закрепляет успех, но взлетает к новым чемпионским вершинам бокс-офиса.
Потому что многоцелевая продюсерская задача выполнена. «Холоп 2» — каникулярное с патриотическим привкусом и влюбленностью в прекрасное прошлое кино — совпадает со зрительскими ожиданиями. Выходит на волне изменения зрительских предпочтений. Место советских лирических комедий заняли — «ненапряжные» моралите с переодеваниями. Не важно в кого. В «холопа», в бременское животное, в трех богатырей или в пуп земли.
Так что и «Холоп 3» не за горами-лесами-усадьбами. Как и в «Любови-моркови», откроются новые горизонты для последовательных переодеваний: не только новых красивых и молодых героев, но и их родителей, детей и даже домашних животных. Зачем бременских? Своих, псковских!
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68