КомментарийКультура

За нас с вами и другие…

Российские фильмы. Выбор Ларисы Малюковой

  • «Сказка», Александр Сокуров
  • «Пациент № 1», Резо Гигинеишвили
  • «Один маленький ночной секрет», Наталия Мещанинова
  • «Снегирь», Борис Хлебников
  • «За нас с вами», Андрей Смирнов
  • «Фрау», Любовь Мульменко
  • «Чувства Анны», Анна Меликян
  • «Новый Берлин», Алексей Федорченко
  • «Год рождения», Михаил Местецкий
  • «Чума», Дмитрий Давыдов
  • «Поедем с тобой в Макао», Роман Михайлов
Кадр из фильма «Сказка»

Кадр из фильма «Сказка»

«Сказка» Александра Сокурова

Неконвенциональное кино, которое не описывается словами. Впрочем, и само изображение гуляет между предельной ясностью и чернильной зыбью. Неприкаянные призраки вождей — Гитлера, Сталина, Черчилля, Муссолини — бродят в молочном пространстве между небом и землей. Томятся в ожидании, когда смогут войти в гигантские Врата, которые приоткрываются на миг и снова закрываются.

Это монохромное серебристо-молочное пространство — то ли Чистилище, то ли загробный мир, то ли лимб.

Сокуров создал современное произведение искусства, унаследовавшее образы дантовского ада и платоновской пещеры со смутными тенями. Эстетическое новаторство молодой режиссуры семидесятилетнего автора шокирует, восхищает, бесит — в любом случае требует от зрителя труда: нарратив практически отсутствует, в гипнотическом по пластике неспешном действе зашифровано эссе о непрерывности истории как круговороте зла, в котором барахтается брошенный в темные воды обманутый инфантильный гуманизм.

Профессионального историка Сокурова не отпускает поиск причин и следствий мировых катаклизмов, мутаций человеческой природы. Диктатура власти — бредовое изобретение человечества. Ненасытная жажда пушкинской Старухи владычествовать над миром. «Мы можем расстрелять или повесить диктатора, — говорит режиссер, — но что нам делать с миллионами людей, которые привели его к власти? Я не чувствую себя ни судьей, ни обвинителем, ни защитником…»

Фильм не получил прокатное удостоверение.

Кадр из фильма «Пациент №1»

Кадр из фильма «Пациент №1»

«Пациент № 1» Резо Гигинеишвили

О власти, которую берут без спроса, ибо для иных правителей она бесценней всех ценностей. Власти как мощной, вожделенной, инфернальной силе, которая в итоге порабощает самого диктатора, делая его несвободным.

За пунктирным абрисом умирающего генсека, или пациента № 1 (Александр Филиппенко), проступает маркесовский образ увядающего патриарха. Немощный старик и — руководитель гигантской страны, председатель президиума Верховного совета Союза ССР, генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза… Лицо из телевизора, с транспарантов, с трибуны Мавзолея.

Рабочее название фильма — «КУ». Аббревиатура «Константин Устинович» и отсылка к данелиевской трагикомедии об одной пришибленной планете с ее малиновоштанными приседаниями перед власть имущими.

Правитель устал, еле дышит. Но его «приговорили к жизни» ради скорых выборов. И кто у кого в заложниках — большой вопрос.

В этой камерной картине много маленьких сюжетов манипуляций и компроматов. Маленьких трагедий и большого гротеска. Как и у Маркеса, это история распада. Не только «Пациента № 1», но и мерзлой гигантской империи, удушенной старческими смертельно-опасными объятиями.

Приз Фонда Вернера Херцога.

Кадр из фильма «Один маленький ночной секрет»

Кадр из фильма «Один маленький ночной секрет»

«Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой

Черная с блестками и размазанной слезами тушью новогодняя сказка выполнена с соблюдением почти всех Аристотелевых единств: времени (24 часа), действия (главный сюжет — история подростка Миры, подвергаемой домашнему насилию). И даже место («на районе»). А если вспомнить обязательное в трагедии присутствие Танатоса, то здесь он есть. Метафорическая смерть юной героини в образе сжевывающего девочку дивана. Розового.

Про домашнее насилие и предательство взрослых. Про Новый год — вечного обманщика, который обещает исполнить самые заветные, спасительные желания — и обманывает. Праздник обрушится вместе с падающей елкой — девочка буквально зависнет между жизнью и смертью. И даже снег в этот момент замрет.

Для Наташи Мещаниновой это личная, кровоточащая история. О ней она написала в своей книге рассказов.

Фильму не дали прокатного удостоверения для показа в кинотеатрах.

Кадр из фильма «Снегирь»

Кадр из фильма «Снегирь»

«Снегирь» Бориса Хлебникова

На ржавом суденышке «Снегирь» — мужской мир. Здесь отстроенная с советских времен морским регламентом патриархальность. Свои незыблемые законы. В замкнутом коллективе все, как в армии: и дедовщина, и попытка двух салаг стать своими среди чужих. У одного — более пластичного — получается. Второй — смеющий «свои суждения иметь», белая ворона, по сути, не жилец.

Постепенно в клаустрофобическом, раскачанном морем, прогрызанном ржавчиной пространстве разогревается неразрешимый конфликт, который взорвется десятибалльным штормом. Страшным и беспощадным. Словно сама природа негодует: что ж вы за люди?

Конфликт отцов и детей обретет масштаб глубинного мировоззренческого разрыва. Отцы требуют, чтобы дети «допели их песни», «достроили их недостроенное», прожили их жизнь. Они воюют с будущим, превращая в жертвы собственных детей.

Гран-при Международного кинофестиваля Arctic Open.

Фильм получил прокатное удостоверение.

Кадр из фильма «За нас с вами»

Кадр из фильма «За нас с вами»

«За нас с вами» Андрея Смирнова

Историческая драма у изголовья подыхающей, но все еще крепкой тоталитарной системы. Коммуналка на Пироговке — ковчег чужих и близких друг другу людей, плывущих по волнам страдания, отчаяния и неоправданной веры, живущих дурными новостями, «сухой пургой ослепленных».

Оглушенные страхом, обесцененные личности, парализованные частички массы пытаются жить — каждый в своем коконе. Им — мильон терзаний, а они — все равно надеются… Радуются. Запретный джаз слушают. Праздник устраивают на Новый год с гусем с яблоками. Влюбляются… Мороженое в кафе. Чулки новые. «Учитель танцев» в кинотеатре. А газеты рапортуют о строительстве в рекордные сроки Волгодона. И Олимпиада опять же, и наши шахматисты лучше всех. Это какой же год. Точно 1953-й? Время крутится волчком внутри воронки «победившего сюрреализма» — никак не выскользнет.

Фильм получил прокатное удостоверение, но практически не шел в кинотеатрах.

Кадр из фильма «Фрау»

Кадр из фильма «Фрау»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Фрау» Любови Мульменко

Нежное кино о несостоявшейся любви. Ледяная сказка. Принц — застрявший в советской эпохе Иван (Вадик Королев), ретро-человек с особенностями. Принцесса — Кристина-балерина (Лиза Янковская). Мается со своей не сложившейся личной жизнью. Танцует несчастную любовь «Жизель». Мечтает о стабильности.

И когда полярности встречаются, им кажется, что может у них получиться семья. И потом им так трудно признаться себе, что… не получилось. Но эта попытка стала способом обретения себя.

Призы Фестиваля актуального кино «Маяк» за лучший сценарий и лучшую женскую роль — Лизе Янковской.

Кадр из фильма «Чувства Анны»

Кадр из фильма «Чувства Анны»

«Чувства Анны» Анны Меликян

Магический реализм, антиутопии и философская фантастика. Наивность и тактильность. Абсурд и реализм. Сверхчувственное авторское признание в сокрушительной растерянности и боли, которую сегодня многие испытывают.

Но прежде всего черно-белая поэтическая притча — о спасительной силе любви, которой все труднее нас спасать. Под сомнамбулическую музыку Shortparis.

Как работница пермской шоколадной фабрики (Анна Михалкова) голоса инопланетян слышала. И представители внеземных цивилизаций объясняли ей очевидные истины: предупреждали, что человечество в полушаге от смертельной опасности. А то мы не знали! Что склонность к насилию приведет к самоуничтожению — и не когда-нибудь, а уже через 10 лет. Но что с этим делать?

Картина — с подшитым не без горькой иронии в ее подкладку христологическим мифом — вместе с автором и героями бесстрашно шагает в болевые зоны и проблемы, самые что ни на есть актуальные.

Кадр из фильма «Новый Берлин»

Кадр из фильма «Новый Берлин»

«Новый Берлин» Алексея Федорченко

Третий фильм псевдодокументальной трилогии Федорченко, раскручивающего миф из легенд, домыслов, простого предположения «а вдруг?». А вдруг легенда о бегстве фашистов в Антарктиду правда? И среди льдов, в «райских пещерах» земли Королевы Мод укрылся миллионный город приспешников Гитлера?

Текстура параллельной реальности шьется из сюра, театральности и маниакальной достоверности деталей. И вся эта фантасмагория — почти настоящая реальность — «совершенно случайно» обнаружена авторами на старых пленках, которые вроде бы валялись в музее «Дом енота». Кто-то ведь снял там среди льдов это почти документальное кино с титрами: «Кинокомпания «Новая Швабия». Значит, кому-то удалось сбежать из обреченного града Нового Берлина — подземного, чисто арийского темного царства?

Кадр из фильма «Год рождения»

Кадр из фильма «Год рождения»

«Год рождения» Михаила Местецкого

Нежное и безумное кино, по определению автора, фильм — «сорви-голова».

Про то, что рок бессмертен. Как первая любовь: хрупкая, перерезающая плоть жизни на «до» и «после». Как кино, раскачивающееся на тонкой проволоке между вымышленным и реальным.

У главного героя, романтика Филиппа (Эльдар Калимуллин), помимо доморощенной радиостанции есть изобретенный старшими товарищами по панк-року особый инструмент — уандер-элемент, который извлекает внутреннюю музыку из людей. Стоит только поднести этот удивительный инструмент (очевидный потомок трубы Бананана) к человеку, как сразу начинаем слышать его «мелодию». Колыбельную — рядом с малышом, восточную попсу — с «неместным» таксистом, советскую эстраду про сбежавшую электричку — рядом с бабулей. И рвущий горло глотку хит группы «Яичный свет» «Алё, Марина!» в исполнении ее фронтмена Сопли — головокружительного Юры Борисова.

Приз Фестиваля актуального кино «Маяк» за лучшую мужскую роль — Эльдару Калимуллину.

Кадр из фильма «Чума»

Кадр из фильма «Чума»

«Чума» Дмитрия Давыдова

Минималистская притча о мужском мире, пораженном странной болезнью — нелюбовью. Черно-белая, сдержанная, притемненная картина, свет вспыхивает лишь на каких-то головокружительных пейзажах. Две неполные сельские семьи без матерей живут в якутской деревне в домах напротив друг друга. Отцы с сыновьями-подростками. Наглый и решительный Влад нападает и оскорбляет и даже избивает робкого соседа Ивана, которого считает ничтожеством и слабаком. И сын униженного отца заводит неожиданную дружбу с его обидчиком.

Как сеется, взращивается, прикармливается унижением ненависть — производное желанию властвовать, управлять, манипулировать. Но чтобы одни набирались этой злой энергией и манией управлять/повелевать другими, а другие должны полностью потерять самоуважение, волю, самостояние. Как зло инфицирует, превращается в вирус и подавляет природный иммунитет добра.

Зло — сильнее, потому что не выбирает средств.

Фильм скоро выйдет на экраны.

Кадр из фильма «Поедем с тобой в Макао»

Кадр из фильма «Поедем с тобой в Макао»

«Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова

Меланхолический психотриллер о лудомане Сергее (Роман Михайлов), который затягивает своего сына, студента юрфака, в подпольный мир покера.

Кино не столько про игру, сколько про гэмблинг-зависимость. Подмену реальности, человеческих отношений — игрой упоительной, азартной… безнадежной. Но еще — про привязанность взрослеющего на глазах сына к инфантилу отцу. Про неукротимое стремление спасти-вытащить, просто быть рядом. Поэтому самые светлые кадры фильма — их прогулки вдвоем по вечернему, залитому золотым светом городу.

А отец все равно будет мечтать об игре. Хоть в катране, хоть в психушке, хоть в тюрьме… Но лучше в Макао — азиатском Лас-Вегасе на Жемчужной реке. У берегов разбитых надежд.

«Поедем с тобой в Макао» — еще одно иррациональное приключение Михайлова, продолжение его мистических снов о России. Или, как он говорит, «эзотерических трактатов». Из фильма в фильм математик и поэт, лишь недавно ставший режиссером, исследует матрицу нашей парадоксальной диковинной жизни, выхватывая лишь какую-то ее часть, словно и в кино продолжает развивать математическую теорию групповых колец, каждое из которых — свободный модуль, а соединенные вместе — они создают некую систему.

После некоторых мытарств фильму все же выдали прокатное удостоверение.

Больше о кино

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Читайте также

Несчастные убийцы, их бедные жертвы и образцовые соседи

Несчастные убийцы, их бедные жертвы и образцовые соседи

10 лучших зарубежных фильмов 2023 года по версии Ларисы Малюковой

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow